Героем нашего следующего интервью с российскими фестивальными отборщиками стал Никита Карцев, программный директор набирающего всё большую популярность фестиваля нового российского кино «Горький fest», ведущий рубрики "150 секунд" программы "Кино в деталях" на СТС, кинокритик, постоянный автор журнала “Искусство кино”.
По каким критериям отборщики собирают фестивальные программы? На что обращают внимание прежде всего и какие фильмы никогда не отберут для показов? Читайте в нашем материале.
КАК ПОВЛИЯТЬ НА ОТБОРЩИКА?
Для меня фильмы важнее режиссеров. Может, поэтому и число друзей среди них уменьшается каждый год.
Личное обращение может повысить шансы на то, что я посмотрю тот или иной фильм, а не потеряю его среди сотен заявок. Но никаких преимуществ у фильмов, которые мне посоветовали, нет. В любом случае я буду опираться только на свои вкус и интуицию.
Единственное преимущество одного автора перед другими, это талант. А то, как он выражается, абсолютно неважно. Другое дело, что у таланта много граней, а значит и признаков. Это не отдельно взятые тема, построение кадра, способ раскрытия сюжета, а их совокупность.
Талантливый фильм видно с первых минут. Неталантливый тоже. Иногда по одному только названию и даже шрифту, который режиссер выбрал для начальных титров, можно с точностью до 90% сказать, стоит ли досматривать фильм до конца.
“ОДИН ВЫСТРЕЛ – ОДИН ТРУП”
Разницы, откуда я получил работу – от автора лично или от компании-дистрибьютора – нет.
Хочется верить, что повлиять на мой выбор невозможно. Хотя на самом деле на нас влияет все. Настроение, отношения в семье, даже погода. Так что нужно постоянно работать над собой, чтобы оставаться в фокусе:) А что касается общения, не нужно стесняться себя предлагать. Но и настойчиво убеждать, что отборщик ошибся и не разглядел шедевр, тоже не нужно. В мире давно уже фестивалей больше, чем фильмов. Всем найдется место.
Если отборщик добросовестно делает свою работу, то он и так видел ваш фильм и принял по нему какое-то решение. А если нет, то зачем вашему фильму такой отборщик? Мне кажется, письмо или сообщение должно быть одно. Как и один ответ на него. Один выстрел - один труп.
О КРИТЕРИЯХ ОТБОРА ФИЛЬМОВ
Объективности не существует, но есть разные уровни субъективного. Каждый фестиваль, как и каждый фильм, это высказывание. Попытка его авторов что-то сказать человечеству. И этому высказыванию необходим зритель. Самая большая удача для меня как для отборщика – вызвать у зрителей беспокойство, даже злость. Заставить задуматься: что этот фильм здесь делает? Кино – очень эмоциональная вещь. Здесь много способов увлечь зрителя. Подарить ему иллюзию искусства. Чаще всего, чем приятнее тебе в зале, тем быстрее забываешь фильм после. А вот то, что тебя задело, помнишь долго. Комфорт убаюкивает, усыпляет. Беспокойство заставляет думать.
Какие фильмы я никогда не отберу в программу? Неталантливые. Но что раздражает больше всего - тяга современных авторов к анекдотам (не путать с комедиями!). Особенно этим страдает короткометражное кино. Видимо, всему виной ютуб с его мгновенным одобрением аудитории. Эта эпидемия анекдотов как обратная сторона господствовавшей много лет в нашем кино гегемонии занудных фильмов о тяжелой русской жизни. Анекдоты от них выгодно отличаются энергией и, как следствие, востребованностью у зрителей. Это меня пугает (и отталкивает) еще больше.
О ФЕСТИВАЛЯХ И ИНДУСТРИИ
Индустриально важный смотр в России только один - Кинотавр. В обозримом будущем подвинуть его с пьедестала невозможно. Но это и хорошо. Это значит, что если ты не хочешь превратиться в типичный фестиваль фестивалей, ты вынужден искать собственное лицо, свою нишу. То есть снова – развивать кругозор и работать над собой. Тогда, глядишь, и фестиваль попадет в число индустриально полезных. Что, в конечном итоге, абсолютно ничего не значит.
Вопросы задавала Елена Коржаева, исполнительный продюсер CinePromo
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ДРУГИЕ ИНТЕРВЬЮ ПРОЕКТА:
- Стас Тыркин: “У меня есть обязательство перед жюри, чтобы оно после просмотра не набило мне морду”
- "Не мешайте отборщику делать свою работу"! 10 вопросов Виктору Прокофьеву
- Андрей Золотуха (KONIK Fest): "Главное - это кино, всё остальное для слабаков"
- Дмитрий Якунин: «Мое кредо – «двигаться вперед, но при этом помнить и уважать традиции»
- Никита Карцев: “Для меня фильмы важнее режиссеров”
- Некоторые принципы работы программного директора "Артдокфеста" Виктории Белопольской
- Александра Жукова: "Для меня важно, когда в фильме есть живой нерв, импульс, чувство"