14 сентября 2019 в Благовещенске стартовал 17-й фестиваль «Амурская Осень», в рамках которого пройдут 2 киноконкурса – полнометражных и короткометражных фильмов. По традиции они составляют только премьеры. В преддверии смотра мы попросили ответить на наши вопросы Александру Жукову, программного директора «Амурской осени», а также международных фестивалей «Open Place» в Латвии и «Содружество» в Грузии, куратора короткометражного и документального конкурсов фестиваля «Киношок» и других.
Дает ли, на твой взгляд, личный фидбэк какое-то преимущество по сравнению с безличной подачей официальной заявки?
В этом вопросе, на мой взгляд, важно прежде всего кино как основной предмет разговора. Для меня лично разницы нет, знакома я с режиссерами во время подачи заявки или нет. Зачастую я переписываюсь в соцсетях с совсем незнакомыми для себя авторами и всегда открыта к диалогу. Мне можно послать ссылку в фейсбуке, например, и я точно так же ее посмотрю, как и фильм автора, с которым мы знакомы, общаемся, тусим.
Какие 5 вещей всегда обращают на себя твоё внимание как отборщика, давая авторам некое преимущество?
Назову самое главное. Мне интересна оригинальность – или формы, или истории, или персонажей, или финала. Это должно быть какое-то небанальное высказывание, способное удивить. Кроме того, для меня важно, когда в фильме есть живой нерв, импульс, чувство. Мне кажется, когда в фильме этого нет, это пустота.
Каких правил стоит придерживаться и чего не стоит делать, выстраивая общение с отборшиком? Можно ли как-то повлиять на твой выбор?
Не быть навязчивым. Не быть навязчивым. И еще раз... Не стоит каждые 2-3 дня напоминать о себе, перечислять призы, которые фильм получил, или фестивали, где он участвовал. Кино все скажет само за себя. Мы все беспокоимся и хотим определенности, но иногда это переходит всякие границы.
Стоит ли напоминать о себе почаще письмами и сообщениями?
Ни в коем случае. Отдельный антирецепт – вопрос: "а когда мы могли бы созвониться, чтобы"... Я вообще телефонофоб и считаю, что нет ни одного вопроса, который нельзя было бы решить посредством других способов общения. Повторюсь, при этом я очень открытый человек к диалогу.
Где та грань между «междусобойчиком»/ «конъюктурой»/ «обязательным» индустриальным набором работ и участников и объективностью? В чем, на твой взгляд, заключается задача отборщика?
Это довольно странный вопрос, так как все так или иначе в одном кругу – знакомы или будем знакомы. Думаю, что при выборе нужно исходить из своего чутья, своих представлений, что такое хорошо, а что такое плохо.
В любом случае, выбор субъективен, но, на мой взляд, задача отборщика – формировать программу исходя из своего вкуса и концепции фестиваля, который он представляет, сохраняя разумный баланс при выборе. Это всегда непростая задача, ведь эти фильмы будут смотреть зрители, жюри, профессиональное киносообщество. Иногда, например, я делаю выбор в пользу фильмов, которые не всегда мне близки, но объективно я вижу, почему "да", в чем их достоинство. А иногда бывает ситуация обратная – выбираю авангардные фильмы, сюрреализм, экспериментальные фильмы, не всегда понятные большинству, но не менее интересные от этого.
Может ли личное отношение к автору влиять на твой выбор: например, ты дружишь с автором, но его новый фильм, на твой взгляд, не получился, или ты в ссоре с автором, но он снял очень крутую работу, которая идеально впишется в программу?
Нет, не может. Если кино нам нужно, то мы всегда можем найти форму взаимодействия – варианты спецпоказов, фильмы открытия / закрытия и многое другое.
Какие фильмы ты категорически никогда не отберешь ни на один твой фестиваль?
Самонадеянное и любительское кино в плохом смысле этого слова.
Есть ли разница, откуда ты получаешь работы: от авторов лично или от компании-агрегатора (дистрибьютора)?
Безусловно, есть. В некоторых вещах через дистрибьюторов, фестивальных агентов действовать проще – какие-то нюансы не приходится объяснять, срочные вопросы можно решить более оперативно, например, если фильм уже отобран, нужны материалы, а автор может не выходить на связь, так как находится на съемках в Гренландии. Кроме того, удобнее работать с конкретной собранной базой фильмов и пометок, но тем не менее, я смотрю все фильмы, которые мне приходят – и от авторов напрямую, и через их фестивальных продвиженцев.
Назови 5 наиболее индустриально полезных для тебя смотров, откуда ты всегда приезжаете с большим «урожаем» классных фильмов?
Берлин, Бусан, Клермон-Ферран.
Вопросы задавала Елена Коржаева, исполнительный продюсер CinePromo
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ДРУГИЕ ИНТЕРВЬЮ ПРОЕКТА:
- Стас Тыркин: “У меня есть обязательство перед жюри, чтобы оно после просмотра не набило мне морду”
- "Не мешайте отборщику делать свою работу"! 10 вопросов Виктору Прокофьеву
- Андрей Золотуха (KONIK Fest): "Главное - это кино, всё остальное для слабаков"
- Дмитрий Якунин: «Мое кредо – «двигаться вперед, но при этом помнить и уважать традиции»
- Никита Карцев: “Для меня фильмы важнее режиссеров”
- Некоторые принципы работы программного директора "Артдокфеста" Виктории Белопольской