Что на самом деле из себя представляет столь интригующая дебютантов секция Short Film Corner Каннского фестиваля? Стоит ли вообще ездить в Канны начинающим авторам? Что нужно знать перед отправлением на кинорынок и зачем заниматься фестивальным продвижением фильмов?
Обо всем этом в интервью CinePromo с продюсером короткометражных фильмов "Петух" и "Джи" Кириллом Алехиным.
Кирилл, все в кино попадают по-разному. Как попал в этот омут ты?
В шесть лет я посмотрел «Хищника» — без перевода, с пиратской кассеты, затертой настолько, что половину кадров съели искажения и помехи (от этого фильм казался еще более жутким).
В десять лет все карманные деньги тратил на видеосалоны.
В двадцать разослал по редакциям письмо: «Хочу стать кинокритиком!» Диплома ВГИКа, где вообще-то готовят критиков, у меня не было. Зато нахальства — через край. Главный редактор лучшего на тот момент киножурнала Premiere назначил встречу в кафе. Я заикался и страшно переживал, что не смогу закрыть счет, а он вдруг предложил зарплату $1000, старенький Macintosh с заедающей клавиатурой и вести рубрику.
Потом была целая вечность в кинопрессе — рецензии и интервью, премьеры и фестивали, чужие фильмы и знакомое всем брюзжание: «Я бы снял лучше». Пока не снял.
Тебя больше вдохновляет режиссерская или продюсерская работа?
Режиссеров знают в лицо, а девушки на них смотрят ВОТ ТАКИМИ глазами.
На площадке режиссер тоже может себе позволить многое — быть самодуром, например. Но занимаюсь я все-таки продюсированием.
Продюсер должен уметь почти все. Поправить третий акт в сценарии. Поставить свет. Собрать колбасу на монтаже.
Не чтобы все это, собственно, делать. Но только разобравшись в процессах и людях, можно довести фильм от идеи до кинозала.
На съемках продюсер сидит где-то на галерке и выглядит совершенным бездельником, на премьере он никогда не скажет: «Это мое кино». И все-таки именно у продюсера больше всего ответственности, контроля, а вместе с ними — свободы.
Короткометражная комедия «Петух» Алексея Нужного, которую ты продюсировал, стала абсолютным фестивальным хитом 2015 года. Расскажи, о своем фестивальном опыте. Насколько вообще это нужно – тратить время, деньги и силы на фестивальные отправки? Что это дает?
На премьеру «Петуха» мы позвали друзей и группу. Было вино, аплодисменты, рукопожатия — фильм тепло, очень здорово приняли. Но через два дня мне позвонили от большого российского фестиваля и крылья подрезали: «Это, — сказали в трубке, — Вообще не кино».
Я понял, что фильм сам себя не покажет. Начал изучать, как устроены фестивали.
Фестивальное продвижение — это рутинная, во многом механическая работа, ну примерно как перечистить тонну картошки. Заводишь профайлы на специальных сервисах, переписываешься с отборщиками, заполняешь таблицы, заявочные листы, делаешь субтитры, региональные постеры, диски… И если со всем этим не возиться, кино просто ляжет на полку.
Промоушном мы занимались втроем с партнером Димой Шаровым и автором сценария Колей Куликовым. На рассылку «Петуха» ушло примерно 200 000 рублей и полгода жизни, зато появилось понимание, что нет хороших или плохих фильмов: успешны те, за которые борются.
Как мы все заметили, на зарубежных фестивалях в 2015 существовал некий негласный и гласный бан, связанный с российскими картинами? Очень многие по-настоящему крутые фильмы в прошлом году остались незамеченными или проигнорированными отборщиками иностранных фестов. Нам, кстати, очень часто получали в ответ: «Russia isn’t eligible for our program this year”. Это ситуация как-то отразилась на фестивальной истории «Петуха» или ты это никак не почувствовал?
Я люблю «Секретные материалы» и всякие теории заговора, но с российским коротким метром все проще: мы очень часто отстаем, выпадаем из мирового контекста.
На рынке огромная конкуренция. На фестиваль в Клермонт-Ферран в этом году пришло почти восемь тысяч короткометражек. Выбирают лучшие. Те, что чисто технически сняты круто и дорого, в которых есть новый киноязык. Смелые. Попадающие в фестивальный формат.
«Второе дыхание» Сережи Цысса за два года объехал триста фестивалей. «Петуха» показывали в деревне на крошечном острове в Тихом океане, в американских придорожных городках (я рассматривал их в Google.Maps: по пять кварталов вокруг хайвея), на площадях. Если и появлялись к фильму вопросы, то: «Наложите французские субтитры?» Сейчас «Петух» переведен пять или шесть языков.
По твоим ощущениям, на зарубежные фестивали лучше берут комедии или драмы? Следующим после «Петуха» фильмом, который ты продюсировал, стал очень красивый, но грустный «Джи» Романа Сафина. Насколько я знаю, у тебя очень большие ожидания, связанные с этим фильмом… Ты ждешь бОльшего «выхлопа»?
Берут все. В мире несколько тысяч фестивалей. Половина — тематические.
Есть свои фестивали для фильмов, снятых женщинами-режиссерами, есть большой пул фестивалей LGBT или фантастического кино — свой экран есть для каждого, надо только его найти.
Как облегчить роспись? Хронометраж фильма — до 15 минут. Меньше слов, больше зрелищных кадров. Проблематика и сюжет должны быть понятны зрителю в любой стране.
«Джи» в этом смысле продюсерский, вполне просчитанный проект. Он короткий, он невероятно красивый — мы снимали парашютистов в свободном падении, — он, наконец, понятный: на десять минут — две реплики.
Мы думали о фестивальной стратегии еще на стадии сценария и, конечно, надеемся, что в 2016 году «Джи» полетает по планете.
А ты сам ездил с «Петухом» на какие-то фестивали? Насколько в целом эффективно личное присутствие режиссера \ продюсера на киносмотрах? Гарантированно призы дают, "трубят" во всех местных СМИ или что? На какие фестивали стоит ездить, а какие можно пропускать?
Я немного покатался по России. Во-первых, было любопытно, как откликаются зрители, на каких сценах смеются, где мы попали. Во-вторых, короткий метр — это визитная карточка: «Я могу снимать вот так!» Всегда приятнее вручить ее лично.
Фильму присутствие режиссера или продюсера на фестивале особо не помогает, зато появляются разные полезные связи: «А, так это ваше?..» — и пошло-поехало.
На испанский «Петуха» перевел замечательный актер Даниэль Хорват, с которым мы разговорились в Каннах и теперь очень дружим.
Не так давно прошел дедлайн для подачи заявок в Short Film Corner Каннского фестиваля. Участие стоит 85 евро и многие начинающие авторы, в этом мало чего понимающие, сомневаются, стоит ли тратить на это деньги, или подают работу, не подумав, просто потому что это «Cannes Film Festival”. Воображение тут же рисует Лазурный берег, красную дорожку и всеобщее признание в свете софитов под оглушительные аплодисменты восхищенных зрителей и коллег... По твоим ощущениям, каков полезный коэффициент от участия в этой секции? Что это вообще такое?
Short Film Corner — это не вполне Каннский фестиваль. Отправить фильм в Short Film Corner и потом повторять: «Нас показывали в Каннах!» — это самообман (а 85 евро, наверное, символичнее сжечь).
Настоящие Канны — это Cinéfondation, это «Двухнедельник режиссеров», это другие селекционные программы, оказаться в которых действительно престижно. А вот «Уголок короткого метра» — это просто две аккредитации, фестивальный каталог на память и размещение в онлайн-кинотеатре, где кино посмотрят пять-шесть человек (и то не до конца).
Другое дело, если вы можете отправиться в Канны вместе фильмом. РОСКИНО каждый год открывает на фестивале Российский павильон — шатер, под которым можно разложить буклеты или диски, презентовать проект, найти какие-то контакты, и тогда недорогая аккредитация и другие опции Short Film Corner становятся эффективными.
Насколько дорого ездить в Канны? Как можно сэкономить в поездке?
Если лететь осмысленно (на два дня и только на свою презентацию или показ), уложитесь в цену путевки в четырехзвездочный турецкий отель. Самолет до Ниццы. Ночевка там же — квартиры легко ищутся через Airbnb. Утром электричка до Канн. Встречи, встречи. Вечером — назад.
А нужно ли как-то готовиться к поездкам на кинорынки и фестивали или это дело момента и спонтанной удачи? Назначаешь ли ты заранее встречи, печатаешь ли презентационные материалы и пр.? Поделись опытом.
Любой кинорынок — Вавилон. Гул, стенды, люди, люди, стенды, гул.
Нельзя приехать на рынок и договориться о чем-то на месте. Вы несколько дней протопчетесь без особого результата, оглохнете, устанете и уныло отправитесь домой.
Встречи надо планировать за месяц-два — списываться, убеждать, назначать. На рынке работать строго по плану.
Если вас нет в чьем-то графике, вы в этот график и не вклинитесь. Если вас заранее не позвали на вечеринку, вы о ней даже не узнаете.
С собой возьмите пять постеров, двадцать флэшек или дисков с фильмом, пачку буклетов и визитки — материалы обойдутся тысяч в десять рублей.
Каков твой личный коэффициент эффективности от поездки в Канны?
Коэффициент эффективности? Звучит как-то сложно.
Была пятиминутная презентация фильма в Российском павильоне. Был аншлаг на «Петухе» в рамках Short Film Corner: полный зал — девять зрителей! Потом легкое опьянение. Потерянный бумажник… Все это, скорее, приключение, чем бизнес-кейс, но приключение замечательное.
Давай завершим твоими планами на будущее. Чем сейчас занимаешься? Участвуешь ли в освоении госсубсидий в рамках Года Кино?)
Мы с Димой Шаровым заканчиваем документальный фильм Тимура Булгакова о ветеранах Второй Мировой — простой, честный, неплакатный, каких сами никогда не видели.
Запускаем короткометражный дебют Семена Яковлева «60+» — комедию поражений, которую Семен написал в соавторстве в Михаилом Местецким.
Параллельно ищем партнеров для производства полнометражного хоррора и фестиваля фантастического кино. Кино — командная игра, и поддержка необходима. Мы будем рады любой.
Вопросы задавала Елена Коржаева, руководитель проектов CinePromo