Меню

Стас Тыркин: "Продавить" некачественную, графоманскую поделку на фестиваль нельзя"

Интервью

«Движение», несмотря на свою молодость, уже является одним из ключевых смотров отечественного кино. Фестиваль собирает самые новые, актуальные и успешные дебюты, делая упор на экспериментальные, необычные, авангардные ленты, авторы которых "ищут новые формы самовыражения и альтернативные пути развития киноязыка".

Прием заявок на "Движение" уже открыт, дедлайн 26 марта 2017. Ниже интервью CinePromo со Стасом Тыркиным, программным директором кинофестиваля.


Ваш фестиваль «Движение» проходит немного раньше, чем «Кинотавр». Если говорить о разнице между вами и «Кинотавром» - в чем она? Почему вдруг появилось «Движение» тогда как в России уже задолго до него существовал «Кинотавр», немосковская крупнейшая индустриальная площадка. Чем отличаются принципы отбора фильмов на эти два фестиваля? По каким критериям вы отбираете полный и короткий метр, кроме требований по премьерности?

«Движение» появилось потому, что возник запрос на фестиваль, посвященный молодому кино, снятому независимыми кинематографистами, без поддержки продюсеров-мейджоров. Таким фильмам всегда трудно пробиться к зрителю, в том числе профессиональному. Сейчас у него есть шанс.

По регламенту мы принимаем в главный конкурс первые, вторые и третьи работы режиссеров. Главный критерий – разумеется, качество. И ощущение движения вперед.




Могут ли российские фильмы, показанные за границей, участвовать в отборе на «Кинотавре» и «Движении»? Или важна только российская премьера?

Конечно, могут.

Какие индустриальные возможности дают «Движение» и «Кинотавр»?

Я не хочу сравнивать эти два фестиваля, хотя то, что наш молодой фестиваль, первая редакция которого состоялась в 2013 году, регулярно сравнивают с бегемотом российского фестивального движения, - наверное, хорошо.

«Движение» дает возможность открытия нового имени буквально из «ниоткуда». Молодой режиссер без связей, сделавший свой фильм на коленке, может попасть к нам и оказаться в достаточно элитарной профессиональной среде.

Мы считаем «Движение» бутиковым фестивалем, и приглашаем избранных членов индустрии – которые на 5 фестивальных дней оказываются в одном плавильном котле с десятками молодых кинематографистов. У каждого появляется шанс.




Если говорить подробнее о «Движении», расскажите, трудно ли вам было, с нуля, организовать молодежный фестиваль? Вряд ли многие стремились давать фильмы неизвестному фестивалю в нестоличном городе Омске?

Разумеется. Доверие всегда нужно завоевывать. В первый год из 8-ми картин в главном конкурсе только 2 не были премьерными – совсем неплохо для неизвестного фестиваля. Сейчас проблем с предложением нет, есть проблемы с качеством предлагаемого. Но это всегда и везде так.

Как эволюционировал формат фестиваля за 5 лет? Какие нововведения удались, а какие нет? Как развивается фестиваль «Движение» сейчас?

Не могу сказать, что что-то не удалось. Все идеи, которые мы закладывали в самый первый фестиваль, сработали позднее. Каждый год мы добавляли по конкурсу – сначала короткого метра, потом документального кино. Расцвела пышным цветом и программа телефильмов – ноу-хау, которым мы гордимся.



Где-то прочитала, что «Движение» отличается отменной кураторской программой… Что это значит?

Это надо попросить прокомментировать критика Вадима Рутковского, которому принадлежат эти слова. Я лишь могу сказать ему за них большое спасибо.

От себя могу добавить, что единственный российский фильм, представленный в этом году в Роттердаме – «Святый Боже» Владлены Санду – был показан на прошлом «Движении» в документальном конкурсе. Единственный взрослый фильм из России, показанный в прошлом году в Берлине, - «Эликсир» Даниила Зинченко – тоже был у нас. В этом году в Берлине – якутский «Бог Дьесегей» Сергея Потапова, тоже из нашей прошлогодней программы. Наверное, мы действительно неплохо делаем свое дело.

И у вас же, на сайте: «Мутация привычных жанровых форм сделала свое дело, и ограничений на форматы больше не существует». Поясните, что имеется в виду?

То, что у нас в главном конкурсе участвуют не только игровые, но и документальные фильмы, и даже телесериалы, которые – и это мировой тренд – нередко лучше того кино, что показывают в кинотеатрах.




Наблюдаете ли вы качественный рост фильмов-участников?

Однозначно. Но фестиваль всегда завязан на общее состояние киноиндустрии в стране. Особых чудес ждать не стоит, хотя сюрпризы и открытия все же случаются.

Тяжело ли быть программным директором? Как вам удается сохранять отношения с коллегами? Ведь, наверняка, встречаете давление по поводу тех или иных фильмов?..

У меня нормальные отношения с коллегами. «Продавить» некачественную, графоманскую поделку на фестиваль нельзя. Ее отторгаю даже не я, а сама программа.



Мне кажется, что на кинофестивали попадают одни и те же авторы (даже если возьмем Каннский). Есть ощущение, что некоторых авторов даже берут не глядя... Неужели, если ты не в тусовке, то сложно попасть в обойму? Что бы Вы посоветовали начинающим авторам?

К нам этот упрек точно не относится, наша цель – обеспечить кадровую ротацию отечественного кино. Посоветовать авторам я могу только одно – научиться внятно рассказывать историю. Это большая редкость и ценится больше всего. В отличие от понтов и «самовыражения».

В одном из наших интервью продюсер Екатерина Филиппова очень точно назвала Канны нашим «мифом о загробной жизни». Как Вы думаете, почему российское кино не очень жалуют на зарубежных фестивалях? 

Я вам привел примеры ярких, оригинальных, ни на что не похожих фильмов из нашей программы (их чаще всего бойкотировали наши жюри), которые были отобраны на престижные мировые кинофестивали. Их, как правило, не интересует российское кино, сделанное в «европейских» традициях. Они больше ведутся на какие-то диковинки. Этническое, своеобразное, не похожее ни на что, иногда политически ангажированное кино из России по-прежнему пользуется спросом.

На каких фестивалях стоит побывать начинающим авторам в первую очередь?

Я бы посоветовал быть открытым к любому новому опыту. Внимательно изучать регламент фестивалей, разобраться, наконец, что такое «премьера» (многие этого не понимают) и … прислушиваться к слухам. Если о «Движении» идет позитивный сарафан, значит что-то такое в этом есть.





Вы много ездите по фестивалям, смотрите огромное количество фильмов, Вашему вкусу доверяю именитые продюсеры и режиссеры. Назовите 5 российских и 5 зарубежных фильмов, которые лично Вас поразили в последнее время.

Меня ничто не поражает и не потрясает. Я не брызжу восторгом по поводу и без. Мой выбор виден по моим программам – будь то в «Гоголь-центре», на «Движении», «Стрелке» или ММКФ.

 

Стас Тыркин, кинокритик. Учился на факультете журналистики Дальневосточного университета и факультете дополнительного профессионального образования во ВГИКе. Больше 10 лет работает в "Комсомольской правде", освещая работу ведущих кинофестивалей мира. Публикуется в журналах "Искусство кино", "GQ", "Vogue", "Домовой" и др. Сфера интересов - современное радикальное кино, фестивальное движение, классика мирового кинематографа. На протяжении многих лет является членом отборочной комиссии Фестиваля немецкого кино в Москве. С 2014 года - членом отборочной комиссии Московского международного кинофестиваля. С 2013 года - программный директор Национального фестиваля дебютов "Движение" и куратор кинопрограмм в "Гоголь-центре". Был членом жюри "Кинотавра", а также Vilnius International Film Festival и Festival del film Locarno.

Материал подготовила Юлия Сергеева, специальный корреспондент CinePromo




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

«Я снимаю про то, что болит», — режиссёр Борис Гуц о работе за границей, тонкостях создания кино на языке глухонемых и поиске финансирования в зарубежных фондах.

«Я снимаю про то, что болит», — режиссёр Борис Гуц о работе за границей, тонкостях создания кино на языке глухонемых и поиске финансирования в зарубежных фондах.

03.04.2023 1561

Борис Гуц, режиссёр и продюсер, поделился некоторыми особенностями построения кинопроцесса за границей, рассказал о сложностях взаимодействия с группой и аудиториями разных национальностей. Кроме того, объяснил, зачем снимать фильмы на телефон, а также дал советы начинающим кинематографистам.

Подробнее...
«Сначала нужно понять, кто ты?» - Лика Алексеева о работе в кино за границей, взаимодействии с фондами и связи с Родиной.

«Сначала нужно понять, кто ты?» - Лика Алексеева о работе в кино за границей, взаимодействии с фондами и связи с Родиной.

28.03.2023 1730

Режиссёр, продюсер и общественный деятель – Лика Алексеева – рассказала о работе кинематографистов за рубежом, а также осветила трудности, с которыми сталкиваются создатели новых проектов за пределами России. Отдельное внимание Лика уделила вопросам взаимодействия с зарубежными фондами и механизмам поиска финансирования. Не остались в стороне и темы работы в копродукции с другими странами авторами из России.

Подробнее...
«Даже у самой черты можно остановиться и выбрать жизнь», — создатели фильма «1000 дешёвых зажигалок» делятся мыслями о создании социального кино, а также рассказывают про фильм, идею и дистрибуцию.

«Даже у самой черты можно остановиться и выбрать жизнь», — создатели фильма «1000 дешёвых зажигалок» делятся мыслями о создании социального кино, а также рассказывают про фильм, идею и дистрибуцию.

21.03.2023 1384

Режиссёр фильма «1000 дешёвых зажигалок» Ирина Обидова, а также продюсеры Александра Алёхина и Алексей Лихницкий открывают секреты производства картины, трактуют идеологическую составляющую фильма, а также рассказывают об особенностях работы с пиротехникой на площадке. Создатели также поговорят о трудностях дистрибуции кино социальной тематики и ответят: какие проекты сегодня кажутся наиболее перспективными и востребованными. Александра Алёхина, один из основателей продюсерского центра «Potential» также расскажет о взаимодействии с дебютантами и начинающими авторами.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram