Меню

Алексей Герман-младший и Максим Елагин о том, как создавался фильм «Учитель». Онлайн-премьера на Кино-Театр.ру при поддержке CinePromo

Онлайн-премьеры

Короткометражный фильм «Учитель» – о силе, а может быть и слабости искусства. И в то же время он о поколениях, о прошлом и настоящем, реальности и иллюзии. Эта киноистория, показанная на «Кинотавре» и еще 26 фестивалях, дает много пространства для размышлений и интерпретаций. Беседуем с ее создателями: режиссером Максимом Елагиным и сценаристом Алексеем Германом-младшим.

Алексей Герман-младший: «Короткометражка должна быть поэтической историей»

Алексей Алексеевич, как появился этот сценарий?

У него довольно смешная история. Мне однажды позвонил продюсер Артем Васильев. Он делал цикл короткометражных фильмов для какого-то бренда и предложил мне в этом поучаствовать. Я написал сценарий про Арона Борисыча, но, насколько я понял, бренд попросил что-то изменить, как-то им не очень пришлось, я точно не помню. Я даже заказчика не помню, помню только, что изначально это был какой-то брендированный короткометражный контент. В общем, попросили переделать, а я отказался. И таким образом у меня остался сценарий.

Арон Борисович справился со своей задачей как учитель литературы?

Это история – про то, что никто никого не может ничему научить. Ты можешь стараться: одного человека научить, второго, но всех ты не научишь. Поэтому, я думаю, Арон Борисыч скорее неплохой учитель. Но невозможно научить в те времена, когда меняется страна, когда всё становится другим. Изначально в сценарии было более давнее время. У Максима все-таки относительно современная история, а мне казалось, что там скорее начало 2000-х годов.

То есть у вас с Максимом разное видение этой истории?

Да. У меня нет ощущения, что фильм Максима идеально совпадает с тем, что я задумал. Возможно, дело в том, что у нас с ним немножко разные поколения. Для меня, как я уже сказал, это был фильм про другое время. И я себе представлял каких-то больших бандитов, более абсурдных: с гранатометами, гранатами, все вооружены до зубов. Мне казалось, что это должна быть история про страшный абсурд, который обрушивается на героя. Какой-то она мне представлялась более юмористически-парадоксально-безумной. У Максима там сохраняется территория какого-то относительного мира. Но все-таки у него свой взгляд. Он очень достойно все снял, очень симпатично. Но он же другой человек, он должен про другое снимать.

Возможно ли для вас полноценное высказывание в короткометражном фильме? Или это больше упражнение, набросок?

Короткометражка может быть сложнее, чем анекдот. Это довольно редко встречается, потому что требует ума, опыта, понимания того, что мы не знаем ни прошлого, ни будущего, ни настоящего, и что жизнь вообще состоит из серых зон. Она не состоит из ответов, она не состоит из черного и белого, она не состоит из хороших и плохих, она не состоит из добра и зла. Она состоит, к сожалению, из какого-то большого количества промежуточных состояний с разной консистенцией говна в них.

Как правило, короткометражки снимают люди молодые, которые не очень понимают течение и устройство вселенной, не обладают опытом, боятся рисковать. Поэтому фильмы часто получаются либо провокативными, либо однозначными, либо туповатыми. Но я в своей жизни видел прекрасные короткометражки, просто восхитительные. Сейчас не вспомню названий. Они были тонкими, замечательными, про что-то большее, чем событие. Короткометражка должна быть отчасти еще и поэтической историей. Понимаете, тут так же, как в поэзии: есть прекрасные короткие стихотворения, которые ничем не хуже, чем поэмы. Просто их создание требует определенного навыка и мастерства.

Максим Елагин: «Я хотел сделать все честно сам»

Максим, вы давно в кино. Расскажите о пути к собственному игровому фильму.

В кино я с 2006 года. После окончания СПбГУКиТ я попал на «Ленфильм» вторым режиссером. Пригласили на один проект, я решил попробовать – и все завертелось. Мне понравилась эта работа. Было много интересных проектов с разными режиссерами. Каждый снимал по-своему, а я, как губка, все впитывал, всегда задавая себе вопрос: «А как бы эту сцену снял я?» Был еще полнометражный фильм «Иван» производства студии «Север», где я выступал в качестве креативного продюсера. Я много помогал режиссеру-дебютанту и понял, что мой опыт позволяет мне снимать самому. С этой картиной я впервые попал на «Кинотавр».

Вы снимали фильм по сценарию Алексея Германа-младшего. Он как-то влиял на ход вашей работы?

В 2011 году Алексей Герман-младший искал себе второго режиссера на проект «Под электрическими облаками». Им стал я. И я считаю этот проект своим вторым высшим образованием. Я и дальше работал с Алексеем Алексеевичем. После фильма «Довлатов» был перерыв, и я загорелся идеей снять свой собственный фильм, хотя бы короткометражный. Долго искал подходящий сценарий. И вроде даже нашел: мы стали работать с автором, но потом у нас не заладилось. Тогда я обратился к Алексею Алексеевичу за советом. А он, видя мое отчаяние, предложил свой сценарий. Я прочитал его и тут же согласился. На этом его помощь закончилась. Он никак не влиял на мою работу, предоставив полную свободу. Я так и хотел: не надеяться на кого-то, а сделать все честно сам. Даже когда я показывал ему свой кастинг и объекты, он дал кое-какие советы, но не больше – понимая, что это все же будет мое кино. За это я ему очень благодарен.

Про что для вас история Арона Борисовича?

Честно, наверное, как и большинство режиссеров, я не очень люблю отвечать на подобные вопросы. Хочется, чтобы каждый зритель увидел в истории что-то свое. На разных фестивалях мне давали разные оценки моего творчества. И это здорово. Значит, фильм получился неоднозначным, многогранным – чего я, собственно, и хотел.

Возвращаясь к вашему вопросу – я попытался в коротком хронометраже затронуть несколько тем. Это история о любви к своим ученикам. Любой нормальный учитель вкладывает огромный труд и энергию в своих учеников, как в своих собственных детей. И хочет, чтобы они выросли и стали достойными людьми.

Еще это история о старости и одиночестве. Знаете, когда Судьба закончилась, а Жизнь еще осталась. Многие не стареют пока есть работа, любимое дело. Но как только остаются в одиночестве – сгорают очень быстро. Я очень долго искал актера на главную роль, это оказалось невероятно трудно, не только из-за моих требований, но и из-за возраста. Владимир Петрович Марков – это находка. Он сам – преподаватель режиссуры и мастерства актера в СПбГУКИ, поэтому это его история. Он жил ради своих студентов. «Если меня уволят из института – я умру», говорил он. К сожалению, так и произошло, он очень тяжело переживал уход из института, а 6 февраля 2020 года его не стало. Вот об этом мой фильм. Светлая память.

Как вы создавали образы героев? Какие задачи ставили перед художником-постановщиком и другими участниками процесса?

Изначально в сценарии были прописаны другие образы героев. Но поскольку, как я уже говорил, Алексей Алексеевич дал мне полную свободу, я сделал их своими. Не плохими, не хорошими, а разными, со своей правдой жизни. Я хотел собрать галерею запоминающихся лиц, где у каждого своя неповторимая энергия. Главных героев сыграли замечательные актеры, но искал я не только среди актеров. Например, парень с тату – это диджей, а парень с пирсингом – театральный режиссер из Мексики.

Задача для съемочной группы была достаточно обобщенной: история должна быть петербуржской. С этим условием искали все образы и объекты. Нужно было найти квартиру петербуржской интеллигенции, чтобы не брать громоздкую мебель в аренду и не везти ее на объект. Нужна была парадная лестница, где можно кричать, стрелять и дымить в темное время суток. Поэтому мы снимали не в жилом доме, что тоже было непросто организовать.

Вообще, я хочу поблагодарить всю съемочную группу за их терпение и труд. За то, что они не сдавались и прикладывали максимум усилий. Также благодарю Savalan Film за финансовую поддержку и лично Эльшана и Орхана Гамзаевых.

«Учитель» побывал на более 30 фестивалях. Какие из этих показов для вас важнее остальных?

Из российских это, конечно, «Кинотавр». На нем состоялась премьера фильма. И там есть уникальная возможность встретиться с продюсерами и обсудить новые проекты, потому что в Москве не так легко кого-то поймать. Каждый фестиваль хорош по-своему, но именно «Кинотавр» дает профессиональный толчок.

Из зарубежных мне нравятся фестивали, на которые приглашают, а не просто присылают призы. Так появляется возможность посмотреть кинематограф других стран и пообщаться с интересными людьми, обменяться опытом.

Информационные партнеры онлайн-премьеры:
kino-teatr.ru
piligrim.fund

Материал подготовилаИрина Гугушина, специальный корреспондент "CinePromo"


Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.


«Послание зашифровано в самой реальности». Алёна Алёнкина о своей дебютной картине «Алекситимия». Онлайн-премьера фильма.

«Послание зашифровано в самой реальности». Алёна Алёнкина о своей дебютной картине «Алекситимия». Онлайн-премьера фильма.

30.06.2020 571

Первый фильм выпускницы Московской школы нового кино Алёны Алёнкиной увидели не только российские зрители, но и гости фестивалей во Франции, Польше, Украине и Армении. Теперь он доступен онлайн. Мы поговорили с Алёной о том, как создавалась эта картина.

Подробнее...
«Нужно постоянно снимать, чтобы быть в тонусе» – Юлия Трофимова о своей короткометражной драме «Трамвай». Онлайн-премьера на Кино-Театр.ру при поддержке CinePromo

«Нужно постоянно снимать, чтобы быть в тонусе» – Юлия Трофимова о своей короткометражной драме «Трамвай». Онлайн-премьера на Кино-Театр.ру при поддержке CinePromo

09.06.2020 514

Динамичный, мрачный, загадочный фильм «Трамвай» – о том, как студент-психиатр попадает во временную петлю. Его показали на двух десятках кинофестивалей, в том числе в Канне, и теперь он доступен на официальном ютуб-канале Кино-Театр.ру при поддержке CinePromo. По случаю онлайн-премьеры фильма мы поговорили с его режиссером Юлией Трофимовой.

Подробнее...
«Жизнь в России - это и есть чёрная комедия». Ольга Дибцева о фестивалях, будущем кинопроката и черном юморе. Онлайн-премьера фильма «Добрый день»

«Жизнь в России - это и есть чёрная комедия». Ольга Дибцева о фестивалях, будущем кинопроката и черном юморе. Онлайн-премьера фильма «Добрый день»

19.05.2020 2204

Фильм “Добрый день”, дебютная режиссерская работа актрисы Ольги Дибцевой, стал хитом в 2017-2018 годах, собрав более 70 фестивальных селекций и призов. Его увидели зрители со всего мира, в том числе в Канне. К долгожданной онлайн-премьере картины на Кино-Театр.ру при поддержке CinePromo мы поговорили с Ольгой о её фильме.

Подробнее...
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 05:05' игровой фильм реж. Кристина Работенко
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
#
2015, Россия, 24:42' игровой фильм реж. Никита Ордынский
#
2015, Россия, 11:45' анимационный фильм реж. Игорь Писаренко
#
2015, Россия, 43' документальный фильм реж. Надежда Попова
#
2015, Россия, 20' игровой фильм реж. Алексей Нужный
#
2015, Россия, 15:57' игровой фильм реж. Никита Тамаров
#
2015, Россия, 16:22' игровой фильм реж. Анна Котт
#
2015, Россия, 27:21' игровой фильм реж. Ольга Городецкая
#
2015, Россия, Франция, 51:28’' документальный фильм реж. Егор Климович
#
2015, Россия, 36:16' документальный фильм реж. Андрей Ерастов
#
2015, Россия, 10' игровой фильм реж. Александр Коржов
#
2015, Австралия, 119' игровой фильм реж. Джослин Мурхаус
#
2015, Россия, 19' документальный фильм реж. Дмитрий Калашников
#
2015, Россия, 24' игровой фильм реж. Дмитрий Голубов
#
2015, Россия, 100' игровой фильм реж. Рустам Ильясов
#
2015, Россия, 10х26' документальный фильм реж. Денис Дьяконов
Telegram