Меню

«Мы все — снежинки. И летаем уникально». Онлайн-премьера фильма Вари Бергельсон «Про снежинки».

Онлайн-премьеры

Мы пообщались с создательницей короткометражной драмы «Про снежинки» Варей Бергельсон о соединении социального и человеческого в ее работе, о чувственном познании и психологизме в кино. Онлайн-премьера фильма при поддержке Кино-Театр.Ру.

Почему вы выбрали пьесу «Про снежинки и говно» Евгения Ионова в качестве основы для своей дипломной работы?

У нас основная проблема — нехватка сценариев. Так можно сказать, конечно, и про режиссеров, и про художников, про всех. Сценаристов много, есть даже хорошие сценаристы. Но мало авторов, в чьих произведениях есть масштаб (тут личный масштаб нужен, чтобы такое создать).

Мне Женя сам прислал свою пьесу, был запрос от меня: ищу сценарий, любой жанр — о чем болит у вас. Хотелось найти что-то подлинное – единственный критерий для меня. Начала читать пьесу: потрясающие диалоги, живые, цепляет. Прочитала на одном дыхании. Структурно все было тоже мастерски сделано. Но главным для меня стало наличие сверхидеи в этой пьесе, что это не просто история одной ночи, это взгляд на мир, по сути, идеология буддизма: «Мы все — снежинки, и летаем уникально. […] И мы либо таем, либо превращаемся в сугроб. И вы только вдумайтесь — дохренище уникальностей в этом сугробе». А если таем, соответственно, получаем освобождение, выходим из вечного круга сансары. А таем мы, согревшись, обретя тепло. То есть в этом, возможно, и есть наше предназначение – в любви, как ни банально. Это всё во мне отозвалось, я поняла, что этим не жаль год болеть, точно не задумаешься на полпути: а не ерунду ли ты делаешь. За такое только и стоит браться.


Имеет ли для вас значение социальная проблематика? Или «декорации» для подобного конфликта могли бы быть какими угодно (страна, время)?

Мы живем в такой стране, что какие бы декорации ты ни выбрал, там все равно будет социальная проблематика. Это неотъемлемая часть нашего общества и человеческих взаимоотношений. Невозможно рассказать правду, откинув этот фактор. То есть, если разговор о людях — то они обязательно включены в социум, а социум обязательно влияет на них. Поэтому в данном контексте главное говорить о том, что ты знаешь и понимаешь. Я больше опиралась на женин материал. Женя знает деревню, а я — знаю людей, этого достаточно. Я не пыталась быть достоверной в бытовых аспектах, все равно это произведение художественное. Но человеческую правду искажать нельзя. Для меня это выше других аспектов. Так ведь и в абсурде можно абсолютно уверовать. Не в декорациях или обстоятельствах, выходит, дело.




А вообще, есть и более художественная интерпретация этих декораций. Я для себя фильм условно разделила на Ад (сцены возле дома у костра), Чистилище (проход через лес, кладбище, катарсис) и Рай (рассвет, прозрение на крыльце, обретение истины).


Эта ночь что-то изменит в жизни героев?

Это как в 90-е. Надежда есть, но все зависит от героев. Где они, наши герои? Да, это же мы. Верю, что мы в силах изменить нашу жизнь. Если можно представить в воображении, значит, и наяву можно. Осталось дело за малым. Ну или так и останемся, бездейственно просветленными. В общем-то, этот вопрос и остается в конце, я не даю на него явный ответ. Иронизирую немного музыкально.


Как вы подбирали актеров? Что искали в них? Сколько свободы им давали в процессе работы?

В таких вопросах я интуит. Тут нужно доверие, вера. Самая главная заповедь для режиссера — возлюбить своих актеров, своих героев. Тогда они раскроются в полной мере. И как их не любить, таких самоотверженных. Условия съемок, без преувеличения, были очень тяжелыми. Ночные смены, Подмосковье, съемки на натуре, грелись у костра, дом без отопления — три обогревателя в комнате. Времени нет, денег нет, сна нет. Самоотдача абсолютная. Терять в лесу ботинки, рыть снег руками, ей богу, о таком разве попросишь? Только верить, любить и молиться на таких актеров, как бы пафосно ни звучало. Подарок судьбы.

Какие задачи вы ставили перед командой? Может быть, вы можете рассказать про какие-то удачные находки оператора, звукорежиссера, художника и т.д., которые привнесли что-то, на ваш взгляд, ценное в картину.

Всегда стараюсь донести чувства, ощущения. При должном взаимодействии человек подключается к этой энергии, и, возможно, предложит тебе нечто большее, о чем ты и не думал. Фильм живой, он сам обрастает деталями, насколько это в его органике. Надумывать ничего не нужно, но все должно служить общему замыслу. Я всегда даю всем участникам максимальную свободу, потому что верю в них как в художников, в их талант и потенциал. Соединение энергий дает большой заряд этой производственной машине. Свобода в творчестве необходима. Вклад каждого — ценен. Работай с теми, в кого веришь и любишь, такие точно не подведут.

Художественный мир фильма, с одной стороны, максимально приближен к реальности, быту, и все равно нашему художнику удалось создать нечто уникальное, чуть-чуть космическое — эти лампочки во дворе, красное окно, синий пуховик. Что-то в этом сказочное есть. С моим оператором Сашей Мелкумовым я вообще в огонь и в воду. Спорим, ругаемся, но безмерно любим и уважаем друга друга. Доверяю ему полностью, он меня знает и чувствует. А я потом смотрю материал и понимаю, что Саша — художник, и это магия. Если где-то ругались прямо перед дублем, на монтаже всегда такой кадр замечаю — энергия уже не та. Творчество рождается в любви, это точно.

Как передать внутреннюю бурю героев в кино, не ударившись в банальность? В чем (Ваш) секрет?

Секрета нет. Главное быть честным. Не нужно бояться банальности, в правде нет ничего банального. Банально — это как раз выпендриваться, стараться быть оригинальном. Все надуманное вредит. Каждый материал своеобразен. В данном случае да, в основе была пьеса, она требует определенных выразительных средств и не более, нельзя над материалом изгаляться, постарайся хотя бы не соврать, и, если это правдиво, то уже не банально, и не вызовет отторжения. Любой же наигрыш и манипуляция всегда срабатывают больше против тебя. Можно плакать и биться в истерике, кричать и драться — если это по-человечески, это примут.


Какие отзывы вы получили на фестивалях? Что говорили зрители, критики о фильме «Про снежинки»?

Самую лучшую рецензию написал Антон Бильжо, которого я попросила быть рецензентом для защиты диплома во ВГИКе. Пожалуй, эта рецензия — лучше, чем фильм даже. Такой аванс. А может, и правда фильм неплохой. Были различные фестивали, несмотря на пандемию. Несколько наград, как лучший актер, получил Кирилл Каганович — на мой взгляд, абсолютно заслуженно. Это приятно и ценно. Главное, что фильм был показан, не ушел куда-то в подполье. Если увиденное вызывает любую реакцию и обсуждение — цель достигнута.


Планируете ли вы и дальше двигаться в сторону психологизма в кино?

Пока я рассказываю человеческие истории, от этого не уйти. А человеческая история — это главное, будь то фильм о космосе или сказка о тридевятом королевстве. Любая история — попытка разобраться, проникнуть глубже, ну и чувства — основа нашего существования. Без чувственного познания не может быть глубоких изменений, следовательно, и драматургии. Не может быть конфликта, его разрешения. И зритель, не испытывая чувств, никакого пути с тобой не проделает. Средства меняются, а суть неизменна.




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Онлайн-премьера фильма “Полный ноль” на платформе KION. Интервью с режиссёром Юлией Сапоновой.

Онлайн-премьера фильма “Полный ноль” на платформе KION. Интервью с режиссёром Юлией Сапоновой.

21.03.2024 345

21 марта во Всемирный день людей с синдромом Дауна на платформе KION вышел короткометражный фильм Юлии Сапоновой «Полный ноль». Картина демонстрировалась на нескольких десятках фестивалей по всему миру, включая Московский Международный кинофестиваль, сербский Seize the Film, Фестиваль уличного кино, «Восток&Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге, «Лампа», «Будем жить!», португальский Arouca Film Festival, «Сталкер» и другие. Мы расспросили Юлию о создании фильма и инклюзии в кино.

Подробнее...
«Кино должно быть интересно не снобам, а зрителю» — Сурен Касабян о своём этническом фильме «Захар»

«Кино должно быть интересно не снобам, а зрителю» — Сурен Касабян о своём этническом фильме «Захар»

29.08.2023 1925

Сурен Касабян, режиссёр и создатель короткометражного фильма «Захар» рассказал об особенностях работы с неактёрами и создании созерцательного этнического кино, передающего правду жизни. Режиссёр поделился мыслями о несостоятельности и недоступности короткого метра для большинства творцов, использовании монохромной эстетики и опыте работы за пределами России.

Подробнее...
Вербатим как основа для сценарного материала. Создатели веб-сериала «8 разгневанных женщин» об особенностях работы с вербатимом и дистрибуции

Вербатим как основа для сценарного материала. Создатели веб-сериала «8 разгневанных женщин» об особенностях работы с вербатимом и дистрибуции

18.08.2023 1120

Анастасия Городенцева - актриса театра и кино, режиссёр веб-сериала «8 разгневанных женщин» и короткого метра «Наваждение» - рассказала о сложностях при работе с вербатимом, способах сбора и систематизации информации и значении психологии в работе с этим форматом. Жан Проясняв - главный редактор платформы kino-teatr.ru и основатель платформы CHILL -поделился мыслями о дистрибуции веб-сериалов, их коммерческой перспективе в России, а также дал советы по поиску продюсера для дебютных проектов.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram