По случаю премьеры короткометражного фильма «Куда приводят сны» в нашем онлайн-кинотеатре беседуем с Марком Лиманским, создателем этой городской сказки и преподавателем Института кино и телевидения (ГИТР).
Почему вы решили обратиться к жанру романтической комедии?
На самом деле, я против жанровой классификации. Зрителю это нужно, чтобы ориентироваться в прокате, исходя из своих предпочтений. Но режиссеру не стоит думать о жанрах, если он ставит историю о жизни. Если ты уходишь в такие четкие жанровые рамки, как триллер, детектив, ужасы, – надо думать о специфике жанра заранее. Снимая о близком, о жизни, о людях, я стараюсь о жанрах не думать. И пусть наш фильм снят в сказочной манере, он все-таки о простом, о человеческом.
Попробуйте разобрать на жанры один день из вашей жизни. Не будет ни одного дня, который бы подошел под определение лишь одного жанра. Вы можете нервничать из-за чего-либо, как в выворачивающем наизнанку триллере, можете влюбиться, как в мелодраме, истерически смеяться, как в комедии, переживать как в остросюжетной драме, подпевать и пританцовывать, слушая музыку, словно персонаж мюзикла. И все это за один день.
Мы определили жанр нашего фильма уже после того, как его смонтировали. Изначально по сценарию это должен был быть триллер о проблемах людей, страдающих лунатизмом, но на этапе раскадровки и репетиций с актерами я понял, что лунатизм для меня – не основная тема, а лишь инструмент для того, чтобы связать цепочку взаимодействий персонажей. Так мы вышли на романтику, хотя я пытался всячески обойти тему любви.
Если бы у меня была возможность на всех ресурсах и заявках поменять жанр картины, я бы охарактеризовал фильм как притчу или городскую сказку.
Что, на ваш взгляд, в эту историю привносят комедийные элементы?
Комедийных элементов немного, комичность представляют не отдельные шутки, а скорее вся сюжетная линия и персонажи.
Если вы хотите, чтобы взаимоотношения персонажей были яркими и полными эмоций, нужно этих персонажей подробно прописать. Тем более если ты хочешь рассмешить зрителя. Я считаю комедию самым сложным жанром. С помощью нехитрых манипуляций в постановке и монтаже можно заставить зрителя заплакать или испугаться, но вот заставить зрителя смеяться намного сложнее. О каких бы сложных проблемах я не снимал фильмы, какие бы глубокие темы не раскрывал, я все равно хочу, чтобы зрителю достались и радостные моменты.
В нашем фильме вы не будете кататься по полу от смеха. Я четко осознаю, что комедийную составляющую я не дотянул по режиссуре. Но на каждом показе я радуюсь, что моменты, которые я изначально планировал как смешные, действительно заставляют зрителей смеяться. Их немного, но я рад, что они работают. И работают они благодаря персонажам. Они разные, и от этого любые пересечения их судеб могут обернуться комичными недоразумениями.
Герои весь фильм ищут друг друга, пытаются встретиться. И хэппи-энд в конце сообщает нам, что это любовь и судьба. Но что они будут делать дальше? Кто будет спасать их по ночам? Стоит ли об этом думать или фильм совсем не об этом?
Как я уже говорил, излагая сюжет в сказочной манере, мы все равно снимали историю о жизни. А в жизни не бывает хэппи-эндов. Есть только выводы, подведенные итоги, извлеченные уроки и намеки на новые сюжетные линии. Так и у нас в фильме. Мы можем бесконечно рассуждать о том, что будет с героями после того, как они наконец «познакомились», но каждый зритель представит себе то развитие событий, которое ему приятнее.
Сам я изначально видел дальнейшую судьбу главных героев так: обращаясь к логике и здравому смыслу, мы поймем, что вместе они не будут. Вдвоем они пропадут, запутаются, будут вечно жить во сне. Ни к чему такие отношения не приведут. Жена главного героя тоже не свяжет свою жизнь с соседом. В финале мы видим лишь флирт, оправданный обстоятельствами минувшей ночи, но никакого развития у этого знакомства тоже быть не может. Именно поэтому мы и сделали фильм таким сказочным, воздушным, местами глупым и наивным. Мы сделали это для того, чтобы, погрузившись в эту атмосферу сказки, зритель в финале лишь в последнюю очередь задумался об этом грустном развитии событий. На мой взгляд, здесь стоит задуматься не о судьбе или любви, не о том, что где-то точно живет наша вторая половинка, а о том, готовы ли мы выбирать между сказкой с красивым финалом и здравым смыслом, который зачастую не приносит нам никакой радости.
Как проходила работа над фильмом?
Это моя первая работа в команде. В команде, где у каждого есть свои четкие задачи. Это очень важно. Так вышло, что наша съемочная группа собралась из давно знакомых между собой людей, благодаря чему процесс создания этого фильма получился достаточно легким. Но не без приключений.
Какое участие в этом процессе принял Гуманитарный институт телевидения и радиовещания, на базе которого фильм создавался (прим. CinePromo: мастерская Cергея Маца, реж. сериала «Не родись красивой», культового MTV-проекта «Клуб» и пр.)?
В первую очередь, благодаря институту я и собрал эту отличную команду. Для меня в любом деле важны именно люди. Это можно отнести и к преподавателям: работая с каждым студентом на курсе, они помогали нам редактировать наши сценарии. Отсекалось лишнее, привносилось новое, интересное, необычное.
В чем секрет создания по-настоящему трогательной и красивой истории? Музыка, актеры, сценарий? Без чего она не будет работать, не будет производить такого впечатления?
Кино – это вид искусства, который работает благодаря предшествующим кинематографу музыке, театру, живописи и литературе. Каждый элемент фильма важен, поэтому нельзя выделять какой-то один из них. Так что я даже не знаю, как ответить на ваш вопрос. Не было никакой механики и расчета. Мы не пытались предугадать, насколько этот фильм получится трогательным или цепляющим. Только зритель может судить. И это «трогающее» и «цепляющее» для каждого зрителя свое.
Сейчас вы режиссер и преподаватель ГИТРа. Чем из собственного опыта вы считаете важным делиться со студентами?
Я по себе знаю, что когда ты приходишь в институт, связанный с кино и телевидением, то хочешь видеть на месте преподавателя человека с опытом. Мало того, еще было бы здорово, если бы этот педагог продолжал работать в медиасфере, был практикующим специалистом. Представьте, как мне было страшно идти на первую пару в качестве педагога, ведь я пролетал по всем этим параметрам. Но когда я начал объяснять студентам материал на примере своих работ, я понял, что за период обучения в институте у меня было немало проектов: клипы, реклама, монтаж фильмов. И, наверное, самое ценное, что я могу рассказать ребятам – это то, каких ошибок стоит избегать. Уж в чем я мастер, так это в допущении ошибок. И мне кажется, им нравится, что у меня свежие взгляды на тенденции в кинопроизводстве. Мы с ними на одной волне, ведь я сам еще год назад был на их месте.
Материал подготовил: Иван Сафаров, специальный корреспондент "CinePromo"
Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.