Меню

«Самое ценное, что я могу рассказать студентам – это то, каких ошибок стоит избегать» Режиссер фильма «Куда приводят сны» Марк Лиманский о жанрах, хэппи-эндах и своей работе в ГИТРе. Онлайн-премьера.

Онлайн-премьеры

По случаю премьеры короткометражного фильма «Куда приводят сны» в нашем онлайн-кинотеатре беседуем с Марком Лиманским, создателем этой городской сказки и преподавателем Института кино и телевидения (ГИТР).

Почему вы решили обратиться к жанру романтической комедии?

На самом деле, я против жанровой классификации. Зрителю это нужно, чтобы ориентироваться в прокате, исходя из своих предпочтений. Но режиссеру не стоит думать о жанрах, если он ставит историю о жизни. Если ты уходишь в такие четкие жанровые рамки, как триллер, детектив, ужасы, – надо думать о специфике жанра заранее. Снимая о близком, о жизни, о людях, я стараюсь о жанрах не думать. И пусть наш фильм снят в сказочной манере, он все-таки о простом, о человеческом.

Попробуйте разобрать на жанры один день из вашей жизни. Не будет ни одного дня, который бы подошел под определение лишь одного жанра. Вы можете нервничать из-за чего-либо, как в выворачивающем наизнанку триллере, можете влюбиться, как в мелодраме, истерически смеяться, как в комедии, переживать как в остросюжетной драме, подпевать и пританцовывать, слушая музыку, словно персонаж мюзикла. И все это за один день.

Мы определили жанр нашего фильма уже после того, как его смонтировали. Изначально по сценарию это должен был быть триллер о проблемах людей, страдающих лунатизмом, но на этапе раскадровки и репетиций с актерами я понял, что лунатизм для меня – не основная тема, а лишь инструмент для того, чтобы связать цепочку взаимодействий персонажей. Так мы вышли на романтику, хотя я пытался всячески обойти тему любви.

Если бы у меня была возможность на всех ресурсах и заявках поменять жанр картины, я бы охарактеризовал фильм как притчу или городскую сказку.


Что, на ваш взгляд, в эту историю привносят комедийные элементы?

Комедийных элементов немного, комичность представляют не отдельные шутки, а скорее вся сюжетная линия и персонажи.

Если вы хотите, чтобы взаимоотношения персонажей были яркими и полными эмоций, нужно этих персонажей подробно прописать. Тем более если ты хочешь рассмешить зрителя. Я считаю комедию самым сложным жанром. С помощью нехитрых манипуляций в постановке и монтаже можно заставить зрителя заплакать или испугаться, но вот заставить зрителя смеяться намного сложнее. О каких бы сложных проблемах я не снимал фильмы, какие бы глубокие темы не раскрывал, я все равно хочу, чтобы зрителю достались и радостные моменты.

В нашем фильме вы не будете кататься по полу от смеха. Я четко осознаю, что комедийную составляющую я не дотянул по режиссуре. Но на каждом показе я радуюсь, что моменты, которые я изначально планировал как смешные, действительно заставляют зрителей смеяться. Их немного, но я рад, что они работают. И работают они благодаря персонажам. Они разные, и от этого любые пересечения их судеб могут обернуться комичными недоразумениями.

Герои весь фильм ищут друг друга, пытаются встретиться. И хэппи-энд в конце сообщает нам, что это любовь и судьба. Но что они будут делать дальше? Кто будет спасать их по ночам? Стоит ли об этом думать или фильм совсем не об этом?

Как я уже говорил, излагая сюжет в сказочной манере, мы все равно снимали историю о жизни. А в жизни не бывает хэппи-эндов. Есть только выводы, подведенные итоги, извлеченные уроки и намеки на новые сюжетные линии. Так и у нас в фильме. Мы можем бесконечно рассуждать о том, что будет с героями после того, как они наконец «познакомились», но каждый зритель представит себе то развитие событий, которое ему приятнее.

Сам я изначально видел дальнейшую судьбу главных героев так: обращаясь к логике и здравому смыслу, мы поймем, что вместе они не будут. Вдвоем они пропадут, запутаются, будут вечно жить во сне. Ни к чему такие отношения не приведут. Жена главного героя тоже не свяжет свою жизнь с соседом. В финале мы видим лишь флирт, оправданный обстоятельствами минувшей ночи, но никакого развития у этого знакомства тоже быть не может. Именно поэтому мы и сделали фильм таким сказочным, воздушным, местами глупым и наивным. Мы сделали это для того, чтобы, погрузившись в эту атмосферу сказки, зритель в финале лишь в последнюю очередь задумался об этом грустном развитии событий. На мой взгляд, здесь стоит задуматься не о судьбе или любви, не о том, что где-то точно живет наша вторая половинка, а о том, готовы ли мы выбирать между сказкой с красивым финалом и здравым смыслом, который зачастую не приносит нам никакой радости.

Как проходила работа над фильмом?

Это моя первая работа в команде. В команде, где у каждого есть свои четкие задачи. Это очень важно. Так вышло, что наша съемочная группа собралась из давно знакомых между собой людей, благодаря чему процесс создания этого фильма получился достаточно легким. Но не без приключений.

Какое участие в этом процессе принял Гуманитарный институт телевидения и радиовещания, на базе которого фильм создавался (прим. CinePromo: мастерская Cергея Маца, реж. сериала «Не родись красивой», культового MTV-проекта «Клуб» и пр.)?

В первую очередь, благодаря институту я и собрал эту отличную команду. Для меня в любом деле важны именно люди. Это можно отнести и к преподавателям: работая с каждым студентом на курсе, они помогали нам редактировать наши сценарии. Отсекалось лишнее, привносилось новое, интересное, необычное.

В чем секрет создания по-настоящему трогательной и красивой истории? Музыка, актеры, сценарий? Без чего она не будет работать, не будет производить такого впечатления?

Кино – это вид искусства, который работает благодаря предшествующим кинематографу музыке, театру, живописи и литературе. Каждый элемент фильма важен, поэтому нельзя выделять какой-то один из них. Так что я даже не знаю, как ответить на ваш вопрос. Не было никакой механики и расчета. Мы не пытались предугадать, насколько этот фильм получится трогательным или цепляющим. Только зритель может судить. И это «трогающее» и «цепляющее» для каждого зрителя свое.

Сейчас вы режиссер и преподаватель ГИТРа. Чем из собственного опыта вы считаете важным делиться со студентами?

Я по себе знаю, что когда ты приходишь в институт, связанный с кино и телевидением, то хочешь видеть на месте преподавателя человека с опытом. Мало того, еще было бы здорово, если бы этот педагог продолжал работать в медиасфере, был практикующим специалистом. Представьте, как мне было страшно идти на первую пару в качестве педагога, ведь я пролетал по всем этим параметрам. Но когда я начал объяснять студентам материал на примере своих работ, я понял, что за период обучения в институте у меня было немало проектов: клипы, реклама, монтаж фильмов. И, наверное, самое ценное, что я могу рассказать ребятам – это то, каких ошибок стоит избегать. Уж в чем я мастер, так это в допущении ошибок. И мне кажется, им нравится, что у меня свежие взгляды на тенденции в кинопроизводстве. Мы с ними на одной волне, ведь я сам еще год назад был на их месте.

 

Материал подготовил: Иван Сафаров, специальный корреспондент "CinePromo"


Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Онлайн-премьера фильма “Полный ноль” на платформе KION. Интервью с режиссёром Юлией Сапоновой.

Онлайн-премьера фильма “Полный ноль” на платформе KION. Интервью с режиссёром Юлией Сапоновой.

21.03.2024 339

21 марта во Всемирный день людей с синдромом Дауна на платформе KION вышел короткометражный фильм Юлии Сапоновой «Полный ноль». Картина демонстрировалась на нескольких десятках фестивалей по всему миру, включая Московский Международный кинофестиваль, сербский Seize the Film, Фестиваль уличного кино, «Восток&Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге, «Лампа», «Будем жить!», португальский Arouca Film Festival, «Сталкер» и другие. Мы расспросили Юлию о создании фильма и инклюзии в кино.

Подробнее...
«Кино должно быть интересно не снобам, а зрителю» — Сурен Касабян о своём этническом фильме «Захар»

«Кино должно быть интересно не снобам, а зрителю» — Сурен Касабян о своём этническом фильме «Захар»

29.08.2023 1919

Сурен Касабян, режиссёр и создатель короткометражного фильма «Захар» рассказал об особенностях работы с неактёрами и создании созерцательного этнического кино, передающего правду жизни. Режиссёр поделился мыслями о несостоятельности и недоступности короткого метра для большинства творцов, использовании монохромной эстетики и опыте работы за пределами России.

Подробнее...
Вербатим как основа для сценарного материала. Создатели веб-сериала «8 разгневанных женщин» об особенностях работы с вербатимом и дистрибуции

Вербатим как основа для сценарного материала. Создатели веб-сериала «8 разгневанных женщин» об особенностях работы с вербатимом и дистрибуции

18.08.2023 1117

Анастасия Городенцева - актриса театра и кино, режиссёр веб-сериала «8 разгневанных женщин» и короткого метра «Наваждение» - рассказала о сложностях при работе с вербатимом, способах сбора и систематизации информации и значении психологии в работе с этим форматом. Жан Проясняв - главный редактор платформы kino-teatr.ru и основатель платформы CHILL -поделился мыслями о дистрибуции веб-сериалов, их коммерческой перспективе в России, а также дал советы по поиску продюсера для дебютных проектов.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram