Если это сделал я, то сможешь и ты.
Фестивальное продвижение может быть долгим и эмоционально истощающим путешествием. Мы, кинематографисты, вкладываем всю душу и сердце в наши работы, поэтому так переживаем и нервничаем во время их презентации.
«Примите наши поздравления!» Такое сообщение от фестиваля способно наполнить удивительным чувством весь ваш день, если не неделю. «Спасибо за возможность увидеть вашу работу, но в этом году мы получили так много по-настоящему хороших фильмов, что...». Email подобного содержания может оказаться для вас столь же разрушительным.
Для фестивальных показов отбираются фильмы, способные удивить или заинтересовать отборщиков, заставляющие их задуматься, засмеяться или расплакаться. У меня есть и те, и другие, поэтому по случаю премьерного интернет-показа моего короткометражного фильма «Mayfield» я собираюсь поделиться с вами опытом, полученным на более чем 20 фестивалях, где мне удалось даже выиграть несколько наград.
Прежде чем мы начнем, имейте в виду одну вещь: отбор на кинофестивали не делает ваш фильм хорошим, а отказ не означает, что ваш фильм плох. Если ваша картина уже готова или вы только собираетесь снимать ее для последующего участия в кинофестивалях, запомните, очень многое зависит от вашей подачи.
1. ТЕБЕ ЕСТЬ, ЧТО СКАЗАТЬ
Кинофестивали устраиваются не только для развлечения, но и (по большей части) для демонстрации фильмов, имеющих значимость. Для фестивальных показов отбираются проекты, способные удивить или заинтересовать отборщиков, заставляющие их задуматься, засмеяться или расплакаться. Поэтому найдите свой неповторимый стиль и расскажите о том, что волнует лично вас. И пусть вопросы, затронутые в вашей картине, для других покажутся не столь значимыми, главное, чтобы это было важно для вас.
Если ваша работа не вызывает какого-то эмоционального отклика у аудитории, вероятнее всего, проблемы, поднимаемые в ней, недостаточно близки лично Вам. Вы же не хотите, чтобы ваш фильм был принят зрителем с равнодушием, и о нем сразу забыли? И даже если ваша работа вызывает отвращение у фестивального жюри, ничего страшного, это эмоциональная реакция, которую вам удалось получить.
Хотя, конечно, не просто читать такое заключение: "...постоянный, повторяющийся лейтмотив разочарованности делает фильм затянутым и лишенным драматического развития, неожиданных поворотов сюжета".
"Есть сцены, неоднократно повторяющиеся, растянутые длительными визуальными паузами, заполненными мрачной музыкальной партитурой. Но, не смотря на то, что подобные эпизоды тяжелы для восприятия, создаваемая ими атмосфера, лишенная какого-то ни было драматического развития, оказывает нужное воздействие".
И разве может жесткость критических замечаний заглушить чувство удовлетворения от того, что кто-то действительно воспринимает ваш фильм на более глубоком эмоциональном уровне и чувствует эту энергию во время просмотра. Или от того, что другой кинорежиссер подходит к вам на фестивале, чтобы рассказать, как ваша картина подействовала на него, вдохновила и заставила задуматься о собственной жизни?
Рассказывая в своем фильме о личных переживаниях, раскрывая всем свою душевную боль, вы оказываетесь в весьма уязвимом положении, но это того стоит.
2. БУДЬ КРАТКИМ
Это очень смелое и, казалось бы, лицемерное заявление от человека, снявшего 20-минутную короткометражку, и, тем не менее, я прав! Речь идет о тончайшем нюансе, проще говоря - сделайте свой фильм настолько длинным, насколько это необходимо, но как можно короче.
Снова и снова мне рекомендуют сократить свой фильм до 8-12 минут, согласно требованиям большинства фестивалей, а ведь они еще даже не смотрели его! Может быть, такая продолжительность идеально подходит для конкретного фестиваля, но не для вашего фильма?
Кинофестивали все время обращают внимание на продолжительность, ведь если какой-то фильм длиннее положенного, то он должен быть действительно хорош, потому что вместо него можно было бы показать несколько работ. Если ваш 20-минутный фильм занимает четыре 5-минутных слота, фестиваль теряет кинематографистов, которые могли бы в нем поучаствовать. На нескольких фестивалях мне дали понять, что им понравился мой фильм, и они бы его приняли, но из-за его продолжительности не смогли найти для него подходящего слота.
Если ваш фильм еще не закончен, а в дальнейшем вы планируете участвовать в фестивалях, убедитесь, что ваш сценарий сокращен настолько, насколько это возможно, и в нем нет второстепенных, ненужных сцен. Но если вы уже сняли свой фильм, не стоит монтировать его заново, жертвуя качеством, в попытке попасть на фестивали. Убедитесь, что вы уверены в правильности принятого решения и поинтересуйтесь мнением других кинематографистов, которым вы доверяете. Первоначально продолжительность моей работы была 26 минут; я сократил ее настолько, насколько это было возможно, не жертвуя тем, что я хотел сказать.
3. ОХВАТИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ РАННИХ ДЕДЛАЙНОВ ПОДАЧИ ЗАЯВОК
Как и большинство кинематографистов, я хотел попасть в Святой Грааль кинофестивалей – Sundance. Вы наверно уже догадались? Я не прошел отбор. Скорее всего, вас постигнет та же участь, и это совершенно нормально, потому что вероятность попадания на Sundance менее 1%. Даже удостоенный премии "Оскар" 2016 года короткометражный фильм “Stutterer” ранее не прошел отбор на Sundance.
Вот почему вам нужно задействовать много разных фестивалей всех уровней. Большие фестивали могут получить 1000 качественных короткометражных фильмов, а на некоторых небольших и средних фестивалях конкуренция не такая жесткая, хотя участие в них также престижно. На таких мероприятиях у вас больше шансов получить награды, а иногда и денежные призы.
Фестивальные сборы могут быть очень большими, хотя обычно составляют порядка $20 - $60, поэтому, если вы хотите попасть в ранний дедлайн, когда сумма взносов значительно меньше, вам нужно поторопиться. И больше того, вы не только заплатите меньший вступительный сбор, но и увеличите свои шансы на прохождение отбора, потому что программистам гораздо проще выстроить график показов с учетом вашего фильма, чем потом пытаться втиснуть его в уже существующую линейку.
Вы также должны убедиться, что ваш фильм соответствует тематике фестиваля. Если вы думаете, что для успеха на фестивале, вам достаточно иметь амбициозную драму, то это не совсем так. Независимо от того, о чем ваша работа или в каком жанре она снята, обязательно найдется фестиваль, специализирующийся именно на этой тематике, поэтому не увлекайтесь только крупными мероприятиями. Ищите фестивали, которые лучше других соответствуют вашему фильму.
4. НАЙДИ ТО, ЧТО ВЫДЕЛИТ ВАШУ РАБОТУ СРЕДИ ПРОЧИХ
Вы наверно сняли свою короткометражную работу на смешные деньги и с небольшой командой? Этим вы не отличаетесь от большинства режиссеров, подающих заявки на фестивали. Вам нужно чем-то удивить отборщиков или, по крайней мере, заинтриговать их. Для съемок моей короткометражки мы построили две декорации в гараже дома нашего актера, об этом я и упомянул в заявке.
Мало того, подробности такого рода пробуждают у отборщиков желание увидеть эту работу, их также можно использовать в рекламе вашего фильма — а, следовательно, и для повышения его популярности в социальных сетей. Никогда не помешает предоставить фестивалю больше информации о своей работе, так как это будет способствовать повышению зрительского интереса (фотографии со съемок, афиши, трейлеры, статьи и т. д.).
И еще несколько советов...
- Избегайте повторов. В первых кадрах фильма звонит будильник? Кто-то на протяжении всей картины был мертв? Это апокалипсис? В книге "How Not to Make a Short Film: Secrets from a Sundance Programmer" от Roberta Marie Munroe ("Как не надо снимать короткометражное кино: секреты отборщика Sundance") длинный список клише, на которые фестивальные отборщики уже устали смотреть.
- Звук должен быть идеальным. Зритель быстрее простит вам неудачный фильм чем то, что они ничего не смогли понять из-за плохого звука.
- Не давайте актерам материал, с которым они не могут справиться. Найдите их слабые и сильные стороны перед съемками и распределите роли так, чтобы они подходили именно им.
- И самое главное, снимите фильм так, как задумывали, а если людям это не понравится, что с того? Фестивальные отборщики не являются непререкаемыми авторитетами в отношении ценности вашего фильма. Поэтому расскажите о том, что волнует лично вас от всего сердца и во всеуслышание.
Перевод: Сергей Коржаев, редактура: Юлия Шейкина
Источник: www.nofilmschool.com