Практически для 1\3 независимого киносообщества последние несколько недель сентября являются самыми напряженными в году. Почему? Потому что все спешат закончить свои фильмы до финального дедлайна приема заявок на кинофестиваль Sundance. Остальные 2\3 уже представили свои работы. Чтобы разрядить обстановку, Ким Ютани, старший программный директор, и Адам Пирон, отборщик короткого метра, встретились с независимыми кинорежиссерами, чтобы ответить на их вопросы и развеять несколько устоявшихся заблуждений об отборе на Sundance. Вот 5 вещей, которые, по их мнению, не помогут вашему фильму попасть на фестиваль, и 5 вещей, которые будут полезны.
5 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ПОМОГУТ ВАМ БЫТЬ ОТОБРАННЫМ НА SUNDANCE.
1. Ничья протекция не может гарантировать вам место в программе Sundance.
Ким Ютани не отговаривала кинематографистов отказаться от общения с разного рода агентами, менеджерами, дистрибьюторами и жуналистами, но она подчеркнула, что вне зависиомости от того, что они могут пообещать вам, у этих людей нет полномочий по отбору фильмов на фестиваль. “Я думаю, что эти люди, наверное, кое-что могут сделать для вашего фильма. Мы разговариваем с ними по телефону, выслушиваем их мнение, но это никак не может повлиять на принятие решения об участие работы на фестивале”.
2. Взятки и дополнительные услуги не помогут.
“В самом начале моей работы на Sundance в качестве отборщика мне доводилось получать по почте всевозможные вещи", - рассказала Ким Ютани. - "Мы получали алкоголь, шоколад и подарочные корзины, но, вроде бы, все это уже в прошлом, благодаря проделанной нами разъяснительной работе о том, что все взятки и разного рода другие дополнительные услуги не помогут фильму пройти отбор". И тем не менее Ким Ютани все еще с ностальгией вспоминает те времена. (Она сказала, что очень любит шоколадные кексы).
3. Отправка DVD вместо онлайн-версии не дает вам преимуществ.
Раньше представление фильма на DVD вместо электронного файла давала режиссеру некоторое преимущество в качестве изображения, что, конечно, не могло остаться не замеченным отборщиками. Теперь это просто повышает вероятность случайной потери вашего диска. После недавних обновлений, сделанных на withoutabox.com, не осталось причин не подавать ваши фильмы в электронном виде. "Качество изображения загруженных на withoutabox видео потрясающее, - сказала Ким Ютани, - также у вас есть возможность отправить нам vimeo-ссылку". Ким Ютани добвила, что скоро абсолютно все заявки на фестиваль будут подаваться онлайн.
4. Личное знакомство с отборщиком не повышает ваши шансы.
В который раз Ким Ютани уверяла нас, что дело не в том, с кем вы знакомы, а в качестве вашего фильма. “На самом деле значение имеет только качество самой работы, - сказала она. - Мы должны каждый раз отказывать нашим друзьям, приятелям, подругам и т. д. Конечно, это неприятно, но это часть нашей работы”.
5. Даже если вы выпускник или лаборант Sundance - это не гарантирует вам места на фестивале.
Связи, которые появились у режиссера во время работы на фестивале или в одной из различных лабораторных программ Sundance, важны, но ваш фильм все равно должен соответствовать уровню работ, представленных в текущем году. “На самом деле я думаю, что нам действительно сложнее работать с режиссерами, являющимися нашими выпускниками, потому что бытует мнение, что бывших коллег не бывает. Но ваш фильм должен быть действительно отличным, чтобы пройти отбор”.
5 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ БЫТЬ ОТОБРАННЫМ НА SUNDANCE
И снова уже в который раз Ким Ютани и Адам Пирон повторяли: значение имеет только качество вашего фильма, и больше ничего. Так что же делает фильм достойным участия в Sundance? Отборщики не смогли сформулировать точного ответа, но дали несколько советов.
1. Приоритет истории над формой.
”Есть много факторов, которые делают фильм неординарным", - отметила Ким Ютани. - Иногда это какая-то техническая особенность, которая бросается в глаза. Но история, которую вы рассказываете, должна соответствовать этому”. Адам Пирон вспомнил короткометражку, увиденную им в прошлом году в самом начале отбора, которой он был просто восхищен: “Это было великолепно, но, когда эмоции улеглись, я начал понимать, что снято это действительно хорошо, но истории там нет”.
2. Оригинальность.
Этого добиться нелегко, но Ким Ютани отметила, что она и ее коллеги-отборщики всегда ищут что-то новое, что они никогда не видели раньше: "Очень трудно найти фильмы, которые своей оригинальностью резко отличаются от общей массы, и мы это знаем, но такого фильма, как "Tangerine", я, например, раньше никогда не видела. Мы все были просто поражены им”.
В фильме, ставшим хитом на Sundance в 2015 году, простой парень Син Бейкер помогает двум трансгендерным проституткам в поимке подставившего их сутенера. Картина была полностью снята на iPhone, и Адам Пирон сказал: "Все это было сделано так классно, что команда Sundance узнала об этом только после того, как фильм был выбран для показа на фестивале".
3. Снимите фильм, от которого зритель не сможет оторваться.
Ким Ютани сказала, что она отбирает только те фильмы, которые заставляют ее вспоминать о них даже спустя несколько дней после просмотра: “Это может быть какой-то трюк или просто интересная история, заставляющая вас задуматься об увиденном. И это то, на что я всегда обращаю внимание”.
4. Делайте короткий метр коротким.
Вы не можете ускорить принятие отборщиками решения по вашей работе, и иногда это затягивается на несколько дней, а то и на несколько месяцев. Но продолжительность вашего фильма - это то, что зависит только от вас. Адам Пирон отметил, что любит короткие фильмы: “Обычно мы просматриваем работы около 15 минут - так намного легче отбирать. Если фильм длиться 30 минут, то его просмотр должен иметь под собой веские основания, так как за это время мы могли бы посмотреть 2 короткометражки”. Адам Пирон добавил, что, чем короче фильм, тем больше вариантов у него и его команды по размещению этой работы в данной программе или где-то еще.
5. Заставьте их смеяться.
Адам Пирон отметил, что он и его коллеги-отборщики всегда ищут комедийные фильмы, потому что “их просто недостаточно”. Когда кто-то из аудитории спросил, могут ли комедийные фильмы снимать напряжение после показа более серьезных работ и подготавливать зрителей к новым просмотрам, как бы с чистого листа, Ким Ютани задумалась. “Мы отбираем комедийные фильмы не руководствуясь этими задачами, но часто это нам просто необходимо ”, - сказала она. - Мы хотим быть уверенными, что программа формируется в нужном направлении, мы хотим быть уверены, что она разнообразна, хотя иногда у нас действительно много серьезных и тяжелых для восприятия фильмов”.
В 2014 на кинофестиваль Sundance было представлено более 4000 полнометражных и более 8000 короткометражных фильмов. В программу вошли 118 полнометражных и 60 короткометражных фильмов. Ким Ютани отметила: ”Конечно, бывает так, что многие неплохие работы не проходят отбор. Нам приходится делать непростой выбор. В этом и заключается наша работа: принимать трудные решения”.
Источник: www.indiewire.com
Перевод: Сергей Коржаев, редактура: Юлия Шейкина