Меню

Борис Гуц: Киноязык. Букварь кинорежиссера

Off Top

В лучших киношколах мира, в том числе в некоторых мастерских ВГИКа и ВКСР, обучение кинорежиссуре начинается с алфавита. Элементами данной азбуки являются разные приемы, которые зрители могут постоянно видеть в фильмах.

Я часто пишу об этом в своем блоге, но сегодня решил объединить их в одном посте. Для удобства. Такой вот краткий киноликбез, далеко не исчерпывающий. Основы основ.

 

ВРЕМЯ. ТРИ ВИДА

В кино есть сжатое, реальное и растянутое время. В качестве примера сжатого времени можно назвать любую нарезку утренних сборов героя (заставка сериала "Декстер"). Включайте любой фильм Гая Ричи и сразу найдете массу примеров сжатого времени...

Реальное время - это не обязательно однокадровые сцены, но и обычный сериальный диалог-восьмерка. Растянутое время - особая штука. Это не замедленные сцены, не рапид - так слишком просто. Время можно растягивать при помощи монтажа одного действия с разных ракурсов или вставкой реакции очевидцев (например, мужик падает с крыши, и это видят люди на проезжей части).).

 

ГЛУБИННАЯ МИЗАНСЦЕНА

Построение кадра и всей сцены так, чтобы действие работало и на ближнем, и на заднем плане. Обычно речь идет об одном пространстве - комнате или коридоре, но могут быть и варианты.

 

ЗЕРКАЛА

Использование зеркал в кино - это отнюдь не новое слово в кинорежиссуре. Во ВГИКе и на Высших режиссерских курсах специально этому не учат, но в своем блоге я очень часто пишу об "отраженных в зеркале". Этот прием используется по разному: и для глубинной мизансцены, и для увеличения пространства, иногда для символики, иногда для особых образных задач конкретного кино.

 

ДИСТАНЦИОННЫЙ МОНТАЖ

Довольно редкое явление, но когда оно срабатывает, то зритель говорит: "Уау!" Суть дистанционного монтажа в том, чтобы расставить в сцене (или во всем кино) отдельные кадры так, чтобы они работали и создавали нужное впечатление не сразу, не последовательно, а именно на расстоянии.

Самый банальный пример - в начале фильма (и потом еще несколько раз) нам показывают один короткий кадр с плачущей героиней или деревом в поле, а потом в финале фильма наша героиня начинает рыдать или приходит в поле закопать труп под деревом. Не путать с флэш-беками и форвард-беками, когда по ходу кино раскидываются не отдельные кадры, а целые эпизоды из другого времени.

 

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ

Здесь все просто. Два или больше действий, нарезанных по очереди и вперемешку. Классический прием - два героя собираются на свидание в клипах бесконечных попсовых групп а-ля "Звери".

 

ОДНОКАДРОВЫЕ СЦЕНЫ

Длинная сцена, сделанная без монтажных склеек. От нажатия кнопки REC до ее отжатия камера долго гуляет по локациям и следит за героями. Хорошо, когда это сделано оправдано и в финале дает ощущение полного присутствия и слияния зрителя с героями (как в фильме "Виктория"). Часто это делается для выпендрежа или для особых эстетических задач автора (вспомним "Бёрдмен").

Гуру однокадровых сцен в классическом кино - это Орсон Уэллс, Андрей Тарковский и отчасти Альфред Хичкок. Сегодня, на мой взгляд, лучше всех однокадровые сцены использует Альфонсо Куарон ("Дитя человеческое", "Гравитация"). С этим примером сложно спорить.

И еще! Учитесь говорить правильно: "Сцена снята одним КАДРОМ", а не планом. Тут можно долго спорить, но все-таки "планы" в кино бывают крупные, средние, общие и так далее, а "кадр" - это время от запуска камеры до режиссерского крика "Стоп!"

 

ОТРАЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Не все действия и поступки героя стоит показывать зрителю. Иногда некоторые сцены лучше решить путем "отраженного действия". Самый банальный пример - мужик убивает другого мужика, но в момент выстрела мы показываем не то, как падает убитый, а птиц, взлетающих с крыши дома.

Мало режиссеров, умеющих использовать этот прием тонко, но они есть. Кшиштов Кесьлевский в начале своей великой кинокартины "Три цвета. Синий" в момент автокатастрофы показал парня с игрушкой. Юноша долго подкидывал шарик на ниточке, но тот никак не вставал на палку. Когда автомобиль на полной скорости влетает в дерево, режиссер показывает не саму катастрофу, а именно парня, у которого наконец-то получилось закинуть шарик. Очень тонко и страшно одновременно. Плюс возникает сразу много смыслов.

 

РАПИД

Измененное движение времени в кино, которое достигается увеличенным количеством кадров в секунду. Уфф, как сложно написал... Короче говоря, рапид - это замедленное время, не путать с "растянутым" (см.выше). Лично я не очень люблю данный прием, особенно в эротических сценах.

Рапид (как и однокадровые сцены) стал дико популярен с приходом цифровых камер. Апофеозом всех этих экспериментов стали облеты камеры вокруг героев "Матрицы", сцена с падающим микроавтобусом в "Начало" Нолана, дико унылый третий сезон "Ганнибала" и, простигоспади, манекен-челлендж.

 

ТОПОГРАФИЯ

Ловкий переход из одной локации в другую путем монтажных склеек, правильно выставленного света и отрепетированного движения актеров. И да, работа гримера и костюмера здесь тоже очень важна)))

 

ЭФФЕКТ КУЛЕШОВА

Это сложное монтажное решение двух кадров, при сочетании которых появляется дополнительный, третий смысл. Прием, которому сто лет в обед, но он до сих пор очень популярен.

 

Автор: Борис Гуц



Борис Гуц - режиссер, сценарист, клипмейкер, блогер. Работал с группами 25/17, FUDGER и Алиной Орловой. Участник более десятка международных фестивалей кино, видеоарта и анимации, в том числе Московского международного кинофестиваля. Бунтарь по неволе, правдоруб по обстоятельствам. В 2016 дебютировал со своим полным метром "Арбузные корки", премьера которого прошла на модном фестивале "Движение" в Омске.

Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

14.12.2020 3572

В то время как блокбастеры и телешоу получают выгоду из эры цифрового доступа, будущее для целого ряда международных кинотеатров представляется туманным. Давным-давно я думал, что худший интерфейс, который я когда-либо видел после большинства сайтов кинофестивалей, это «Time Warner» (теперь «Spectrum»). Но что может быть хуже для поиска фильмов сегодня, чем Netflix и Amazon?

Подробнее...
Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

01.09.2020 2080

Прочитав в блоге продюсера Брайана Ньюмана отклик на недавно вышедшие у нас статьи о роли кинофестивалей в жизни и карьере кинематографистов, Indiewire по email задал ему несколько вопросов. Вот, что из этого вышло.

Подробнее...
Андрей Щиголев, отборщик ММКФ, о будущем короткого метра и продакшене нового поколения

Андрей Щиголев, отборщик ММКФ, о будущем короткого метра и продакшене нового поколения

04.05.2020 2632

Сейчас короткий метр активно ищет способы превратиться в самодостаточный жанр и активно ищет способы коммерциализироваться.

Подробнее...
#
2022, Россия, Беларусь, 1:14' арт-видео реж. Дарья Сермяжко
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
#
2015, Россия, 24:42' игровой фильм реж. Никита Ордынский
#
2015, Россия, 11:45' анимационный фильм реж. Игорь Писаренко
Telegram