Сегодня кино занимает особое место в культуре: это не просто развлечение, но и мощный инструмент, через который творцы общаются с обществом. Фильмы часто поднимают темы, которые принято обходить стороной, или, напротив, романтизировать реальные проблемы. Кино не только отражает общественные проблемы, но и оказывает на них влияние, меняет восприятие и убеждения людей. Михаил Шевчук, режиссер фильма «Воплощение», рассказал, какие тенденции отражает современное кино.
Кино как зеркало общества
У каждой эпохи уникальные культурные коды и ценности, они неизменно отражаются в искусстве. Фильмы — зеркало, в котором мы можем разглядеть настроение времени. Пример тому — кинематограф 20 века, где фильмы после Первой мировой войны рассказывали истории о людях, потерявших веру в идеалы, а картины после Второй мировой войны подчеркивали стремление к восстановлению общества. Когда Сергей Эйзенштейн раскрасил руками флаг и в конце черно-белого фильма красное знамя поднялось на мачту броненосца –– это был взрыв общественного мнения, что очень помогло коммунистическому движению в мире.
В 1930-40 годы в США было время Великой депрессии, при этом снимались фильмы развлекательных характера, чтобы поддерживать настроения в обществе. Тогда зрителям нравилось, если знатные люди в кино падали в фонтаны, рвали платья, на них выливали шампанское или любым другим образом какой-то выходец из народа их побеждал. Это давало своеобразную надежду и удовлетворение тем, кто оказался в самой гуще экономического кризиса.
В начале 21 века киноискусство всё чаще обращается к теме глобализации, цифровизации и экологии, к вопросам равенства и инклюзивности. Сегодня зритель хочет видеть истории, которые говорят об актуальных вопросах. Так, в фильме «Воплощение» акцент сделан на нашу реальную жизнь, а она великий и порой беспощадный драматург. Это прежде всего диалог с молодёжью, за их сердца идет драка у кинопроизводителей. Любое хорошее кино это про сегодня, даже если оно историческое.
Иногда фильмы становятся формой социального протеста и культурным манифестом. Такие фильмы, как "12 лет рабства" или "Зелёная книга", поднимают сложные вопросы расизма и социальных предрассудков, привлекают внимание к проблемам, чтобы развить эмпатию у зрителей. Фильмы "Маленькие женщины" или "Женщина" поднимают тему гендерного неравенства и роли женщины в обществе. Сегодня этот вопрос как никогда важен, особенно в России. Роль матери, жены, возлюбленной –– на этих китах строится и мое творчество. Появление такого кино — шаг к тому, чтобы обратить внимание общества и предоставить женским персонажам больше экранного времени, самостоятельности.
Роль независимого кино: место для размышлений и экспериментов
Независимое авторское кино позволяет режиссерам экспериментировать с формой и содержанием, предлагает нестандартный взгляд на реальность. К примеру, режиссеры Кен Лоуч и Андреа Арнольд известны социальными драмами, которые рассказывают о жизни людей из рабочих кварталов, их трудностях и борьбе за место под солнцем.
Эти фильмы фокусируются на тех, кто не всегда замечен обществом. Подобное кино — не всегда развлечение, но помогает увидеть реальность без прикрас. Иногда независимое кино привлекает к табуированным темам и становится важным элементом борьбы за права людей.
В 90-е годы появился независимый фестиваль Ларса фон Триера «Догма», где обязательно надо было снимать по принципу единства места и времени. В общем, живое кино без спецэффектов. Если есть свет, то естественный из окна или от лампочки. Если музыка, то из радио или телевизора. Мы, российские кинопроизводители, тогда вцепились в эту тему. Позже вышла статья одного из отечественных режиссеров, который сказал: «В Европе это снимают, потому что им хочется чего-то настоящего, а мы –– потому что в стране ничего нет сейчас, ни оборудования, ни музыки, ничего. Поэтому у нас сейчас независимое кино».
Сейчас есть замечательный Русский международный кинофестиваль, который поддерживает независимое кино. Творцы вырывают у сегодняшней производственной действительности возможность поговорить со зрителем, обменяться мнениями, что-то представить. Если кино будет хорошим, то зритель придет за него проголосовать рублем. Конкурировать со зрелищными компьютерными играми уже бессмысленно. В кино должна быть душа, литература, хорошие артисты и так далее.
Влияние кино на молодежь: формирование ценностей
Молодое поколение часто формирует взгляды на мир через кино. Для многих подростков фильмы становятся чем-то вроде "учебников жизни", где они видят модели поведения и социальные нормы. Иногда фильмы дают более важные уроки морали, чем школа или даже семья.
Современное подростковое кино всё чаще рассказывает про депрессию, тревожные расстройства, буллинг и самопознание. Фильмы открывают перед молодежью глаза на то, с чем сталкиваются их сверстники. И хотя такие проекты иногда вызывают споры, их влияние на зрителей нельзя недооценивать. Фильмы становятся платформой для открытого разговора о ментальном здоровье, самоидентификации и социальной ответственности.
Фильмы как средство влияния на общественное мнение
Иногда фильмы –– инструмент пропаганды. Они формируют отношение зрителя к истории и культуре определенной страны, например. Такие примеры можно в западных фильмах времен Холодной войны, где противопоставлялись американский и восточноевропейский миры. Сегодня это делается не так открыто, но по-прежнему кино подкидывает масла в огонь. К примеру, фильм "Американский снайпер" –– о героизме американских военных, что должно усилить патриотические настроения зрителей в США.
Кино –– это уже давно не трибуна, а важнейшая стратегическая площадка, которая моделирует ситуации, задает точные вопросы и будоражит душу. Это один из самых мощных инструментов для анализа и осмысления современного мира. Оно даёт возможность заглянуть в будущее, проанализировать прошлое и лучше понять настоящее. Каждый фильм — это кусочек нашей реальности, заключённый в искусственную форму. Это разговор о нашем времени на языке эмоций, образов и историй.
Автор: Михаил Шевчук, режиссер фильма «Воплощение», «Маскерад» и «Жених с Марса»