Меню

Фильм как социальное явление. Как кино отражает современное состояние общества?

Off Top

Сегодня кино занимает особое место в культуре: это не просто развлечение, но и мощный инструмент, через который творцы общаются с обществом. Фильмы часто поднимают темы, которые принято обходить стороной, или, напротив, романтизировать реальные проблемы. Кино не только отражает общественные проблемы, но и оказывает на них влияние, меняет восприятие и убеждения людей. Михаил Шевчук, режиссер фильма «Воплощение», рассказал, какие тенденции отражает современное кино.

Кино как зеркало общества

У каждой эпохи уникальные культурные коды и ценности, они неизменно отражаются в искусстве. Фильмы — зеркало, в котором мы можем разглядеть настроение времени. Пример тому — кинематограф 20 века, где фильмы после Первой мировой войны рассказывали истории о людях, потерявших веру в идеалы, а картины после Второй мировой войны подчеркивали стремление к восстановлению общества. Когда Сергей Эйзенштейн раскрасил руками флаг и в конце черно-белого фильма красное знамя поднялось на мачту броненосца –– это был взрыв общественного мнения, что очень помогло коммунистическому движению в мире.

В 1930-40 годы в США было время Великой депрессии, при этом снимались фильмы развлекательных характера, чтобы поддерживать настроения в обществе. Тогда зрителям нравилось, если знатные люди в кино падали в фонтаны, рвали платья, на них выливали шампанское или любым другим образом какой-то выходец из народа их побеждал. Это давало своеобразную надежду и удовлетворение тем, кто оказался в самой гуще экономического кризиса.

В начале 21 века киноискусство всё чаще обращается к теме глобализации, цифровизации и экологии, к вопросам равенства и инклюзивности. Сегодня зритель хочет видеть истории, которые говорят об актуальных вопросах. Так, в фильме «Воплощение» акцент сделан на нашу реальную жизнь, а она великий и порой беспощадный драматург. Это прежде всего диалог с молодёжью, за их сердца идет драка у кинопроизводителей. Любое хорошее кино это про сегодня, даже если оно историческое.

Иногда фильмы становятся формой социального протеста и культурным манифестом. Такие фильмы, как "12 лет рабства" или "Зелёная книга", поднимают сложные вопросы расизма и социальных предрассудков, привлекают внимание к проблемам, чтобы развить эмпатию у зрителей. Фильмы "Маленькие женщины" или "Женщина" поднимают тему гендерного неравенства и роли женщины в обществе. Сегодня этот вопрос как никогда важен, особенно в России. Роль матери, жены, возлюбленной –– на этих китах строится и мое творчество. Появление такого кино — шаг к тому, чтобы обратить внимание общества и предоставить женским персонажам больше экранного времени, самостоятельности.


Роль независимого кино: место для размышлений и экспериментов

Независимое авторское кино позволяет режиссерам экспериментировать с формой и содержанием, предлагает нестандартный взгляд на реальность. К примеру, режиссеры Кен Лоуч и Андреа Арнольд известны социальными драмами, которые рассказывают о жизни людей из рабочих кварталов, их трудностях и борьбе за место под солнцем.

Эти фильмы фокусируются на тех, кто не всегда замечен обществом. Подобное кино — не всегда развлечение, но помогает увидеть реальность без прикрас. Иногда независимое кино привлекает к табуированным темам и становится важным элементом борьбы за права людей.

В 90-е годы появился независимый фестиваль Ларса фон Триера «Догма», где обязательно надо было снимать по принципу единства места и времени. В общем, живое кино без спецэффектов. Если есть свет, то естественный из окна или от лампочки. Если музыка, то из радио или телевизора. Мы, российские кинопроизводители, тогда вцепились в эту тему. Позже вышла статья одного из отечественных режиссеров, который сказал: «В Европе это снимают, потому что им хочется чего-то настоящего, а мы –– потому что в стране ничего нет сейчас, ни оборудования, ни музыки, ничего. Поэтому у нас сейчас независимое кино».

Сейчас есть замечательный Русский международный кинофестиваль, который поддерживает независимое кино. Творцы вырывают у сегодняшней производственной действительности возможность поговорить со зрителем, обменяться мнениями, что-то представить. Если кино будет хорошим, то зритель придет за него проголосовать рублем. Конкурировать со зрелищными компьютерными играми уже бессмысленно. В кино должна быть душа, литература, хорошие артисты и так далее.


Влияние кино на молодежь: формирование ценностей

Молодое поколение часто формирует взгляды на мир через кино. Для многих подростков фильмы становятся чем-то вроде "учебников жизни", где они видят модели поведения и социальные нормы. Иногда фильмы дают более важные уроки морали, чем школа или даже семья.

Современное подростковое кино всё чаще рассказывает про депрессию, тревожные расстройства, буллинг и самопознание. Фильмы открывают перед молодежью глаза на то, с чем сталкиваются их сверстники. И хотя такие проекты иногда вызывают споры, их влияние на зрителей нельзя недооценивать. Фильмы становятся платформой для открытого разговора о ментальном здоровье, самоидентификации и социальной ответственности.


Фильмы как средство влияния на общественное мнение

Иногда фильмы –– инструмент пропаганды. Они формируют отношение зрителя к истории и культуре определенной страны, например. Такие примеры можно в западных фильмах времен Холодной войны, где противопоставлялись американский и восточноевропейский миры. Сегодня это делается не так открыто, но по-прежнему кино подкидывает масла в огонь. К примеру, фильм "Американский снайпер" –– о героизме американских военных, что должно усилить патриотические настроения зрителей в США.

Кино –– это уже давно не трибуна, а важнейшая стратегическая площадка, которая моделирует ситуации, задает точные вопросы и будоражит душу. Это один из самых мощных инструментов для анализа и осмысления современного мира. Оно даёт возможность заглянуть в будущее, проанализировать прошлое и лучше понять настоящее. Каждый фильм — это кусочек нашей реальности, заключённый в искусственную форму. Это разговор о нашем времени на языке эмоций, образов и историй.

 

Автор: Михаил Шевчук, режиссер фильма «Воплощение», «Маскерад» и «Жених с Марса»




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Как американцы  с русского кино пример брали

Как американцы с русского кино пример брали

16.06.2023 2027

В зарубежной литературе упоминается всего два периода, когда российское или советское кино оказало огромное влияние на всё мировое, подняв его на новый уровень.

Подробнее...
Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

14.12.2020 6742

В то время как блокбастеры и телешоу получают выгоду из эры цифрового доступа, будущее для целого ряда международных кинотеатров представляется туманным. Давным-давно я думал, что худший интерфейс, который я когда-либо видел после большинства сайтов кинофестивалей, это «Time Warner» (теперь «Spectrum»). Но что может быть хуже для поиска фильмов сегодня, чем Netflix и Amazon?

Подробнее...
Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

01.09.2020 5199

Прочитав в блоге продюсера Брайана Ньюмана отклик на недавно вышедшие у нас статьи о роли кинофестивалей в жизни и карьере кинематографистов, Indiewire по email задал ему несколько вопросов. Вот, что из этого вышло.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram