Меню

20 проверенных способов произвести впечатление на того, кто будет читать ваш сценарий

Теория кино

Перед тем, как ваш сценарий попадет к людям, непосредственно принимающим решения, его должен одобрить редактор, и это первое серьезное испытание для вашей работы. 

Редакторы сценариев - это некий форпост для продюсеров, руководителей киностудий, независимых инвесторов, режиссеров и актеров, защищающий их от информационного шума и не позволяющий отвлекать их от работы напрасно. Если вы хотите, чтобы ваш сценарий попал в руки влиятельных людей, вы должны сначала произвести впечатление на редактора. Я могу рассказать вам, как это сделать, потому что я и есть профессиональный редактор сценариев!


Вы можете подумать, что мы циничные люди, которые без видимых на то причин не пропускаем вашу работу, но это не так! Мы ЛЮБИМ хорошие сценарии! В общей массе работ легко просмотреть действительно стоящий сценарий, а все мы хотели бы быть первыми, кто разглядит очередной хит. Однако читатели сценариев устают снова и снова просматривать похожие друг на друга работы, не содержащие свежие идеи.

 

Итак, вот 20 способов, произвести на нас впечатление своим сценарием.

1. Оригинальная концепция.

Чисто теоретически, около 80% сценариев, присылаемых мне писателями-любителями, можно было бы пропустить дальше. Но одни авторы представляют специфические работы, не рассчитанные на широкую зрительскую аудиторию; другие выбирают концепции, которые хорошо знакомы и предсказуемы. Если вам удастся заставить меня воскликнуть: "О, я никогда не видела этого раньше", считайте, что вы победили.

2. Превосходство концепции над реализацией.

Вы можете подумать, что ”свежая идея“ или ”хороший слог " - это все, что вам нужно, но это не так, большинству начинающих сценаристов не хватает детальной проработки персонажей и диалогов.

Если ваш сценарий о Второй мировой войне уже 10-ый за неделю, из прочитанных мной на эту тему, у вас довольно низкие шансы на успех. Но если у вас есть сценарий фильма, скажем, о моде пришельцев, то, скорее всего, ничего подобного ранее я не читала, и этого будет достаточно, чтобы пройти дальше.


3. Не ссылайтесь на другие фильмы и телесериалы.

При описании своих персонажей не стоит ссылаться на широко известных героев других картин, например, таких, как Рокки, и уж тем более использовать их монологи. Ваши персонажи цитируют героев других популярных фильмов, серьезно? Напишите свой, ОРИГИНАЛЬНЫЙ материал.

4. Используйте точные и четкие визуальные детали.

Чтение хорошего сценария должно напоминать просмотр фильма. Чтобы помочь мне представить, как именно будет выглядеть ваш фильм на экране, включите в текст описание визуальных деталей о месте событий, интерьерах, последовательности действий и т. д. Если вы просто напишете “она идет по тротуару", смогу ли я понять, снег там или пальмы? Представить дорожный шум? Увидеть много ли там людей или безлюдно? Почувствовать настроение и атмосферу вашего фильма? Переполненная улица может представляться неистовой и удушающей, а может быть пьянящей и цветущей. Если вокруг ни души, человек может чувствовать себя спокойно и мирно, а может одиноко и жутко. Нет, я не призываю вас к подробному описанию каждой детали, которые мы не можем видеть, как это делается в романах, но дайте мне столько информации, что бы я смогла это представить.

5. Имейте представление о законах своего жанра и о своей аудитории.

Подумайте о том, как угодить тем зрителям, которые ходят на фильмы, подобные вашему. Пишите о том, что сами бы хотели посмотреть! Если вы пишите мелодраму, включите в сценарий больше сцен флирта и страсти. Если это комедийный фильм, пусть там будет много юмора. В научно-фантастическом сценарии необходимо подробное описание придуманного вами мирового устройства, ведь зрители ничего не знают о нем, и сделайте это так, как будто рассказываете о нашем реальном мире.

6. Ищите самый интересный ракурс.

Несколько лет назад у меня появился сценарий, в котором Дженнифер Лоуренс досталась роль дочери Шона Пенна. Мне бы очень хотелось посмотреть на игру этих актеров! Но сценарий не получил от меня одобрения, потому что в фильме речь шла о преступнике, а мы не увидели ни одного хитроумного преступления. Автор просто не нашел ни единого интересного факта из жизни главных героев. Мне не нравится сложившаяся тенденция очень поверхностного изучения биографии персонажей. Хотя я даже рада тому, что ни один из писателей-биографов не чувствует необходимости писать 140-страничную историю от колыбели до могилы, но лично мне не нравятся сценарии о:
а) скучных моментах жизни интересных людей;
б) скучных людях, которые только косвенно связаны с интересными людьми.

Отдавайте предпочтение интересному, а не реалистичному и обыденному. Большинство женщин после смерти мужей не зарабатывают на продаже наркотиков, и хоть это и не типичный случай, но именно по этой причине Нэнси из "Дурмана" становится главной героиней телеcериала.

7. Избегайте клише.

Может быть, и полезно, работая над сценарием, держать в голове популярные фильмы, похожие на ваш, но не нужно копировать их успешные сюжеты. Как это обычно делается? Окееееей, напишем по-другому!

8. Задействуйте женщин.

Женщины составляют более половины населения планеты. Это нормально, если вы пишете о мире мужчин, но я видела массу сценариев, в которых весь полицейский отдел большого города или ФБР состоит исключительно из мужчин. Да ладно, этого не может быть!

Кроме того, помните, что по статистике женщины гораздо чаще мужчин посещают кинотеатры, поэтому более сбалансированный актерский состав будет способствовать увеличению доходов от проката.

9. Ваша задача - писать предельно ясно.

Когда сценарий полон опечаток и ошибок, складывается впечатление, что автора не очень уж беспокоит данный вопрос. Нет, конечно, наличие нескольких опечаток не означает автоматический отсев работы, но неужели вы хотите дать мне лишний повод для раздражения во время прочтения вашего сценария?

Независимо от того, форматируете ли вы междугородний телефонный звонок или объясняете, где человек стоит на складе, вы должны быть максимально доходчивы, и это главная задача. Ведь, я просто могу продолжить читать сценарий дальше и не буду возвращаться к уже прочитанным страницам, чтобы попытаться понять, что же вы хотели сказать. Кроме того, будьте внимательны при использовании комбинации “find \ replace” (поиск \ замена) для изменения имен персонажей – иногда вы что-то пропускаете или изменяете не те слова.

10. Работа над описаниями персонажей.

Редактору запомнится фраза или предложение, используемое вами при первом появлении персонажа. Действительно ли так важен цвет волос и глаз? Конечно, описание внешности поможет мне правильно представить этого человека, но меня больше интересуют его внутренние качества. Раскрыть сущность персонажа помогут его поступки, поэтому вместо фразы “он такой человек, который бросит все, чтобы помочь вам” лучше описать сам поступок, а не говорить мне об этом.

11. Будьте кратким.

У меня вырывается стон, когда я получаю сценарий на 130 страницах (если только автор специально не попросил меня помочь сократить его работу – тут я всегда рада помочь). Все, что меньше 120 страниц, можно считать приемлемым, но задумайтесь - вам действительно нужны все описанные сцены?

По-моему, сцена, в которой персонаж говорит “Пойдем в бар” и следующее за ней описание похода в бар, не так уж обходима. Мы примем все. Но попробуйте выявить несущественное и по возможности сократить каждую сцену.

Кроме того, следите за линиями диалогов и описаниями, повторяющими ранее данную информацию.

12. Не воспринимайте совет “писать о том, что знаете” так буквально.

Нам всем нравится писать о том, что нам хорошо знакомо. Реалистичность - это прекрасно! Но это не значит, что ваш сценарий должен быть о человеке, который переезжает в Лос-Анджелес, чтобы стать сценаристом. Сценарии на тему "борющегося художника" не редкость и мало когда бывают интересными. А может быть, вам стоило бы перенести действие сюжет в некий уникальный мир или субкультурную среду? Может, лучше было бы написать о знакомом вам человеке, а не о себе? Если бы мы писали только о том, что самим довелось пережить, у нас не было бы фильмов о зомби или инопланетянах.

13. Ваш главный герой должен быть активным.

Чего хочет твой персонаж? Какую цель он поставил перед собой? Какую проблему ему необходимо решить? Какие препятствия стоят на его пути? Что произойдет, если у него или нее это не получится? Кто хочет, чтобы он или она потерпели неудачу? Все эти вопросы могут показаться элементарными, но я читала много сценариев, в которых главные герои просто сидят и философствуют о жизни или реагируют только на происходящее вокруг них.

14. Напишите сильную главную роль.

Начинающим писателям я рекомендовала бы максимально выделить главного героя, а не пытаться создать сбалансированный ансамбль персонажей. Сильная главная роль не только будет способствовать созданию четкого и целенаправленного повествования, но и даст возможность пригласить для ее исполнения известного актера, что в свою очередь поможет успешной реализации проекта. Думайте об актере своей мечты – что вы можете сделать, чтобы ему или ей захотелось сыграть вашего персонажа?

15. Определитесь с отношениями персонажей между собой.

Как только вы определились с главной ролью, потратьте время на придание индивидуальности второстепенным персонажам, опишите их личностные качества и цели. Подумайте о том, как они могут бросить вызов главному герою или контрастировать с ним – и не бойтесь экспериментировать.

Я читала множество сценариев об одном парне, путешествующем по миру в одиночку. Кому какое до него дело? Кого он подвел? Кто будет обманывать его? Моменты противостояния персонажей придадут вашему сценарию остроту.

16. Читайте сценарии, написанные профессионалами.

Читая присланные работы, мы можем определить, какой из их авторов никогда не видел профессиональных сценариев. Теперь когда это стало так доступно благодаря интернету, у вас больше нет оправданий! Всё, начиная с того, как отформатировать ретроспективный кадр до описания сцены секса, будет проще сделать, если вы прочтете, как можно больше профессиональных сценариев. В конце концов вам даже не нужно думать о формате.

17. Определитесь с вашими предпочтениями.

Я ищу интересных персонажей, и необязательно положительных. Но если ваш главный герой творит ужасные вещи, у меня возникает подозрение - не фанатичен ли сам автор? Я бы также спросила себя, действительно ли этот фанатичный парень, не способный контролировать себя, так интересен и прогрессивен, ведь вместо него вы могли бы написать о некой маргинальной личности.

18. Удиви меня.

Захватывающие повороты сюжета заставляют зрителей делать свои предположения о том, как будут развиваться события в дальнейшем, даже не догадываясь о том, что мы им приготовили. А ведь мы можем сделать так, что персонажи окажутся еще живыми, и многое еще впереди, и может быть герои совсем не те, за кого себя выдают. Придумайте, как обмануть ожидания зрителей!

19. Изучите структуру сюжета.

Некоторым писателям не нравится работать по классической голливудской трехактной схеме, но профессионалы отрасли ждут от вас именно этого. Одна компания, с которой я сотрудничала и написала для нее сценарий с типичной структурой построения сюжета, даже потребовала переписать его. Но изучите основы, прежде чем пытаться нарушить правила, особенно если вы новичок в этом деле.

Очень часто мне попадаются сценарии без четких границ актов или сценарии, действия в которых не переходят во 2-ой акт, вплоть до 50-ой страницы. Прочитав уже половину вашей работы, я не должна все еще задаваться вопросом, каковы её концепция и жанр.

20. Соответствие тональности сценария - ваша главная задача.

Соответствует ли тональность вашего сценария его концепции, жанру и тематике? Не слишком ли серьезно и мрачно для комедийного сюжета? Не много ли сцен насилия в нем для вашей аудитории? Подберите правильную тональность.

И в завершение. Конечно, сделать все, как я сказала трудно, но если вы воспользуетесь, хотя бы половиной моих рекомендаций при подготовке вашей следующей работы, это будет большой шаг вперед. Если у вас есть идеи, и вы хотели бы попробовать себя в этом деле, то для начала посетите любой семинар, посвященный написанию сценариев!


Автор: Аманда Пендолино - сценарист и профессиональный редактор сценариев: www.amandapendolino.com
Перевод: Сергей Коржаев, редактура: Юлия Шейкина




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Как пишутся актерские ансамбли для кино и сериалов?

Как пишутся актерские ансамбли для кино и сериалов?

28.03.2024 39

В отличие от обычных сюжетов, сосредоточенных на одном или двух персонажах, сюжеты с несколькими персонажами требуют от автора умения жонглировать сюжетными линиями, арками героев и перспективами, в то же время поддерживая целостность истории и удерживая внимание зрителя на ней.

Подробнее...
Что такое восьмиэтапная сюжетная арка?

Что такое восьмиэтапная сюжетная арка?

11.03.2024 734

Есть множество подходов к написанию сценария. Что такое восьмишаговая сюжетная арка, и когда ее используют?

Подробнее...
Как написать успешный тритмент для рекламного ролика

Как написать успешный тритмент для рекламного ролика

15.02.2024 589

Съемка рекламного ролика – прекрасный способ для режиссера заявить о себе в киноиндустрии. Самое сложное для режиссерского дебюта в том, чтобы тебя и твою работу заметили. Найти финансирование для игрового фильма довольно сложно, однако существует множество мелкомасштабных проектов, которые дадут вам возможность заработать и получить бесценный опыт.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram