Меню

Лекция режиссера и сценариста Павла Лунгина "Об отражении современного общества в кино"

Теория кино

Режиссер и сценарист Павел Лунгин провел лекцию, посвященную отражению современного общества в кинематографе. Мероприятие состоялось в рамках проекта Speakers Night в Кампусе Московской школы управления "Сколково". 


 

Режиссер Павел Лунгин, создатель фильмов "Такси-Блюз", "Остров" и "Царь", намерен снять картину по мотивам "Пиковой дамы". По словам мастера, фильм будет на английском языке, с интернациональным актерским составом и съемочной группой.

О новых творческих идеях и своем видении современного искусства Лунгин рассказал на лекции, прошедшей в рамках проекта Speakers Night в Кампусе Московской школы управления "Сколково".

О роли искусства

Мы живем во время меняющейся цивилизации, меняющейся культуры. Она каким-то образом мутирует. Глупо говорить, что она умирает, потому что это живое существо, оно не умирает, но будет вечно-вечно меняться. Нам очень сложно ощутить это, потому что мы находимся внутри. Мы, можно сказать, подопытные кошки и крысы над которыми проводится эксперимент.

Но всегда общество определяется по некоторым параметрам, один из главных – это отношение к искусству. Оно, может быть, не определяет суть общества, но оно определяет формы приличия, принятые в нем. Когда я был молодым, искусство было очень ценно, но недоступно. Сейчас мы живем во время абсолютной доступности всего. Нет запрещенного искусства, нет запрещенного фильма или книги, нет и их сверхценности.


 

О фестивальном и массовом кинематографе

Раньше фестивальное кино говорило о жизни, оно было чуть более сложным эстетическим выбором, чем обычные фильмы, но, тем не менее, говорило о тебе, о твоих отношениях с женой, с детьми, с миром, со смертью, с деньгами и так далее. Сейчас фестивальное кино выдавливается в сторону какого-то исключительного показа из-за того, что загнано в угол массовой продукцией. Современные фестивальные фильмы похожи на истории болезни: они показывают тебе то, что ты не имеешь права видеть, как будто ты подсматриваешь через замочную скважину. Все время тебя не должно покидать чувство легкого стыда, ты должен увидеть что-то, на что не имеешь права. Фестивальное кино радикализируется все больше, а массовое становится все более успешным.

Надо сказать, что кино сделало очень любопытную петлю. Оно началось, как вы все знаете, с братьев Люмьер, когда они показали "Прибытие поезда…", и люди так испугались, что повскакивали с мест, им казалось, что их сейчас раздавит. Потом оно прошло через невероятное усложнение - интеллектуальность Бергмана, утонченность Висконти, через Тарковского того же самого, - и пришло к огромному ярмарочному зрелищу, к гигантской шатровой массовости. Поэтому неслучайно экраны делаются все больше, а сами фильмы снимаются исключительно для подростков.

О современном обществе

Я думаю, что сейчас происходит инфантилизация общества. Есть такая тенденция, и она видна во всем искусстве. Смотрите, если в XIX веке ребенка одевали в пиджачок, во фрак, в сюртучок, учили его латыни, и он уже в десять лет читал Геродота, то сейчас все наоборот. Идут папа, мама и ребенок, все трое одеты в ползунки, у всех во рту соски, они едят одну и ту же пищу и смотрят одни и те же фильмы. Не знаю, что это: то ли инфантилизация идет сама по себе, то ли поднимается снизу, то ли это какая-то гигантская манипуляция.

О творческих планах

Я с этим справляюсь с помощью своих фильмов. Вот сейчас хочу сделать современную историю "Пиковой дамы", которая будет строиться вокруг постановки одноименной оперы и рассказывать об отношениях в театре. Пока я только пытаюсь это реализовать и, возможно, получить деньги от государства. В это же время буду делать сериалы - сниму русскую версию Homeland, он легко переносится на российскую почву. Я считаю, что это выдающийся сериал. Тот, кто видел, помнит, что это история про человека, шесть лет просидевшего в плену. Его освобождают, и он возвращается героем. Хотя зрители до конца не понимают, действительно ли он герой, или он в плену стал исламистом, перешел на другую сторону, сошел с ума? У нас главного героя будет играть Машков.

 

О роли сериалов

В сериалах мы возвращаемся к старой романной форме. Здесь можно говорить много о психологии, можно не экономить время. И надо говорить о сложности мира и личности, о том, что даже самый примитивный человек очень сложен. Иногда люди даже не знают, за какую ниточку себя потянуть. Я считаю своим долгом говорить о том, что человек, это вообще очень сложное существо.

В сериалах действительно что-то новое появилось. Но там есть еще и какой-то наркотический момент - фильм не отпускает, он держит тебя на крючке, только что-то заканчивается, он подсекает тебя еще глубже.

Это заложено на сценарном уровне: надо сделать так, чтобы в конце зрители начали волноваться за героя. В обычной жизни все развивается постепенно, а в сериале – за три минуты до конца. Тебе недосказали, и ты в слезах ждешь продолжения.

О роли сценаристов в кино

Именно поэтому современному кинематографу нужны хорошие сценаристы - люди постоянно пишущие и придумывающие. Самый жестокий провал нашего кино - качество литературного материала, ничего хуже я давно не читал. Иногда даже восхищаешься, как можно так писать - совершенно бредовые неживые диалоги. Хотя это общая тенденция мирового кинематографа. Сейчас очень мало хороших сценариев: американцы делают ремейки старых фильмов, либо берут успешные новые фильмы и делают к ним сиквелы, приквелы и так далее.


ПАВЕЛ ЛУНГИН 

Cоветский и российский режиссер, сценарист и продюсер. В кино Павел Семенович дебютировал именно как сценарист с фильмом "Все дело в брате" (1975). Позже по его сценариям были сняты такие картины как "Конец императора тайги" (1978), "Непобедимый" (1983), комедийная мелодрама "Все наоборот"(1981), драмы "Попутчик" (1986) и "Христиане" (1987), историческая драма "Восточный роман" (1992).

Режиссерский дебют с фильмом "Такси-Блюз" состоялся в 1990 году, автору тогда было 40 лет. Благодаря этой картине, в том же 1990-м Лунгин получил приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. В "Такси -Блюз" исполнил свою первую серьезную роль и Петр Мамонов.

Позже творческое сотрудничество режиссера Лунгина и андеграудного музыканта Мамонова, раскрывшегося как талантливый актер, продолжилось в фильмах "Остров" и "Царь".

Лунгин известен также по сериалу "Дело о "Мертвых душах" (2005) и автобиографическим фильмом о Рохманинове "Ветка сирени" (2007). В 2008 году вышла книга — сборник сценариев Павла Лунгина, в который вошли сценарии, написанные Лунгиным или при его участии с 1983 по 2007 годы, как для собственных картин, так и для фильмов других режиссеров.


Источник: m24.ru

8 советов, как эффективнее представить  фильм на фестивалях

8 советов, как эффективнее представить фильм на фестивалях

02.09.2017 7512

Представляем вашему вниманию статью Seri DeYoung – американской актрисы и режиссера из Лос-Анджелеса, написанную специально для блога Seed&Spark. Вы сняли фильм! Поздравляем. Ваш ребенок готов встать на ноги и выйти в большой мир фестивалей. Но с чего начать?!

Подробнее...
Елена Коржаева: 6 ошибок при работе с фестивальными платформами

Елена Коржаева: 6 ошибок при работе с фестивальными платформами

16.07.2017 4712

Анонсировав прием заявок на CinePromo International Short Film Festival, мы с удивлением столкнулись с рядом ошибок, которые допускают как начинающие авторы, так и профессиональные дистрибьюторы при работе с фестивальными платформами. Итак…

Подробнее...
4 причины посещать кинофестивали

4 причины посещать кинофестивали

05.06.2017 3300

Итак, почему же вы тоже должны присутствовать на кинофестивале? Представляем 4 причины.

Подробнее...
#
2022, Россия, Беларусь, 1:14' арт-видео реж. Дарья Сермяжко
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
#
2015, Россия, 24:42' игровой фильм реж. Никита Ордынский
#
2015, Россия, 11:45' анимационный фильм реж. Игорь Писаренко
Telegram