Меню

Силке Рабигер о том, почему появились фестивали женского кино, а также о положении женщин-режиссеров в современной киноиндустрии

Интервью

Представляем выдержки из мастер-класса Силке Рабигер, директора и отборщика немецкого фестиваля женского кино Dortmund | Cologne International Women's Film Festival, аккредитованного FIAPF, который состоялся в 2017 в рамках армянского смотра KIN, где CinePromo были в качестве гостей и в жюри. Итак, Armenia vibes, Часть 2. 



Dortmund | Cologne International Women's Film Festival представляет собой не только киносмотры, но и сетевые мероприятия, фестиваль дает возможности для обучения по различным повесткам дня, в том числе семинары по теории кинопроизводства. Здесь находится наше главное месторасположение, город Дортмунд, здание старой пивоварни. Мы начали в 2010 году и занимаемся развитием культуры и творчества и по сей день.

Ниже главные тезисы FAQ.

- Почему мы решили отделить наше событие по половому признаку? Для меня это главный вопрос в течение 40 лет. Думаю, если вы отправитесь на фестивали по всему миру, вы увидите процентное соотношение женщин, которых крайне мало в отборочном конкурсе фестиваля. У нас много талантливых женщин-режиссеров, но они недоступны аудитории. В кино вы увидите блокбастеры, но если копнуть глубже, то вы придете к выводу, что мы привыкли смотреть картины, созданные мужчинами. Я не говорю, что женщины снимают лучше, но на экраны почти не выходят фильмы, созданные женщинами, поэтому мы можем потерять 50% ожидаемого контингента – половина посетителей кинотеатров по всему миру, то есть 50% от отдельно взятого ожидаемого числа.

- У них тот же творческий потенциал. Это очень просто, как вы понимаете. В этом и заключается причина межфестивальных событий.

- Разумеется, женщина может послать свой фильм на любой фестиваль. Ныне ситуация в Северной Америке и Европе изменилась. Но отборочные комитеты особенно в 80-е годы прошлого века возглавлялись мужчинами - они попросту не хотели связываться с фильмами, которые делали женщины. В комитетах, во всех фондах, есть люди, ответственные за финансирование и принятие решений, поэтому надо соблюдать соотношение мужчин и женщин - 50 на 50. Чуть позже вы увидите данные по этому вопросу.

- Я не знаю зрителя в этой части Европы, но могу уделить особое внимание Америке и Индии. Индия является основным кинопроизводителем в мире. И в этой сфере у них самое большое соотношение мужчин и женщин, те самые 50 на 50. Но через 3 - 5 - 10 лет, куда деваются эти женщины? На кухню, к детям? Зачем они тогда учились? В чем заключается цель вашего обучения? Вы хотите работать без напряжения, я думаю, что для женщин это крайне важно.

- Хороший фильм – это всегда хороший фильм. У него качественная операторская работа, хороший сценарий. В нем равное количество мужчин и женщин. Другая техника исполнения и замысел. Это командная работа. 

- Вот данные по Каннам, это цифры за 2015 год. Как видите, в конкурсе на Канском фестивале, самом известном кинособытии в мире, только 9% женщин. В прошлом, 2016 году, только 3 фильма из 21 были созданы женщинами. И вот еще крайне важный раздел, посвященный Каннскому фестивалю: состав кинокритиков лишь на 17% состоял из женщин, в 2015 - 19% и 3 из 18 в 2016.
- 3 из 18? Цифры уменьшились.
- Да. Это риск. Это немного.

- Теперь небольшой обзор ассоциаций и учреждений, работающих в других странах в данном направлении.

WIFT - старейшая организация в мире, учрежденная в Лос-Анджелесе в 1973 году. Затем последовали подобные ассоциации в Лондоне и Нью-Йорке. Теперь WIFT является всемирной сетью и состоит из тысяч участников, занимающихся консультацией, профессиональным развитием и достижениями женщин, работающих во всех сферах производства кино и видео.

EWA - европейская женская ежегодная кинопремия. Вы видите количество некоммерческих негосударственных организаций, открытых для женщин-фильммейкеров, а также исследований по другим направлениям искусства касательно женщин и мужчин в режиссуре, здесь приведены данные по различным странам, серым отмечено количество мужчин, синим - женщин, от Австрии до Великобритании. В других странах почти та же самая статистика.

- А вот крайне интересная картина, как мне кажется. Это данные по женщинам-режиссерам в Великобритании. Это рабочая группа режиссеров в стране. Как видите, 49% женщин и 51% мужчин обучаются киноискусству. Затем идут данные по короткометражным картинам, снятым женщинами, и здесь всего 27%. Если мы коснемся кино для публичного проката, здесь всего 21%. В малобюджетном кино – 60%, среднебюджетном – 20%, высокобюджетном лишь – 3,3%. Как видите, идет по убывающей.

- Надо сказать, что если вы собираетесь учиться, приобретать профессию и работать, делать карьеру, идти все выше и выше, получать больше денег, заниматься всё более и более интересными вещами, будьте готовы к соперничеству. Доля женщин в киноиндустрии составляет лишь малую или среднюю часть.

- Мы переходим к причинам, побудивших женщин заниматься режиссурой и постараемся ответить на этот вопрос. У вас есть определенный уровень современных знаний, и это воодушевляет обучающихся. Вот цифры по количеству работающих женщин-режиссеров, они небольшие. Существует стойкое мнение, что режиссером должен быть мужчина. Лишь малому количеству женщин позволено занять высокие посты в кинопроизводственных компаниях. Вы не можете стать женщиной-режиссером, вам говорят, я снимаю картину с бюджетом в десятки миллионов долларов, нам необходима компания-производитель, но у них не будет женщин на высоком посту. Вот почему так мало женщин-режиссеров. В этом и есть порочный круг.

- Я продвигаю женские фильмы для фестивалей уже 25 лет. Женщины особо сильны в документальных фильмах.




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Даша Чаруша:

Даша Чаруша: "В «Холодном фронте» мы хотели добиться вакуума вокруг наших героев"…

17.01.2016 12698

14 января 2016 на экраны страны вышел первый полнометражный фильм режиссера Романа Волобуева «Холодный фронт», где известная актриса Даша Чаруша – не только исполнительница главной роли, но и сопродюсер, соавтор сценария и композитор. Чем не повод встретиться и поговорить по душам?

Подробнее...
Марина Разбежкина:

Марина Разбежкина: "Режиссер — это не профессия"

13.07.2015 11387

Середина июля — время непростое. Для абитуриентов. Кто-то делает выбор осознанно, кто-то идет туда, где нет химии и алгебры. Что тоже может быть вполне сознательно. Для профессии режиссера подходящий возраст определить сложно. Да и профессия ли это? Рассказать ищущим себя людям о Школе документального кино театра cinepromo попросили Марину Александровну Разбежкину, ее руководителя основателя.

Подробнее...
Гончуков, который живет без крыши

Гончуков, который живет без крыши

29.06.2015 9918

Арсений Гончуков – сказать без преувеличения, человек и пароход молодого авторского кино. Правда, слово «молодой» - можно, скорее, отнести к возрасту режиссера. За плечами автора сценариев, режиссера и продюсера - четыре полнометражных картины, которые заработали дюжину призов на международных фестивалях, а фильм Сын в прошлом году завоевал Гран-При престижного фестиваля Окно Европу Выборге. Но самое невероятное этом феномене то, что все свои картины он снимает без финансовой поддержки государства, инвесторов и продюсеров. Как это вообще возможно, cinepromo решили выяснить у него...

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram