По случаю онлайн-премьеры короткометражки «Инкогнито» беседуем с ее создателем Максимом Рожковым о герое, выборе и неудобном кино.
Максим, как родилась эта история? Она вымышленная?
Да, это выдуманная история. Как она родилась? Пожалуй, на этот вопрос у меня нет четкого ответа. Первые наброски истории про велосипедиста без ноги появились году в 2015-м. Я что-то писал, придумывал. Мне хотелось понять, до какой степени герой может обвинять других в своей проблеме и к чему это приведет. Потом история разрослась минут до сорока. И там всё добавлялись и добавлялись какие-то детали, и надо было обязательно объяснить, почему вот так, а не вот этак. А потом стало ясно, что историю надо сжать до предела. Она так и лежала, пока мой коллега Денис Зайцев не предложил финал. Я тогда думал, что финал – это встреча героя и полицейского. И я понятия не имел, как разрешить эту сцену. А Денис сказал: «пусть полицай заржёт в голос». И сразу стало ясно, что это верное решение.
Как вы относитесь к своему герою? У него была возможность действовать иначе, выбрать другой путь?
Да нормально отношусь. Он не должен ни для кого быть примером, не должен нравиться. Я его понимаю. Я знаю о нем, наверное, больше, чем смог рассказать. Его проблема – гордыня. Пошел бы к людям, сказал бы: так и так, нужны деньги на протез. Но он нашел самый тупой способ. Зато никого ни о чем просить не надо, никому не должен. Это абсолютно человеческий поступок. И вообще нет гарантии, что в другом варианте ему бы помогли. Идея, что у кого-то есть варианты, какой-то выбор, мне кажется сомнительной. Я, скорее, за то, что важно не ошибиться в том, какой путь твой, а какой нет. Часто ведь нужный путь – самый неочевидный, самый сложный. Да, герой выбрал самый дурной вариант. Но зато в результате он пришел к тем выводам, которые без этого пути не понять.
Почему ваш герой так одинок?
Если бы не это одиночество, он бы в принципе иначе действовал. Мне кажется, что обстоятельства и характер всегда взаимно разнонаправлены. Как назло. И в этом смысл. Что-то вроде единства и борьбы противоположностей. Я вот, например, режиссер, а с людьми мне сложно. И им со мной тем более. Ну зачем мне быть режиссером при таких исходных? Сидел бы дома, работал один. Вот и у этого парня так же. Обстоятельства – про одно, а он – про другое.
Как вы подбирали актера на главную роль? Что искали в нем?
Артур Мухамадияров, исполнитель роли велосипедиста, сделал эту историю. Я сначала увидел Мишу Ширяева, который играет полицейского, затем вышел на его агента Иру Степанюк, а она, прочитав сценарий, сказала, что у нее есть главный герой для истории, Артур. Если бы не Ира, ничего этого бы не случилось. У Артура в кадре было все, что надо: боль на грани озлобленности, и в то же время у него в глазах было будущее. И получился очень классный конфликт между тем, кто он и в каких обстоятельствах, и тем, что у него в глазах, в душе. Вокруг перелом и стена, а во взгляде –бесконечность. Мы все на площадке это сразу увидели. И поняли, что все правильно идет.
Как вы считаете, выражение «неудобное кино» имеет какое-то отношение к вашему фильму? Вы стремились к тому, чтобы зрителю было некомфортно?
Это, вообще, такая… болезненная тема. На одном из показов мы вышли на сцену: я, Артур, Марк Келим, наш оператор-постановщик, – и кто-то из зрителей сказал: «Нафига такое снимать? Это все вранье. Вы зря истратили время и деньги». Это, конечно, задело в первую секунду, но потом я выдохнул. В конце концов, мое кино не должно всем быть в кайф. Есть те, кто посмотрит эту историю с интересом, а кому-то она не понравится. Это нормально. Я видел и тех, у кого были слезы на глазах после просмотра, и тех, кто говорил, что такое снимать нельзя.
Если кто-то сделал «удобное кино», то хорошо ли это – вот в чем вопрос. Я преклоняюсь перед теми, кто умеет делать хорошие комедии. Это, наверное, единственная форма, которую принимает большинство. Я бы даже сказал, это самая крутая форма. Но такие комедии зачастую основываются на какой-то невыносимой боли, через которую проходит автор. Просто он умеет заставить нас смеяться над этой болью. Авторы хороших комедий – гении. Я так не умею. У меня пока свой набор тем и способов их раскрыть. Ну а уж удобны они или нет…
Какие еще отклики вы получали на фестивалях?
Мне очень приятно, что на фестивале «Короче» мы получили приз за лучшую операторскую работу. Его вручала Мария Соловьева. Это очень важный для меня момент, ведь кино – это история через изображение. А в «Инкогнито» и слов-то почти нет. Оператор этой истории Марк Келим учился у В. И. Юсова. Я не знаю, о чем там во ВГИКе с операторами говорят, чему учат, но то, как Марк увидел историю – это отдельный кайф.
С какими трудностями вы столкнулись при работе над фильмом?
Было классно. И как-то так получилось, что все трудности нам помогли. Например, мы отснялись весной. Прошли лето, осень, и постпродакшен затягивался, а у нас не было проезда героя на велосипеде, а это точка отсчета истории. И вдруг удалось связаться с очень крутым гонщиком-экстремалом Винсентом Тупином из Франции и уговорить его снять для нас проезд на велосипеде и падение. И снег оказался очень в тему. Дальше мы сняли с помощью макетов момент сбивания героя. Там маленькая фигурка и велосипед, масштабом один к шести. И то, что в кадре зима, в итоге очень круто работает на историю. Так что трудность может быть только одна – залипнуть и остановиться. Нет никаких трудностей, когда все сделано и фильм готов.
В преддверии “Телемании - 2020” Институт кино и телевидения (ГИТР) и компания по фестивальному продвижению CINEPROMO совместно с партнерскими СМИ запускают серию онлайн-премьер фильмов-победителей фестиваля прошлых лет. Организаторы проекта не только выложат 12 отличных студенческих игровых и документальных картин в открытый доступ, но и выяснят, зачем отправлять фильмы на фестивали и что произошло с молодыми кинематографистами с момента релиза их дебютных работ в рамках “Телемании”, ставшей для многих из них профессиональным трамплином.
Картина «Инкогнито» получила сертификат на фестивальное продвижение от CinePromo по итогам фестиваля “Телемания”. Чтобы принять участие в “Телемании – 2020”, заполните заявку до 11 октября 2020: https://gitr.ru/telemaniya/
Материал подготовил: Иван Сафаров, специальный корреспондент "CinePromo"