Фильм Ксении Тищенко по мотивам рассказа Захара Прилепина «Собачатина» – динамичная и нетривиальная история 2-х братьев, которую отметили на множестве фестивалей по всему миру, включая престижный Etiuda & Anima (Приз зрительских симпатий), "Золотой орел" (номинация в категории «Лучший короткометражный фильм»), немецкий "Kinohafen" (I место), один из крупнейших смотров женского кино Créteil International Women's Film Festival, бельгийский "Next Generation" (Гран-при) и пр. Онлайн-премьера картины прошла на Кинопоиске (совместно с платформой "Пилигрим"). В поддержку "Собачатины", успевшей за неделю собрать уже более десятки тысяч просмотров, мы сделали своё интервью с режиссером. Фильм также доступен для просмотра в онлайн-кинотеатре CinePromo.
Как вы приняли решение, что будете снимать фильм «Собачатина»?
Когда я училась во ВГИКе, наш мастер Владимир Константинович Котт выложил в общую группу мастерской рассказ Захара Прилепина «Собачатина» для одного из моих сокурсников. Все мы тогда искали истории для курсовых работ. Сокурснику этот материал не понравился, а мне неожиданно – очень. Мастера удивились, но дали добро. Захар Прилепин тоже. Так все и началось.
Что вас так привлекло в этом рассказе?
Мне очень захотелось точно перенести на экран атмосферу и дух рассказа. Дело в том, что многие, кто прочел его, говорили, что это чернуха, история про гопников, маргиналов, что происходящие события не вызывают ничего, кроме отвращения. А мои ощущения были прямо противоположными. Мне эти ребята, братья, Рубчик, девочки, показались очень живыми и настоящими. Прилепин с такой нежностью и любовью их описывал. В его повествовании я видела контраст с общепринятым брезгливо-осуждающим взглядом на таких людей. Меня это впечатлило. Интересно было попробовать передать это средствами кино.
Как вы подбирали актеров, которые сыграют этих ребят?
Сашу Анохина я впервые встретила на экзаменационном показе во ВГИКе. Он тогда был на первом курсе, всего полгода отучился в мастерской С. А. Соловьева, так же, как и его однокурсница Лиза Шумилина, которая исполнила роль Раи. Ее я просто увидела в коридоре ВГИКа, мне очень понравился ее типаж. Для обоих ребят «Собачатина» стала первым опытом в кино.
Остальные были намного опытнее: все кроме Ани Клинской на тот момент уже закончили вузы. Алина Гвасалия исполняла главную роль в фильме моей одногруппницы, там я ее и заметила.
В роли Братика я сразу видела Сашу Кузнецова, помнила его по давним студенческим спектаклям. Не была уверена, что он согласится, но мне повезло – ему понравился рассказ. Саша посоветовал Илью Деля на роль Рубчика. Эти ребята принесли в фильм тот бунтарский дух, который мне был нужен. Работа с ними многому меня научила.
Съемки «Собачатины» стали для меня первым настоящим опытом работы с актерами, поэтому было непросто. Очень помогал мой друг актер и режиссер Марат Габдрахманов. Он подсказывал, как и что лучше сказать ребятам, чтобы добиться нужного результата, если я терялась. На первых сменах это было особенно ценно.
С какими-то еще сложностям пришлось столкнуться при создании «Собачатины»?
Довольно сумбурно проходили съемки, как, в общем, любые съемки. Объекты слетали, костюмы терялись, собаки не слушались, снег таял, мы мерзли, мокли и по колено увязали в грязи.
Но самым сложным все-таки был полугодовой перерыв, в течение которого не было понятно, закончим мы кино или нет. Мы не успели отснять то, что должны были за отведенное ВГИКом количество смен – хронометраж картины ровно в 2 раза больше, чем положено для курсовой работы (прим. ред. "Собачатина" идет 31 минуту). Не осталось ни камеры, ни техники, ни денег.
Тогда мой мастер Александр Константинович Котт разместил у себя на страничке объявление с просьбой помочь нам собрать нужную сумму, чтобы доснять кино. И буквально за пару дней мы собрали ее! Это было невероятно.
Пришлось ждать несколько месяцев, пока появилась возможность провести оставшиеся смены: сложно было состыковать графики 6-ти актеров, у которых начались другие важные съемки, спектакли и экзамены.
Еще возникли трудности со звуком. Он был записан с большими дефектами. Александр Феденев бескорыстно и самоотверженно несколько ночей спасал картину, за что ему огромное спасибо.
У «Собачатины» богатая фестивальная история. Этим, по вашему, можно измерять успех картины?
Для меня успех этой картины измерялся мнением о ней моих мастеров и Захара Прилепина. Захар сказал, что фильм отличный. Мой мастер Александр Константинович отправил ему ссылку.
Самый счастливый момент, связанный с «Собачатиной», – это реакция Владимира Алексеевича Фенченко. Он не видел материала, я принесла ему сразу готовый вариант монтажа и очень волновалась. На первых курсах получить его комментарий «симпатично» к этюду было высшей наградой. Мне повезло всего 2 раза за 4 года. Когда после просмотра «Собачатины» он сказал «Молодец, Ксюх!», я поняла, что все хорошо. Никакие фестивальные награды не сравнятся для меня с этой оценкой.
Также фильм доступен на Кинопоиске и на платформе российского авторского кино "Пилигрим", где можно поддержать режиссера.
Материал подготовила: Ирина Гугушина, специальный корреспондент "CinePromo"
Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.