В рамках онлайн-премьеры короткометражки «Служба доставки» на Кино-Театр.ру беседуем с ее создателями Владимиром и Еленой Копцевыми об их совместной работе, силе курьеров и маленьких чудесах в кино.
Как родился сюжет про необычную службу доставки?
Владимир Копцев: Очень просто. Однажды я заказал в интернете стиральную машину с доставкой на дом. Когда ее привез улыбчивый курьер, я расписался, закрыл дверь и задумался: он принес мне вещь или эмоцию от ее получения? А что если бы он принес только эмоцию без материальной посылки? Сделало бы это меня чуточку счастливее? Я позвонил Лене и вывалил все это на нее сплошным потоком сознания. Она интуитивно почувствовала, что в этом что-то есть, и вынесла вердикт: «Классно!» А дальше мы где-то год писали и переписывали друг за другом сценарий. Вспоминали своих бабушек и знакомых ветеранов Афгана. Показывали сценарий нашим друзьям и знакомым. Кто-то говорил, что это какая-то фигня с непонятной драматургической структурой, а кто-то сразу вписывался в съемки, даже не прочитав толком сценарий: достаточно было сказать вслух «служба доставки эмоций». Звучит же интересно.
Вы старались показать, что доставка эмоций – довольно противоречивая услуга?
В.К.: Цели такой точно не было. Был скорее интуитивный отклик на современное развитие общества и новых сервисов, которые становятся доступнее с каждым днем. Доставка цветов, вещей, продуктов. Смайлики. Эмоджи. Видеосообщения и войсы. Сейчас правила взаимодействия друг с другом меняются с головокружительной скоростью, и нам хотелось попробовать предвосхитить то, в какую сторону все движется.
Вы бы сами воспользовались такой услугой?
В.К.: Сейчас за окном самый разгар карантина. Одинокие фигурки людей в масках. И многие из них в яркой униформе. Курьеры, как спасители человечества, рассекают по тротуарам на своих самокатах и доставляют, доставляют, доставляют по жилищам решительно всё. Воспользовались бы такой услугой мы? Ну а как иначе?
Как вы обозначаете для себя проблематику своего кино? Что оно исследует? О чем вы хотите, чтобы задумался зритель?
В.К.: Мне кажется, что этот фильм сделан для того, чтобы человек на 13 минут остановил вокруг себя бешеный поток окружающих событий, сообщений, встреч, конф-коллов, новостей в ленте и просто подумал о том, как он общался некоторое время назад со своими родителями и друзьями, как он выражает свою любовь прямо сейчас. И как будет это делать ну, к примеру, через 10 лет. Мне кажется, осмыслить всё это – крайне важно.
Чем вы руководствовались, подбирая актеров?
Елена Копцева: На роль курьера пришло пробоваться очень много актеров. Мы сами, если честно, не ожидали, что в некоммерческом кино может быть такой богатый конкурс. Мы чувствовали себя растерянными, потому что каждый актер, который пробовался, показывал свой уникальный взгляд на нашего героя. Мы несколько дней разговаривали с разными актерами и чувствовали, что сходим с ума. Пока на пробы не пришел Андрей Кондратьев. Мы попросили Андрея прочитать любое детское стихотворение, чтобы увидеть, как он будет перевоплощаться в ребенка. Андрей начал читать стихотворение Николоза Бараташвили «Синий цвет». Мы с Вовой сильно удивились, потому что, во-первых, это совсем не детское стихотворение, а во-вторых, буквально за день до проб Андрея мы выучили его наизусть. Поэтому во время этих проб мы губами, как на детском утреннике, подсказывали Андрею слова. Произошло какое-то странное совпадение. Но кино, как мне кажется, и должно складываться из таких вот маленьких чудес.
Кто решал, как будут выглядеть курьеры в вашем кино?
Е.К.: Дизайн костюмов курьеров нашей «службы доставки» разработала молодой дизайнер из Санкт-Петербурга Мария Мануилова. Нам хотелось, чтобы костюмы действительно напоминали настоящую курьерскую униформу, но при этом были стильными. Мы долго думали над логотипом службы доставки и решили сделать его максимально простым. До сих пор помню споры о том, какими должны быть цвета костюма: серый и желтый или синий и желтый. В итоге мы выбрали серо-синий цвет, который всех устроил.
Как вам работается вместе? У вас есть какая-то система разделения зон ответственности или разрешения спорных вопросов?
Е.К.: Главное правило, о котором мы договорились сразу – нельзя ссориться и спорить при съемочной группе. А во время самих съемок я очень сильно простыла и могла только шептать. Так и работали: командовал на площадке Вова, а потом после каждого дубля мы перешептывались о том, что улучшить, что поправить.
Фильм «Служба доставки» показали на большом количестве фестивалей. Что дал вам фестивальный опыт?
Е.К.: Фестивальный опыт дал очень важное ощущение, что твоя мысль может быть понятна и интересна целому миру. После показов в Европе, на которых удалось побывать, к нам подходили зрители и рассказывали, что сразу по окончании фильма позвонили своим родителям и договорились прийти к ним в гости. Это круто. А в Германии зрители почему-то очень много смеялись во время просмотра. Тем неожиданнее было там взять первый приз.
Информационные партнеры онлайн-премьеры:
kino-teatr.ru
piligrim.fund
Материал подготовила: Ирина Гугушина, специальный корреспондент "CinePromo"
Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.