“Традиция” заняла 2-ое место на фестивале “Телемания” в номинации «Лучший игровой короткометражный фильм» и получила сертификат на фестивальное продвижение от CINEPROMO. В её фестивальной копилке более 20 смотров по всему миру, в том числе крупный итальянский Lucania Film Festival, турецкий International Changing Perspectives Film Festival, престижный Zlín Film Festival, по итогам котрого “Традиция” стала лучшим игровым фильмом, норвежский Nordic Young Film Festival и пр. По случаю её онлайн-премьеры при поддержке “Искусства кино”, CINEPROMO и “Телемании” мы пообщались с киргизским режиссером Жанузаком Мамытовым.
Вы выбрали очень необычную тему для своего фильма. Как родилась эта идея?
В студенческие годы я открыл для себя мир корейского кино и познакомился с творчеством Ким Ки Дука, моего любимого режиссёра. Когда я пересматривал его фильмы, мне тоже захотелось создать одновременно прекрасное, красивое — но очень жестокое кино.
Какие коллеги-современники вас вдохновляют? Российские, зарубежные?
Я очень редко смотрю современное русское кино. Но нравятся фильмы Андрея Звягинцева и Александра Сокурова, из прошлого — Андрей Тарковский. Хотя я ничего не понимаю в фильмах Тарковского, но мне нравится его визуальный ряд. Из зарубежных — Пак Чхан Ук, Ким Ки Дук, Нури Бильге Джейлан.
В своей первой работе, «Лифт», вы рассказали камерную и универсальную историю, которая понятна гражданину любой страны мира. «Традиция» же пропитана национальным колоритом. Вы сознательно встали на этот путь?
Сознательно к этому не подходил, чисто случайно пришла такая идея. Решил попробовать себя в разных жанрах и стилях. Не знаю как обстоят дела в городах, но в деревнях и сегодня все так же как в фильме. Традиция играет важную роль в жизни людей. Но в кино как всегда все немного преувеличено, я все-таки думаю такая история в жизни не случилась бы.
Вы выступили и как режиссер, и как сценарист, и как продюсер, и как художник-постановщик. Какой этап создания фильма оказался самым сложным?
Мне пришлось взять на себя всю эту работу из-за нехватки средств. Нас было всего 3 человека — я, оператор-постановщик и звукорежиссер. И еще по графику мы не успевали , и из-за этого не смогли снять все, что хотели. Много, очень много эпизодов пришлось вычеркнуть из сценария. Можно сказать, что это незаконченный фильм.
Операторская работа — безусловная удача фильма, виды просто потрясающие. Особенно в контрасте с бедностью и неухоженностью того, что создали люди, а не природа. Как вы выбирали место для съемок? Что запомнилось?
Локацию мы не искали, мое детство прошло там. Поэтому я заранее знал, какие места пригодны для съёмок, когда писал сценарий. Там особенно прекрасно весной.
Было забавно работать с детьми. Мне много помогал мой оператор, у него большой опыт в кино. Он всегда подсказывал, объяснял вещи, которые я не мог донести ребятам. Перед тем как снимать, я по несколько раз репетировал сцены с главным актером, а остальным прямо на площадке объясняли что да как. Еще помогали родственники — кто-то готовил еду, кто-то был водителем.
Фильм был показан на фестивалях, в том числе и международных. Что это был за опыт для вас?
Большой опыт, ведь это мой первый фильм. Я никуда его не отправлял , так как не знал достаточно о фестивалях. Да еще и снято все не очень-то профессионально, стыдно было куда-то посылать, кому-то показывать. Но со временем фильм начал нравиться, и я решил поделиться, показать людям, загрузил в интернет.
Какие реакции зрителей вам больше всего запомнились?
Мне нравится, как зрители реагируют на концовку фильма. Некоторые кричат закрыв глаза, другие просто хлопают. После многие подходили и спрашивали меня — правда он сделал это или нет? Я им отвечал — сами решите для себя. И это интересно.
Зачем вообще, по вашему мнению, отправлять фильмы на фестивали?
Я думаю, сейчас короткое кино особо не смотрят, только на фестивалях. Поэтому если вы начинающий режиссёр, сняли короткометражное кино и хотите заявить о себе и показать свой фильм всему миру, то надо отправлять его на фестивали.
Что с вами произошло за год после Телемании?
Писал сценарии, пытался получить финансовую поддержку, но из-за пандемии проект пока отложили.
Материал подготовил Иван Сафаров, специальный корреспондент CinePromo