С 5 по 9 февраля в Москве проходили съемки новой короткометражной картины Кирилла Плетнева «Мама». Как и предыдущий фильм «Настя», это социальная драма о непростом человеческом выборе, которая должна сделать женщина. Как это было, читайте ниже.
Первый день съемок. Снимают во дворе уже не работающего родильного дома ГКБ №72.
Забавный, немного странный мальчик Вася идет по окруженной сугробами дорожке с сумками в руках, на ногах – бахилы: он забыл их снять после выхода из больницы, как это часто бывает с рассеянными людьми. Вася: «Я играю мальчика, влюбленного в девочку. Не странного, а скорее влюбленно-растерянного. Когда я сегодня по сценарию должен был говорить ей: «Мы будем жить долго и счастливо, нарожаем кучу детей», то чуть в обморок не упал. Я боюсь сделать то, что не нужно. Но так, как сегодня, я еще не играл – мне режиссер сказал «Шикарно!».
Действительно, после каждого дубля Кирилл Плетнев кричит своим актерам (не в рацию, а громко, на всю улицу): «Великолепно!», «Супер!» «Стеша сейчас очень классно сыграла! Про Свету я просто не говорю. А Стеша – классно». А в перерывах шутит с актерами и съемочной командой, общается на отвлеченные темы.
Вася Моряков (16 лет) не новичок в кино: на съемочную площадку его часто брала мама – актриса Василиса Морякова. За Васей на небольшом расстоянии идут 14-летняя Юлька и ее старшая сестра Аня и обсуждают незадачливого ухажера. Роль Анны – центральную в фильме – играет Светлана Ходченкова, под которую и писался сценарий.
Светлана Ходченкова: Я играю молодую женщину, которая будучи совсем юной, родила дочь, и, видимо, тогда не была в себе настолько уверенной, не была сильным человеком – решила, что дочь будут воспитывать ее родители. То есть мою дочь воспитывают мои родители как свою дочь, а меня она считает родной сестрой. Но в какой-то момент происходит очень серьезный случай в ее судьбе. И она в этот момент принимает решение, что расскажет правду своей дочери…
«Стоп! Блестяще! Это снято!» – кричит Кирилл, и вся съемочная группа перемещается внутрь роддома – снимать первую сцену фильма.
В кабинете врача, где реквизиторы расставляют пробирки и прочий медицинский антураж, будет сниматься сцена разговора Анны с гинекологом. Ольга Лапшина («Левиафан», «Класс коррекции», «Жить») играет в фильме эпизодическую роль врача. Как с режиссером с Кириллом она работает впервые, но как актера знает давно и согласилась ему помочь.
- Для этой роли я специально созванивалась с подругой-гинекологом, которая УЗИ делает, детали у нее узнавала, чтобы комар носа не подточил, а то когда доктора смотрят, как их в кино изображают… Я всегда так делаю, когда профессию определенную играю. Например, по украшениям: гинекологам ни в коем случае нельзя на правой руке их носить, даже если обручальное кольцо – только на левой разрешается. Вот я и одела кольцо на левую – пусть это на откуп зрителям остается: вдова моя героиня или что еще… А врач-гинеколог увидит, подумает: «Молодцы, подметили». Также я хочу попросить режиссера кое-что подправить в сценарии. Вот у меня тут слова про «третий блок». Моя врач удивилась: «Какой блок? Блок – это в тюрьме, в лагере. А тут либо третий корпус, либо третий этаж». Еще героиня Светланы пишет отказ от операции. Мой гинеколог говорит, что всегда заставляет писать конкретно и подробно о причине отказа (а не просто «по семейным обстоятельствам»). И еще хочу поговорить с режиссером, чтобы человеческое в роль добавить: пусть поздравит пациентку с Днем рождения ее дочери.
По словам Ольги, эта сцена, с которой начинается фильм, сразу задает жесткость всей истории, ставит выбор перед героиней.
Кирилл Плетнев: «Я писал историю про чувство ответственности. Есть героиня, которая хочет быть мамой. Драма этой женщины в том, что всю жизнь ее дочка считает, что она ее сестра. Но героиня именно ХОЧЕТ быть мамой – она все время говорит: «я хочу», «меня обделили», «я такая-то»… Но мамой она становится в тот момент, когда перестает думать о себе и начинает думать о ребенке. Это главный поворот истории – тогда она становится по-настоящему мамой. У меня, например, трое детей. И я могу сказать, что ПАПОЙ я себя начал ощущать совсем недавно. Хотя старшему у меня восемь, среднему будет сейчас пять, и младший родился только что. И я, может быть, папой назывался, но осознал себя папой только сейчас, когда стало появляться терпение, понимание. Пожалуй, именно про это пытался писать и делать фильм».
Дочь-сестру главной героини Юльку играет Стефания Лебедева (14 лет). Хотя ее сестра София Лебедева – известная актриса, для Стефании это дебют. Когда перед съемками фильма Плетнев «кинул клич» в социальной сети Facebook о наборе юных актеров, София предложила попробовать свою сестру. Кирилл Плетнев: «Я увидел фотографию, увидел, что они со Светой очень похожи, и мы попробовали ее. И последний дубль на пробах она сделала прямо очень хорошо! И у нее очень фотогеничное лицо. Она такая молодая Мила Йовович».
Сама Стефания признается, что на пробах чувствовала себя очень зажатой, что героиня ей очень близка, что мир кино ей интересен и она хотела бы свою деятельность в нем соединить с музыкой, которой занимается. К процессу съемок она подходит по-взрослому:
- Мне вообще вся команда, которая здесь работает, нравится – мне очень интересны эти люди. Кирилл – потрясающий режиссер! Настолько добродушный – это многого стоит. Сегодня первый день съемок – очень волнительный для меня. Конечно, тяжеловато в том плане, что съемки на улице и холодно. Хочется пойти погреться – а тебе сниматься.
По роли я должна быть обычным подростком, то есть без «зажима» пытаться при всех делать то, что я делаю обычно. Но просто быть собой с первого дня – ну это невозможно! Я не знаю этих людей, я не могу наскочить сразу с истерикой, потому что мне неудобно. Эти люди смотрят на меня с улыбочкой: ну давай, поистери. А я говорю: я не могу поистерить. Но, конечно, сейчас мы сроднились и со Светланой, и с Кириллом, и мне это спокойно, как мне кажется, дастся – как могу, как умею, так и сделаю. А уже поправку мне Кирилл даст – что добавить, что убавить.
Мне действительно показалось, что Светлана, как старший и опытный товарищ, в первый же день взяла Стефанию под свою опеку – актерскую и человеческую.
Светлана Ходченкова: «Стеша мне очень симпатична, я вижу, как она переживает. Я помню себя в свой первый съемочный день: все, что она сейчас испытывает на съемочной площадке сейчас – мне это очень знакомо. И мне хочется действительно ей помочь – по-человечески, по-актерски. Я вижу, что она откликается, она верит, она доверяет, при том, что она еще немного стесняется, но это нормально – это пройдет. Она большая молодец, она делает все тонко, точно, все по задачам режиссера».
Стефания: «Я сначала сказала сестре: Сонь, вот я Светлану буду представлять, как тебя. Потому что с тобой у нас достаточно теплые, обычные отношения – как между сестрами. Светлана – она и на меня похожа, и на Соню, и настолько в душе достаточно простой человек. Мне показалось, что она просто ко всему относится – не как ЗВЕЗДА. Она очень приятный человек, с ней приятно пообщаться, и конечно я ее уже считаю сестрой – ну по кино. Мне нравится, как она ко мне относится, придерживает, забота какая-то – все это немаловажно. Я ей уже доверяю».
Следующие три дня съемки проходили в квартире главных героев. На последний день пришлась ключевая сцена фильма (балкон для ее съемок искали отдельно – он находится по другому адресу, нежели сама квартира) – важный разговор между героиней Свеланы Ходченковой и ее отцом, которого играет Валерий Баринов.
Кирилл Плетнев: «От Ходченковой родился Валерий Баринов. Потому что я думал: кто может быть таким достойным противником? Потому что основной антагонист – это отец. Они со Светой и похожи внешне, и оба блестящие артисты просто! Валерий Баринов – очень мощный; нужен был как раз авторитарный мужик такой. Еще мне нужен был такой мужик, которого по возрасту можно было бы воспринять как дедушку и как папу. А мама – Ольга Сирина – родилась просто по сходству со Светой».
На грозный характер отца героини указывает и интерьер. Это двухкомнатная квартира с маленькой кухонкой и еще уголком, где располагается съемочное оборудование и сидит режиссер. В гостиной развешаны фотографии Стефании в детстве, а также ее совместные фото с «папой» и «мамой». На полке стоят многочисленные спортивные кубки: отец Ани – бывший футбольный тренер.
8 февраля здесь снимается сцена День рождения Юльки, на который приходит ее парень Макс (Егор Подгородинский (16 лет) – сын актера театра и кино, Заслуженного артиста России Глеба Подгородинского, кстати, тоже снимавшегося в фильме под названием «Мама» (реж. Денис Евстигнеев, 1999 г.), Вася и юные гости, которых играют актеры театра «Коломбина» (на базе ГОУ Центр развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева) – Мария Алексеева (14 лет), Лена Каменская (12 лет), Антон Захаров (14 лет)). На съемочной площадке работать им помогает художественный руководитель по театру Григорий Перель.
«А вы в «Твистер» играете в вашем возрасте?» – спрашивает ребят второй режиссер Оксана Кравчук. По сюжету подростки играют в «Твистер» в кадре, чем они тут же и начинают заниматься в рамках репетиции. Пока идут приготовления к съемкам сцены, Егор играет на гитаре, а девочки из театра дают артистические советы Стефании.
В фильме представлены три поколения. И интересно, как мне показалось, что для разных поколений зрителей это история будет про разное, а потому, по-своему, интересной.
Стефания: «Задача была такова: сыграть на самом деле хорошего подростка в душе. Юлин парень Макс хотел, чтобы она стала такая же плохая как большинство подростков. Она не такая. Вот со мной в жизни на самом деле такая же история, мне говорят: если ты не станешь такой же, как мы, тебе устроим бойкот и не будем с тобой вообще разговаривать – ты для нас будешь никто. Я говорю: знаете, я собираюсь быть естественной и не материться, и быть хорошей девочкой. И Кирилл, наверное, хочет сейчас это передать по кино: что сейчас подростки на самом деле очень тупые – им важно показать только свою крутизну: вот, мы такие йоу-йоу! – с айфонами все сидим. На самом деле, для подростка самое главное – образование, выучиться в школе и быть и в душе, и в голове наполненным. Но большинство подростков не такие. И в этом тоже какая-то суть, Кирилл хочет передать эту проблему.
Светлана Ходченкова: «Моя героиня – очень сильный человек и ее сила в том, что она в какой-то момент принимает решение не поступать малодушно. Но каждый решит это для себя по-своему».
Компания "КиноЕда" является одним из партнеров проекта, обеспечивая питание на съемочной площадке.
Текст: Наталия Егорова
Фото: Сергей Болотин, Ксения Бубенец
Источник: Молодежный центр Союза кинематографистов РФ