29-ый Открытый российский фестиваль анимационного кино «Суздальфест» пройдет с 20 по 25 марта 2024 года в Суздале. Главное событие для всех деятелей этого вида искусства и крупнейший профессиональный смотр отечественной мультипликации.
В этом году фестиваль пройдёт с уклоном на образование в сфере анимации. Команды отечественных киношкол представят свои учебные заведения и студенческие фильмы. Среди них 28 работ из ВГИКа, НИУ ВШЭ, СПбГИКиТа, Белорусской Государственной Академии Искусств, Уральского архитектурно-художественного госуниверситета и других. Кроме студенческих фильмов, в программе традиционно ожидаются дебютные кинокартины, авторское короткометражное кино, полнометражные мультфильмы, сериалы и анимационная реклама. Особо отметим такие работы, как анимационный сериал «Приключения Тонконожки» Константина Щекина (автор сценария и продюсер Роман Темис) и полнометражные фильмы «Пушкин и…Михайловское. Начало» Екатерины Гаврюшкиной (пр-во: БФ «Общество друзей Пушкиногорья») и «Альмандар» Сергея Киатрова (пр-во: Студия «Татармультфильм»).
Всего в городе-музее покажут 110 мультфильмов. Их можно будет увидеть вживую в ГТК «Суздаль» или дистанционно на платформе «Суздальфест. Онлайн».
Мультфильм «Приключения Тонконожки» рассказывает о том, как маленький лосенок по имени Тонконожка, живущий со своими Мамой и Папой в лесной чаще, однажды не послушал своих родителей и отправился гулять на соседнюю поляну. Там его ждали неожиданные встречи, удивительные приключения, в итоге которых Тонконожка, ведомый безрассудным воробьем, отправился в интригующее и совершенно незнакомое лосенку место под названием «Город».
Маленький Лосенок по имени Тонконожка решил узнать, что такое город. Попав в Город, он с ужасом понимает, что здесь совершенно другая жизнь и отношения. Но спустя некоторое время Тонконожка осознает, что добро, дружба, тепло и радость в Городе точно такие же, как и у него, на его родной лесной поляне. Мультфильм предназначен для аудитории 0+, создан в технике перекладки.
«Пушкин и…Михайловское. Начало» - это правдивая и выдуманная история о том, как совсем молодой Пушкин (но уже очень известный в своём кругу) попадает в скучную, как ему сперва думалось, деревню. В ссылку, в неволю. Он переживает приключения, - трудные, смешные, страшные, загадочные, - которые преподносит ему судьба и жизнь. Добрый молодец наивен, неопытен, горяч. Но ему помогут друзья, а в нём есть доброе верное сердце и любовь к жизни – и у сказки будет счастливый конец.
Фильм состоит из трехминутных новелл: коротких, занимательных и назидательных историй, происходящих с Александром Пушкиным во время ссылки в сельце Михайловском Псковской губернии.
Это подлинная история, описанная в воспоминаниях и научных трудах. Внимательный знаток биографии поэта найдёт в мультфильме множество деталей, известных ему по книгам, архивам и музейным собраниям. И это волшебная сказка, которую так любят дети. Сказка, то есть правдивая и выдуманная история о том, как добрый молодец Александр переживает приключения, трудные, смешные, страшные, загадочные, которые преподносит ему судьба и жизнь. Добрый молодец наивен, молод, неопытен, горяч, может ошибаться. Но ему помогут друзья, а в нём есть доброе, верное сердце и любовь к жизни. И у сказки будет счастливый конец.
Сюжет каждой новеллы – это всякий раз новая история о том, как молодой Пушкин, столкнувшись с какой-то сложной и тревожной для него ситуацией, удачно и к общему благу справляется с ней, проявляя лучшие черты своего характера: талант, смелость, доброту, смекалку, верность. При этом он всегда пользуется поддержкой своих друзей - других обитателей материнского дома: Няни, Кота, Мышки, Пса Бассета. Трудности, с которыми сталкивается герой, понятны и знакомы каждому зрителю, но одновременно каждый сюжет имеет символическое, философское измерение. Так, простая история становится поучительным примером, в котором каждый может увидеть и узнать самого себя: порой слабого, суетного, растерянного, порой решительного, смелого, великодушного, доброго.
Почему было решено рассказывать про Пушкина языком мультипликации? Пушкин – наш соотечественник. Реально живший человек, прежде всего. Гений. А как можно сыграть гения? Попытки художественной экранизации были и были артисты, выдающиеся даже, которые пытались сыграть Пушкина, но на памяти ничего от этих попыток не осталось. Мультипликация же – такой язык, когда воображение зрителя дополняет Героя, позволяет зрителю вместе с героем пережить все перипетии и приключения, даже не существующие, даже самые не мыслимые. И через это совместное переживание понять и полюбить героя. Узнать в нем себя. Где-то слабого, суетного, растерянного, где-то решительного, смелого, великодушного, доброго.
И ещё. В настоящей мультипликации, анимации живое всё. Всё одушевлённое: деревья, цветы, облака, букашки, таракашки – всё, что нас окружает в жизни, а мы этого не чувствуем и не ценим. Это самый лучший, самый понятный язык. Потому что, делая мультфильм, мы не копируем, не изображаем кого-то или что-то, а создаём, творим.
Альмандар живет на свете уже давно, и даже сама Смерть приходила за ним, но по случайности осталась ни с чем. Когда эта ошибка обнаруживается, агент Смерти отправляется за Альмандаром для того, чтобы доделать работу. Однако простая и безграничная любовь к жизни старого, веселого и смелого Альмандара делает его хозяином положения до такой степени, что даже Смерть решает не забирать его.
Анимационный фильм «Альмандар» студии «Татармультфильм» создан по мотивам одноимённой пьесы великого татарского драматурга Туфана Миннуллина, которая вошла в золотой фонд национальной драматургии и театрального искусства. Идея была в том, чтобы дать новую жизнь ярчайшему и любимейшему произведению татарского театрального искусства в новой анимационной форме. Произведение затрагивает вечные вопросы жизни и смерти.