Меню

Диалоги "в лоб": как их избежать

Теория кино

Представьте себе, что вы смотрите фильм, где все диалоги героев выражают все их мысли, чувства, эмоции, поясняют ситуацию и раскладывают по полочкам все обстоятельства. Это было бы неестественно, это неинтересно. Это слишком прямолинейно. Это слишком " в лоб". Многие об этом просто не задумываются и не считают такую речь персонажей проблемой. На самом деле эту проблему незаслуженно обходят стороной. Давайте рассмотрим её.

В мире сценарного мастерства диалог служит одним из основных инструментов повествования, развития персонажей и эмоционального резонанса, однако далеко не каждый диалог способен играть положительную роль. Проблема в том, что зачастую мы пишем слишком прямолинейные диалоги, заставляя своих персонажей говорить всё друг другу "в лоб".

 

Что значит " говорить в лоб"?

Сказать "в лоб" означает, что люди говорят именно то, что думают, чувствуют или собираются сделать без какого-либо подтекста или нюансов. Это прямолинейная манера говорить, ей не хватает глубины, поэтому сцены с такими диалогами кажутся плоскими, искусственными и примитивными.

Несмотря на то, что ясность как таковая бесспорно является оптимальным способом передачи информации, в диалогах она зачастую нивелирует сложность человеческих эмоций и отношений, делая персонажей и ситуации менее правдоподобными.

 

Примеры диалога "в лоб"

Вместо того, чтобы анализировать примеры конкретных фильмов и сериалов, мы рассмотрим типы сцен и сюжетов и диалогов в них.

Представьте себе сцену, в которой герой чем-то расстроен. Вместо того, чтобы показывать свое разочарование посредством действий или словесных намеков, герой просто говорит: "Я сейчас очень зол на тебя". Это прямое заявление не оставляет места для интерпретации или глубины, из-за чего эмоциональный обмен между героями становится несколько примитивным.

А теперь представьте, что ваш герой, обращаясь к своему собеседнику, произносит: "Забавно, что ты всегда знаешь, что сказать, чтобы испортить мне день". Эта строка намекает на скрытое напряжение, не выражая явно чувств персонажа, предлагая зрителям читать между строк.

Как видите, все дело в нюансированном подходе. Это не означает, что герой никогда не скажет то, что у него на уме, но суть в том, что в сюжете эти резкие высказывания должны появиться логически и быть заслуженными, чтобы ситуация выглядела естественной.


Почему нужно избегать диалогов "в лоб"?

Они неестественны. В реальной жизни люди практически никогда не выражают свои сокровенные мысли и чувства с первых секунд разговора, "как на духу". Люди используют словесные намёки, невербальные приемы общения, мимику, жесты. Если же ваш герой постоянно говорит всё "как есть", он, скорее, похож на транслятор идей автора, а не на живого человека с реальными мыслями и чувствами.

Такие диалоги не удерживают внимание зрителей. Часть удовольствия от просмотра фильма мы получаем, представляя себя активными участниками того, что происходит на экране, расшифровывая намерения и эмоции персонажей. Прямолинейная речь героев оставляет зрителю меньше интерпретаций, что снижает их заинтересованность.

Практически полное отсутствие подтекста. Подтекст — невысказанный скрытый смысл сцен — жизненно важен для создания напряжения, глубины и сложности сюжета. Прямолинейная диалоги часто сводят к минимуму эту многоплановость, делая сцены слишком поверхностными.


Как написать хороший диалог

Если вы хотите избежать написания слишком прямолинейных диалогов, примите во внимание следующие рекомендации.

1. Показывайте, а не рассказывайте.
Вместо того, чтобы выражать чувства посредством прямолинейных фраз, пусть ваши герои показывают свои эмоции через действия, реакции и язык тела. Позвольте зрителям самим сделать вывод о том, какие переживания они испытывают в этот момент

2. Используйте подтекст.
Пишите реплики, которые подразумевают больше, чем в них говорится словами. Позвольте своим героям говорить о своих чувствах и намерениях косвенно, с намёками, подыскивая сдова, а не прямо и заученно.

3. Читайте свои диалоги вслух.
Чтение диалога вслух способно помочь автору определить, когда реплики звучат неестественно или слишком прямолинейно. Пересмотрите эти моменты, отредактируйте их, добавляя глубину и интересные нюансы.

4. Анализируйте реальные разговоры из жизни.
Обращайте внимание на то, как люди разговаривают между собой в реальной жизни. Они часто говорят косвенно, меняют тему или оставляют мысли незавершенными. Использование этих элементов добавит реалистичности вашему диалогу.

5. Показывайте свою работу другим.
Самому бывает непросто распознать чрезмерную прямолинейность в своих диалогах. Получение отзывов от коллег или скрипт-докторов поможет вам найти проблемные места и отредактировать их должным образом.


Прямолинейные диалоги могут стать камнем преткновения для многих авторов, но осознание и понимание того, как их избежать, является решающим шагом в создании убедительных, правдоподобных и увлекательных сценариев. Уделяя больше внимания подтексту, стремясь больше показать, а не рассказать, и заботясь о создании жизненных ситуаций взаимодействия между героями, каждый автор может научиться создавать сценарии, способные удерживать внимание зрителей, вызывать сопереживание персонажам и вовлечённость в сюжет.

Источник: nofilmschool.com




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Что такое рамочное повествование?

Что такое рамочное повествование?

30.04.2024 932

В мире кино сторителлинг принимает множество форм, и у каждой из них — своя задача. Один из литературных приемов, который используется в кино на протяжении всей истории кинематографа, — рамочное повествование. Рамочное повествование представляет собой подачу сюжета на фоне другой истории. Киновед Виктор Шкловский называл такой тип нарратива «обрамлением»: один сюжет обрамляется другим сюжетом, то есть мы получаем историю в истории — происходит действие, но действует в нем не тот, кто рассказывает эту историю. В этой статье мы поговорим о том, что такое рамочное повествование, и рассмотрим несколько особенно ярких примеров, которые показывают эффективность этого приема.

Подробнее...
Как пишутся актерские ансамбли для кино и сериалов?

Как пишутся актерские ансамбли для кино и сериалов?

28.03.2024 1127

В отличие от обычных сюжетов, сосредоточенных на одном или двух персонажах, сюжеты с несколькими персонажами требуют от автора умения жонглировать сюжетными линиями, арками героев и перспективами, в то же время поддерживая целостность истории и удерживая внимание зрителя на ней.

Подробнее...
Что такое восьмиэтапная сюжетная арка?

Что такое восьмиэтапная сюжетная арка?

11.03.2024 1650

Есть множество подходов к написанию сценария. Что такое восьмишаговая сюжетная арка, и когда ее используют?

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram