Меню

Последовательный монтаж: краткий курс для начинающих

Теория кино

Поскольку в вашем фильме больше одного кадра, их очередность имеет значение. Если вы только начинаете работать в качестве режиссера-постановщика или режиссера монтажа, то вскоре поймете, что так называемая "непрерывность действия" имеет место быть во всем! И как бы вам ни казалось, что в основе вашего сценария лежит совершенно новая и креативная идея, вам все равно придется добиваться определенной последовательности, чтобы выразить задуманное на экране.

Помните об этом, как о грамматике с правописанием: "Принцесса невеста" - удивительная книга, а прочли бы вы ее, если бы содержание осталось прежним, но Уильям Голдман по ошибке назвал бы ее "Принцесса Бри"? Нам бы было приятно, ведь мы большие любители сыра, хотя наше мнение не так важно! Все решает хорошая презентация.

Проблема в том, что в кино, в отличие от текста, ошибки непрерывности действия не столь очевидны. Так, в фильме "Начало" шиньон Эллен Пейдж действительно перемещается от затылка к макушке ее головы от кадра к кадру, или мне это показалось? И даже если вы не заметили это явное несоответствие, кто-нибудь всё равно его увидит. При заявлении вашей работы на фестиваль, это может иметь решающее значение, так как грубые нарушения череды и взаимосвязи событий будут замечены отборщиками, и ваш фильм не пройдет "кастинг". В качестве утешения, могу сказать, что даже в самых кассовых фильмах часто встречаются подобные огрехи – по данным IMDb, фильм "Начало" содержит 34 такие неточности! Так же как опубликованные и тщательно отредактированные книги имеют опечатки, так и даже великие режиссеры монтажа допускают ошибки в последовательности действий. Конечно, не все из них так фатальны, но стараться их минимизировать необходимо.

Чтобы помочь начинающим режиссерам-постановщикам и режиссерам монтажа сориентироваться в очень непростом вопросе последовательного монтажа, мы составили список из 5-ти лайфхаков.

1. НАУЧИТЕСЬ НАХОДИТЬ ОШИБКИ

Избегать накладок в последовательности событий будет гораздо проще, если вы будете более внимательно смотреть фильмы, замечая в них подобные неточности. Можно более серьезно подойти к данному вопросу, записав все подмеченные огрехи, чтобы потом проверить раздел "Goofs" ("Киноляпы") на странице IMDB фильма, и узнать, сколько ошибок вам удалось обнаружить. А можно просто превратить все это в игру на спор!


2. СНИМАЙТЕ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ

Если ваш бюджет позволяет, попробуйте снимать в хронологическом порядке, так как это поможет минимизировать число ошибок в эпизодах, снятых с промежутком по времени. Если по сюжету картины ваши герои меняют свой внешний облик – отращивают бороды, стремительно худеют или набирают вес – учитывайте это в процессе съемок. Можете ли вы представить, что Том Хэнкс, уже сбрив бороду, должен еще раз сниматься в сцене из "Изгоя"?

Дополнительные трудности, связанные с попыткой привести внешний облик героя в соответствие с определенной стадией фильма, может обернуться кучей проблем, поэтому нужно правильно спланировать график съемок.

3. КОНТРОЛИРУЙТЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КАДРЕ МЕЖДУ ДУБЛЯМИ

Это особенно важно, когда вы снимаете несколько дублей одного эпизода. Вот пример из фильма "Начало": Кобб и Ариадна идут по мосту, и он объясняет ей, что нельзя выстраивать целые уровни сна из воспоминаний. В одном кадре Кобб интенсивно размахивает обеими руками во время ходьбы. Буквально через 2 кадра его левая рука уже в кармане. Вы должны предоставить актерам свободу творчества в поиске лучшего варианта исполнения роли. Что касается приведенного выше примера, конечно Леонардо Ди Каприо пробовал сыграть данную сцену различными способами, но потом при монтаже были выбраны кадры из разных дублей, в результате чего была нарушена взаимосвязь и последовательность действий. Если вы заметите разницу, процесс монтажа станет проще, так как вы будете знать, чем один дубль отличается от другого.

На более крупных проектах в команде есть специалист, постоянно отслеживающий изменения в гардеробе, реквизите, наборе одежды, волосах, макияже и действиях актеров и информирующий об этом режиссера монтажа, чтобы помочь ему избежать нестыковок в эпизодах (скриптсупервайзер). Хотя у вас, скорее всего, нет возможности нанять сотрудника для выполнения в вашем проекте только этой работы, но будет неплохо, если кто-то на съемочной площадке будет следить за этим.

4. ПОПРОСИТЕ ОДНОГО ИЗ СОТРУДНИКОВ ПОМОГАТЬ ВАМ ВЫЯВЛЯТЬ ОШИБКИ В ПРОЦЕССЕ МОНТАЖА 

Как все писатели, даже лучшие из них, нуждаются в услугах корректора, так и самым хорошим режиссерам монтажа нужен помощник, способный заметить неточности, которые они могут проглядеть. Это может быть кто-то из вашей команды, ваших друзей или просто любой другой режиссер монтажа. Они могут волноваться при просмотре черновых материалов вашего фильма, если видят их впервые, поэтому пусть посмотрят еще раз, чтобы сосредоточиться именно на монтаже.

5. НАРУШАЙТЕ ПРАВИЛА!

Начиная с авангардных и советских фильмов 20-х, намеренное нарушение очередности событий при монтаже картины являлось некой альтернативой, что позволяло сфокусировать внимание на отдельно взятом событии, происходящем в данный момент или в определенном месте. В современных игровых картинах иногда также пользуются данным приемом монтажа, чтобы подчеркнуть ключевые события, смену сюжетно-тематической линии, эмоций и пр. Его использование, должно быть обоснованным и не нарушать общую концепцию фильма. Вот пример из "Семейки Тененбаум": раздираемый своей любовью к Марго (Гвинет Пэлтроу), Ричи (Люк Уилсон) разрезает свои запястья, и одновременно мы видим короткие кадры ключевых моментов его прошлой жизни, нарушающие очевидную логику последовательности событий.

Автор: Элиот Гров для www.raindance.org
Перевод: Сергей Коржаев, редактура: Юлия Терентьева




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Киномарафон: Новое немецкое кино

Киномарафон: Новое немецкое кино

28.11.2023 1876

Новая волна немецкого кинематографа, или Новое немецкое кино — направление в послевоенном западногерманском кинематографе, возникшее в конце 1960-х и достигшее своего расцвета в 1970-е годы. Его связывают с возрождением национального кино: появляются авторы, призывающие покончить с мейнстримом, они возводят авторское и так называемое фестивальное кино в ранг искусства, хлестко и актуально высказываются об ужасающем прошлом своей страны и её настоящем.

Подробнее...
Киномарафон: Оттепельное кино

Киномарафон: Оттепельное кино

20.10.2023 2654

Советская “новая волна” возникла в 1960-ые годы под влиянием европейских “новых волн” и Хрущевской оттепели. Именно этот стиль, созданный молодыми режиссёрами, определил духовно-эстетическую ценность всего советского кинематографа.

Подробнее...
Киномарафон: французская

Киномарафон: французская "новая волна"

10.10.2023 3371

Французская “новая волна” возникла в 1950 – 60-ые годы на фоне социально-политического кризиса во Франции, студенческих выступлений и всеобщей забастовки, вошедшей в историю, как Красный май 1968. Их лозунгами стали “отказ от Алжира” и колониально-имперской повестки, а также солидарность с американский движением против войны во Вьетнаме. Масштабные выступления, прокатившиеся по всей стране, вылились в отставку президента Шарля де Голля, смену правительства и, конечно, тектонические изменения во французском обществе, в том числе начало американизации Европы и формирование культуры потребления.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram