25 июня 2015 в конференц-зале Центрального дома кинематографистов прошел 5-й, юбилейный, питчинг дебютантов, организаторами которого стали Союз кинематографистов России, Молодежный центр Союза кинематографистов России, Национальный фонд поддержки правообладателей. CinePromo традиционно стали одними из спонсоров проекта.
Для участия в конкурсе было прислано 578 заявок (232 – по короткому метру, 275 – по полнометражному кино и 71 – по документальному кино). В результате экспертное жюри питчинга отобрало рейтинговым голосованием по 7 лучших проектов в каждой категории («документальное кино», «короткий метр», «полный метр»).
Инициатором создания секции «Документального кино» – новой для питчинга дебютантов и отныне постоянной – и ее координатором выступила директор документальных программ ММКФ, руководитель направления документального кино Молодежного центра Союза кинематографистов России Ангелина Голикова. В состав жюри документальной секции вошли: кинорежиссер, член правления Союза кинематографистов России Сергей Головецкий, Президент Гильдии неигрового кино и телевидения Евгений Григорьев, режиссер и сценарист документального кино, руководитель мастерской режиссуры неигрового кино во ВГИКе Борис Караджев, режиссер и сценарист документального кино, художественный руководитель и продюсер «Центр-Студии национального фильма «XXI век», Алексей Малечкин, главный редактор телеканала «24 DOC» Мария Мирошниченко, генеральный продюсер Открытой студии «Лендок» Алексей Тельнов, журналист, сценарист, режиссер кинокомпании «Мастерская» директор дирекции «Маяк-федеральный» Государственной радиовещательной компании (ГРК) «Маяк» Михаил Черваков. Возглавил жюри Президент комиссии неигрового кино Союза кинематографистов России, руководитель документальной программы ММКФ, режиссер, продюсер Сергей Мирошниченко, за день до этого отметивший свое 60-летие.
Первое место в первой в истории питчинга дебютантов категории документального кино было присуждено по решению жюри проекту Ольги Аверкиевой «Мама, папа, я». Олина история рассказывает о шестилетнем мальчике Диме, который живет два дня с папой, два дня – с мамой, так как его родители разведены. Каждый из них хочет воспитывать сына по-своему, не спрашивая, чего хочет сам Дима. Помимо денежного приза в 50 000 руб. от Союза кинематографистов России, молодой режиссер из Перми получила также бесплатное звуковое оборудование для съемок от компании Hand Made и возможность продажи своего фильма на телеканал «24 DOC». Вручая приз Ольге, Сергей Мирошниченко сказал: «Мы дали тебе этот приз, но историю надо еще обострить. Чтобы не получилась такая милая картина про милого ребенка. Потому что ты заявила ее все-таки как проблемную. Если не будет конфликта, будет очередное наше российское милое кино ни о чем».
Специальный приз от Гильдии неигрового кино и компаний CANON и «Видеотдел» – сертификат на бесплатную аренду камеры C500EF с набором объективов Prime Lens на 10 смен – получил проект Никиты Сутырина «Диксон: малая родина», рассказывающий о постепенно вымирающем арктическом поселке, о людях, которые все еще живут и работают там – в порту, на погранзаставе, на гидрометеостанции. Кроме того, данный проект также получил гарантию сотрудничества с телеканалом «24 DOC».
Член экспертного совета Алексей Тельнов отметил проект Кирилла Алехина «Один из нас», авторам которого предложено сотрудничество со студией. Главный герой будущего фильма – молодой человек Сергей, который хочет снять свой короткометражный фильм. Трудность состоит в том, что рост Сергея – 107 см. Проект также получил сертификат на бесплатное световое оборудование от компании «Богдан и бригада», сертификат на предоставление образовательных услуг на сумму 20 т.р. от Студии искусства цифрового кино.
Борис Караджев отметил, что все участники в достаточной мере овладели технологией питчинга: «Почти все хорошо, внятно и эмоционально изложили свой материал. Если вы внятно мыслите, то есть надежда, что вы внятно сможете реализовать это на экране. И еще советую приложить какие-то усилия по продвижению собственных проектов. За свои проекты надо бороться, надо их улучшать – у всех проектов есть для этого потенциал».
Мария Мирошниченко: «Мне кажется, важно, когда режиссеры, придя на питчинг, говорят от себя, когда эта тема их действительно волнует. Это было видно, когда Никита Сутырин представлял свой проект «Диксон: малая родина», поэтому мы его поддержали. Очень надеемся на Ольгу Аверкиеву, которая очень молода и для которой это действительно дебют. По поводу документального кино, в целом, что я могу сказать дебютантам: у российских фильмов большая проблема с изображением и со звуком. Поэтому наш канал на 80% состоит из зарубежного контента: зритель не хочет смотреть плохо снятое кино, где не видно, не слышно. Поэтому очень хочется видеть побольше красивых картин. Помимо того, чтобы там мысль какая-то была, хочется получать эстетическое удовольствие».
Ангелина Голикова: «Я рада, что никакой одной тенденции питчинг не показал – все ребята разные. Выскажу пожелание: нужно учиться формулировать свои мысли. Очень жаль, что некоторые проекты члены жюри не поняли, потому что режиссеры расползались мыслью по древу и терялись, не понимали, о чем говорят. Но в любом случае для них это хорошая школа. И к следующему питчингу они будут учиться, иначе эту индустрию никак не построить. И очень хорошо, что мы начали проводить документальный питчинг. Это большой шаг вперед, тем более, что на это сейчас большой спрос. Теперь проект будет регулярным: Союз кинематографистов нас поддержал и отныне в каждом питчинге дебютантов будет документальная секция».
В заключении Сергей Мирошниченко поделился своими впечатлениями: «Питчинг был хорош. Несколько проектов я бы сразу перенес на конкурс в Минкульт. Каждый проект был разработан полностью, за ним стояли люди, много было интересных проектов, и я надеюсь, что на следующий год они будут участвовать в ММКФ. Потому что самое сложное для нас – это не отобрать картины за границей (среди присланных нам в этом году фильмов наверняка будут номинанты на «Оскар»), а найти российскую документальную картину на 60 минут. У нас много «беззубых» картин, без силы воли, без силы. Кино очень плохого качества. А здесь сегодня были представлены картины, которые затрагивают важные проблемы, у которых есть шанс вырасти до большого кино».
В секции «Короткометражное кино» экспертная комиссия (продюсер, режиссер Лика Алексеева, исполнительный директор Национального фонда поддержки правообладателей Наталья Гойденко, сценарист, педагог Юрий Коротков, журналист, главный редактор киносайта Filmpro, ведущий программы «Индустрия кино», Сопредседатель Правления Молодежного центра СК РФ Иван Кудрявцев, режиссер, продюссер, генеральный директор киностудии «ВГИК-Дебют», генеральный директор АНО «Творческое студия «Стелла» Федор Попов, главный редактор портала «ПрофиСинема» Нина Ромодановская, директор Московского Международного кинофестиваля, продюсер Наталья Семина, педагог Владимир Фенченко) под руководством режиссера, актера, Председателя комитета по культуре и массовым коммуникациям Московской Городской Думы, Председателя Московского отделения Союза кинематографистов России Евгения Герасимова присудила первое место проекту Андрея Терехова «Солнечные зайчики». Главный герой – пожилой мужчина, недавно похоронивший жену, делает себе гроб, готовясь умереть – однако его смерть откладывается на неопределенное время… Андрей получил денежный приз в размере 50 000 руб. и, что не менее ценно, поддержку Лики Алексеевой, которая взяла проект в качестве продюсера. Гильдия актерских агентств вручила проекту сертификат на проведение кастинга.
2-е место и приз от компании «Hand made» – сертификат на бесплатное звуковое оборудование – получил проект «Людоед» Надежды Воробьевой и Кирилла Журенкова. История о том, как фантазии помогают пережить мальчику ужасы Блокады. Компания «Богдан и бригада» вручила проекту сертификат на бесплатное осветительное оборудование для съемок.
3-е место и cертификат на 30 000 руб. от краудфандинговой платформы Planeta.ru достались проекту «Ваня» Алены Рубинштейн и Евгении Яцкиной, основанному на реальной истории о восьмилетнем воспитаннике детдома, который решил, что отсидевшая срок в тюрьме Екатерина — его настоящая мама. Проект также получил приз от Народной монтажной «Чибис» – 50%-скидку на монтаж проекта в студии.
Нина Ромодановская: «Мои впечатления самые позитивные. Проекты действительно разнообразные, интересные, разножанровые, с интересными идеями. И это очень радует. Это значит, что подрастает поколение – новая волна, которая привнесет в отрасль много нового. И мне нравится, что она формируется именно в Молодежном центре Союза кинематографистов. И такая поддержка – это очень правильно со стороны Союза кинематографистов. Этот симбиоз оказался удивительным, уникальным и перспективным».
Владимир Фенченко призвал участников больше «хулиганить» в своих проектах.
Председатель жюри секции короткометражных фильмов Евгений Герасимов отметил работу организаторов и отборщиков, а также неуклонно повышающийся уровень презентаций проектов. По словам Евгения Владимировича, «питчинг в рамках ММКФ выгодно отличается от многих других. У представленных проектов понятна идея, посыл, стиль». Посетовал Председатель Московского отделения Союза кинематографистов России только на то, что в большой части представленных проектов нет внятной, точной концовки. Герасимов предложил помощь проекту «Ваня» и другим проектам, представленным от имени Молодежного центра Союза кинематографистов России.
Жюри секции кинопроектов игровых полнометражных и телевизионных фильмов в составе: Первый Заместитель Председателя Союза кинематографистов России, киноэксперт Олег Иванов (Председатель), генеральный директор группы компаний «ГЛАВКИНО» Илья Бачурин, Советник генерального директора Киностудии Ленфильм, продюсер Виктор Будилов, Генеральный продюсер кинокомпании «СПУТНИК» Вадим Горяинов, программный директор образовательного центра «Культбюро» и куратор питчинга ОРКФ «Кинотавр» Анна Гудкова, продюсер компании «Арт пикчерз» Андрей Кутуза, Продюсер телеканала «Россия-2», руководитель конкурса «Победа за нами» Игорь Лебедев, вице-президент Российского Фонда культуры, главный редактор студии «ТриТэ» Алексей Налепин, продюсер, Генеральный директор кинокомпани «Валдай» Кучмаева, продюсер, генеральный директор Свердловской киностудии Михаил Чурбанов – присудило первое место проекту Сергея Великоредчанина «Человек северных территорий» о любви русского моряка и японской девушки.
2-е место и сертификат на 50%-скидку на изготовление компьютерной графики от компании Butterfly Flower получил проект «Сенафон» Константина Чармадова. Это история о необычной дружбе между крепким стариком-греком из России и молодым тайским рыбаком. Вадим Горяинов и Алексей Налепин отметили высокий уровень и перспективность проекта, как хорошей простой человеческой истории, которых сейчас так не хватает. После презентации проекта, Вадим Будилов, советник генерального директора и продюсер ОАО «Ленфильм», который первый раз судил питчинг, предложил его авторам сотрудничество и возможность предоставить проекты в Минкульт на получение государственной поддержки. Такое же предложение от студии «Ленфильм» поступило и авторам проекта, занявшего 3-е место, – мелодраме «Сашка и дед» Александра Эжбера. Трогательная история о том, как мальчимк из детдома обретает дедушку, получила также сертификат на 50%-скидку на изготовление компьютерной графики от компании Butterfly Flower.
Все участники питчинга также получили сертификаты от компании CinePromo – 30% скидки на изготовление субтитров и 20% скидки на фестивальное продвижение.
Традиционно в конце презентации проекта члены жюри поделились своими впечатлениями:
Анна Гудкова высказала следующее мнение: «Мне всегда кажется, что питчинг, это не только и не столько про проекты, сколько про людей. Я очень надеюсь, что за те проекты, которые сегодня состоятся, никому не будет стыдно. И главное: победят только искренние проекты. Для тех, кто ловит конъюнктуру, это заведомо провальная история. Никакие госденьги не помогут сделать ногу маленькой, а сердце большим. Есть суд, если не вечности, то следующих пяти лет – и не многие «долетают до середины Днепра» через пять лет». Еще один аспект, о котором упомянула Анна, тем самым начав дискуссию жюри, это ориентация на будущего зрителя: «У меня все время бесконечный вопрос про зрителя: все стараются что-то снять, но кто это будет смотреть, особенно через пару лет? Из года в год я об этом говорю, но ситуация не меняется – участники не думают о будущем зрителе». Анна предложила, чтобы за проекты, представляемые на питчинге, смогли голосовать зрители – чтобы оценить их реакцию, чтобы был практический отклик, который поможет скорректировать проекты и понять аудиторию».
Генеральный продюсер кинокомпании «СПУТНИК» Вадим Горяинов призвал не стремиться биться за зрителя 14-18 лет с Голливудом, так как эта битва заведомо проиграна, а снимать человеческие истории, которые волнуют людей во всем мире. «Вы, авторы, хотите, чтобы это были хорошие истории; мы, продюсеры, хотим, чтобы были хорошие истории; зрители хотят, чтобы это были хорошие истории. Ну и второе – потом качественно, профессионально их сделать». Игорь Лебедев предложил в отношении ориентирования на зрителя («про которого нужно хорошо понимать до того, как фильмы сняты») внести корректировки в формат питчинга: а именно, разделять проекты, ориентированные на кинотеатральный прокат, телевизионные, интернет-проекты и фестивальное кино. В свою очередь, Андрей Кутуза, который был рад видеть на питчинге страсть в глазах авторов, болеющих своим проектом, призвал их не думать о прокате, а предоставить эту проблему продюсерам.
Председатель жюри Олег Иванов, заканчивая дискуссию, сформулировал позицию жюри: «Мы выбираем хорошее кино. Мы, конечно, задаем вопросы, какой у этого кино зритель, будет ли прокат, но не это для нас является основным критерием – мы не отбираем кино для массового зрителя и чисто фестивальное кино. Для нас важно, чтобы проект обладал художественным своеобразием и чтобы эта история была достойна экранизации, достойна того, чтобы быть экранизированной и чтобы ее увидел зритель».
Все участники питчинга и члены жюри отметили высокий уровень представленных проектов, профессионализм в проведении презентаций и всего мероприятия. По решению Правления Молодежного центра СК РФ, V питчинг был посвящен памяти Сергея Лазарука, благодаря которому, во многом, получил развитие проект питчингов при Союзе кинематографистов и сама деятельность Центра. В память об известном киноведе был показан видеоролик с фотографиями Сергея Лазарука.
В заключении Олег Иванов подвел итоги V питчинга, поблагодарив и поздравив всех его участников, организаторов, Молодежный центр СК РФ, всех членов жюри: «Пятый питчинг – это достойная работа, которая стоит достойной оценки!»
Наталия Егорова
Пресс-служба Молодежного центра Союза кинематографистов России