Меню

«Сначала нужно понять, кто ты?» - Лика Алексеева о работе в кино за границей, взаимодействии с фондами и связи с Родиной.

Интервью

Режиссёр, продюсер и общественный деятель – Лика Алексеева – рассказала о работе кинематографистов за рубежом, а также осветила трудности, с которыми сталкиваются создатели новых проектов за пределами России. Отдельное внимание Лика уделила вопросам взаимодействия с зарубежными фондами и механизмам поиска финансирования. Не остались в стороне и темы работы в копродукции с другими странами авторами из России.

- Вы могли рассказать о том, чем вы сейчас занимаетесь за границей?

Я режиссер и продюсер и сейчас стараюсь продолжать работать по профессии. Израиль – это небольшая страна с маленькой индустрией. Местные всё время говорят, что здесь мало места и денег... Но все приехавшие очень быстро объединились и вместе пытаются что-то сделать.

Здесь я вернулась к общественной деятельности. С 2011 года я, заканчивая учебу на Высших режиссерских курсах, начала проводить открытые питчинги «КИНОТЕКСТ» - ежемесячные встречи, очень важные для молодых кинодеятелей, так как на них можно было найти единомышленников, сценарии, просто поддержку коллег. В Израиле в такой общественной работе оказалось еще больше смысла. Мы здесь организуем встречи, и местные нам очень сильно помогают, чтобы ввести в индустрию, дать некий «ликбез» о работе индустрии и первых шагах.

Очень много проектов в год финансируется местными фондами, хотя суммы, конечно, не такие большие. Если это какие-то большие проекты, то подразумевается копродукция с Европой, а если это внутренние продукт, который можно снять недорого в Израиле, то хватает денег от фондов.

- Мы можем сейчас попробовать чуть углубиться в тему фондов. Какие сейчас есть механизмы поиска финансирования за пределами России?

В большинстве стран Европы и Израиле, например, есть разветвленная система негосударственных фондов из которых финансируется кино и фестивали. При этом образуется целая «экосистема»: фонды получают деньги и от каналов, и от людей, смотрящих кино, и все это возвращается обратно в виде очень разнообразного контента - игрового, документального и короткометражного. Это замкнутая система, которая сама себя кормит.



Госфинансирование при такой системе и не нужно. Существует много фондов: одни финансируют игровые фильмы, другие – короткометражные, третьи – документальные, четвертые - по регионам и т.д. Также у каналов есть открытые и регулярные питчинги на производство сериалов. Причем здесь это происходит очень четко, раз в полгода, поэтому и самим фондам проще спрогнозировать результат, и авторам – подготовить что-то к питчингу.


- Мы можем попробовать смоделировать ситуацию: у вас или другого кинематографиста есть уже готовый сценарий. Как искать деньги в Израиле?

В зависимости от тематики и формата нужно выбрать фонд, который подходит под проект. Вы подаете заявку в «open call», который проводится каждые полгода. Дальше фонд рассматривает вашу заявку, приглашает на питчинг и принимает решение: выдавать деньги или нет. Если деньги выдают, то нужно отчитываться о проделанной работе, но сами деньги возвращать не нужно, так как система здесь в большинстве случаев невозвратная.




Вообще первый шаг этого условного эмигрировавшего кинематографиста – определиться, кто ты. Этот шаг определяет всё.

Скорее всего, то, что было написано для российского зрителя, нельзя взять и перенести на реалии другой страны. Здесь, конечно, сказывается разница в менталитете. Несмотря на то, что в Израиле много русскоязычной аудитории, надо учитывать специфику страны и её колорит. И самое главное - надо понимать, про что ты хочешь здесь говорить, если ты принимаешь всё-таки решение связать себя с этой страной.

Израиль уникален и прекрасен тем, что предоставляет возможность стать гражданами людям, имеющим еврейские корни. И здесь есть серьёзный социокультурный и исторический пласт, откуда можно брать материал для работы.

В общем, весь вопрос в профессиональном решении: вливаться в какую-то глобальную, частную или местную систему, либо работать на некое комьюнити соотечественников, которое сформировалось за рубежом.

- Если продолжать вопрос о разнице в менталитете. Она же есть не только между режиссером и конечным потребителем, но и между режиссером и членами творческой группы, представителями другой страны. Есть ли эта разница и как её нивелировать?

Творческую группу можно собрать из приехавших. Это будет гарантировать уровень профессионализма: ты будешь не только говорить на одном языке, но и доверять операторам, звукорежиссерам, и понимать, чего от них ожидать на выходе. Конечно, надо выходить на связь и с местными специалистами, но это сложнее. Часто возникает языковой барьер и нужно потратить время на освоение языка. Наверное, стоит пробовать интегрироваться в систему местного кинопроизводства, только если ваши проекты про эту страну, для местной аудитории.

- Как вы считаете, есть ли смысл обращаться кинематографистам к зарубежным фондам, находясь в России?

Самое важное решение, которое вы должны принять задолго до того, как начинаете разрабатывать проект, - для какой он аудитории, какая у него будет дистрибуция. Если это отвлеченная история для внутреннего зрителя, то шансы произвести этот фильм очень даже хорошие, потому что с уходом многих голливудских наименований возрос спрос на отечественный контент.

Но есть еще такая проблема: те российские фильмы, которые были профинансированы Министерством культуры РФ и Фондом кино буквально в прошлом году и находятся уже на сдаче, из-за поменявшихся смысловых акцентов сейчас не принимаются. И это, наверное, будет только ужесточаться.

- Представим, проект не связан с современной политической обстановкой, и планируется его дистрибуция не только внутри страны, но и внутри стран ближнего зарубежья. Работают ли зарубежные фонды с такими проектами?

Любой проект, который делается, делается ни один год. Мы не знаем, какая обстановка сложится в будущем. Сейчас на питчинги или международные фестивали какие-то нейтральные, личные проекты могут, конечно, попасть. Вопрос – в контексте. Например, в этом году в программу Роттердамского кинофестиваля прошел фильм Наталии Мещаниновой «Алиса не может ждать» - в этом плане идеален, так как это камерная и очень пронзительная история, понятная в любой стране и на любом языке. Наверное, если продолжать делать честные фильмы, то они найдут и финансирование, и своего зрителя.


Интервью – Александр Скоробогатов
Редактор – Ксения Скоробогатова




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Как взять Берлин? Интервью с новым отборщиком Berlinale Shorts Анной Хенкель-Донерсмарк.

Как взять Берлин? Интервью с новым отборщиком Berlinale Shorts Анной Хенкель-Донерсмарк.

06.03.2020 5612

2020 стал для Berlinale годом тотальной кадровой перезагрузки. Изменения коснулись в том числе секции Berlinale Shorts. CinePromo успели не только посмотреть все 5 блоков конкурса короткого метра, но и пообщаться с новым отборщиком короткометражной программы Анной Хенкель-Донерсмарк.

Подробнее...
Что ждать от Cinemarket, главного российского рынка дебютного кино?

Что ждать от Cinemarket, главного российского рынка дебютного кино?

10.10.2019 4957

Тренды, нетворкинг, идеи и знания - всё это включает в себя Cinemarket от Potential, ежегодный кинорынок, который пройдет в Санкт-Петербурге 25 - 27 октября 2019 и соберет на одной площадке молодых авторов и профессионалов киноиндустрии. Почему Cinemarket - это must для всех тех, кто создает кино, и как принять в нем участие, читайте в нашем интервью с его продюсерами Александрой Алехиной и Ириной Обидовой.

Подробнее...
Альбина Нафигова:

Альбина Нафигова: "Никогда не возьму для показов бездарные фильмы".

01.10.2019 4085

CinePromo пообщались с Альбиной Нафиговой, руководителем дирекции Всероссийского форума Время кино. Работала программным директором Казанского международного фестиваля, возглавляет дирекцию Международного молодежного кинофестиваля в Казани. Альбина рассказала нам о собственных критериях отбора фильмов программы смотров, которые курирует.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram