Мало, кто решается осмысливать военные конфликты в Чечне, тем более удивительно, когда эта сложная тема становится центральной для дебютной картины. Мы пообщались с Еленой Кужель, режиссером фильма "Письма", по случаю его ютуб-премьеры.
О СЕБЕ
Окончила культурологическое отделение философского факультета в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». После окончания вуза занималась изучением культуры народов Востока и восточным языком. Это было связано и с личным интересом к теме, и с моей основной работой. Сейчас занимаюсь написанием сценариев. В 2020 году сняла дебютный короткометражный фильм по своему сценарию.
ОБ ИДЕЕ СНЯТЬ ФИЛЬМ О ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЕ
Идея не пришла одномоментно. Меня давно волновала тема чеченской войны. Я долго изучала вопрос, написала рассказ, потом сценарий. Изначально не было намерения снять фильм, но в ходе работы над темой мне захотелось поделиться своими мыслями. Прошло уже много лет со времен чеченских войн, но вопросы остались. Хотя мы и не получим на многие из них ответы, но можем сделать свои выводы и впредь попытаться не допускать подобного.
Когда создаешь новый мир и героев, конечно, они становятся близкими, они являются частью автора.
О ГЛАВНОМ ГЕРОЕ ФИЛЬМА
Главный герой – участник Первой чеченской войны, пытающийся осмыслить то, что произошло на этой войне через историю о своем боевом товарище. Это человек, которого война не сломала, а наоборот, сделала цельным и внутренне сильным, его душа стала более развитой. Нередко именно драматические события способствуют духовному росту, в случае с героем фильма – это война. В фильме этот рост с героем происходит уже в другом мире, о котором нам ничего неизвестно, мы лишь можем его придумать.
Герой фильма ни с кем не конфликтует, но при этом он говорит о конфликте и его анализирует. Война – это конфликт.
ОБ ИСТОРИИ
Это вымышленная история, но я изучала документальные материалы, общалась с участниками чеченских войн и их свидетелями. В этом фильме мы через вымышленные образы героев рассказа и фильма показываем действительность, прослеживаем ход событий, происходивших в Чечне. Архивные материалы не использовала, это авторский текст.
ОБ ОЖИДАНИЯ И ОШИБКАХ
Главное - удалось снять фильм, а об ошибках нет смысла вспоминать, тем более, если их удалось избежать. Были трудности, но для съемочного процесса — это нормально. Я не оцениваю ожидания и реальность, занимаюсь своим делом без прогнозов.
О ФЕСТИВАЛЯХ
Были отказы от фестивальных отборщиков, но я не воспринимаю их, как сложности в продвижении. Отказы могут быть по разным причинам, связаны ли они с темой фильма или чем-то другим, мне неизвестно. При продвижении фильма я больше ориентировалась на российского зрителя, чем на зарубежного. Все-таки чеченская война — это наша травма, нам о ней и говорить, не знаю, важна ли эта тема иностранцам, у них своих историй достаточно.
Благодаря фестивальному дистрибьютору CinePromo фильм принимал участие в некоторых российских и международных фестивалях. Компания проделала большую работу, профессионально и систематически делая отправки.
Материал подготовил Александр Скоробогатов, специальный корреспондент CinePromo