Меню

«Люди из разных стран за какие-то 15 минут влюблялись в мои горы, моих героев и переживали с ними горе и радость». Арч-Аспет Шермазанян о своем фильме «Хлеб и соль»

Онлайн-премьеры

По случаю онлайн-премьеры короткометражной драмы «Хлеб и соль» на портале CINEPROMO беседуем с режиссером картины Арчем Шермазаняном о его родном крае, хулиганских выходках и силе кино.


«Хлеб и соль» — ваш пятый короткометражный фильм. Что дает вам опыт?

Как говорит мой великий кинобрат Феллини, режиссер – это Колумб, он хочет открыть Америку, а вся команда хочет домой. Опыт дает осознание ответственности за тех людей, которые поверили в тебя.

На площадке я превращаюсь в бескомпромиссного диктатора: все должно быть по плану, по раскадровке. Против меня иногда бунтует только природа, и тогда я использую силу противника. Приходится подключать самое опасное оружие для киношника – импровизацию. Умение его использовать тоже приходит с опытом. В сцене застолья в фильме «Хлеб и соль», когда отец встречает сына, вдруг начинается сильный дождь с грозой. Когда пошел дождь, мой оператор Костя растерялся. Актеры, которые сидели за столом, начали разбегаться, чтобы спрятаться от дождя, а я в этот момент понял: черт побери, это же гениально! Другие потратили бы огромные деньги, чтобы получить такой кадр. Это настоящая кинопоэзия.

Я сразу же взял рупор и дал команду всем сесть обратно за стол. У всех страх в глазах, непонимание, растерянность – от дождя, от грома, от меня. Зато в кадре получилось очень эмоционально, будто бы они беспокоятся за отца, который ждет сына, а его все нет. Вот лучший, мать его, кадр! Иногда от моих хулиганских выходок съемочная группа была, мягко говоря, не в восторге. Обычно в конце съемочного периода большинство группы успевает возненавидеть меня. Но, как говорится, от ненависти до любви один шаг. Или наоборот. Главное для меня – это результат, который радует глаз моих коллег и съемочный команды во время премьеры, но не меня.


Как родилась идея фильма «Хлеб и соль»?


У меня есть дядя, которого зовут Альберт. Он, кстати, очень похож на Арманда Ассанте, исполнителя роли Одиссея в фильме Андрея Кончаловского. Так вот мой Одиссей, то есть дядя Альберт, у которого мать гречанка, пропал в Греции на 10 лет, но не на островах, а в криминальном море. Впервые я увидел его только на похоронах моего деда, когда мне было 7 лет. Тогда во мне бурлили противоречивые чувства: одновременно и горе от потери деда, и радость от возвращения дяди. А потом эти же чувства подсознательно стали моими спутниками в творчестве. Меня всегда интересовала проблематика отношений отцов и сыновей.



Фильм «Хлеб и соль» снят на основе этой личной истории, а также по мотивам библейской притчи «Блудный сын». Интересно, что то, что я снимаю, мистическим образом отражается на моей жизни. Я 4 года не был на родине в Армении, за это время пройдя через многое, и вот вернулся в отцовский дом. Думаю, следующий фильм надо снимать в горах с Марго Робби, про то, как мой герой наслаждается жизнью. Может, и этот сюжет отразится на моей судьбе.


«Хлеб и соль» — очень красивый фильм. В нем показан некий романтизированный образ родного края. Как вы выбирали локацию?

Фильм снят в Лори. Это регион на севере Армении по соседству с Грузией – оттуда мои корни. Мой прадед Галуст Шермазанян был мэром Тбилиси, также он основал театр «Шермазанян-дарбас», где впервые в истории царской России ставил «Гамлета» в оригинале. Амбициозность у меня в крови как раз так от него. У прадеда родился сын, и во время очередных нападок диких северо-кавказских племен его дом ограбили, а младенца сына украли.

Когда сыну было 16, он узнал, что он армянин. Но тогда он уже был видным джигитом, хорошо стрелял и танцевал и был влюблен в дочку вожака. Вот ее он и украл и уехал в Армению. Он остановился в Лори. Его звали Леко, потому что до старости лет он использовал лезгинский язык. В его доме я и снял фильм «Хлеб и соль»: дом, в котором живет отец героя, и есть дом Леко. Кстати, он так и не встретился с отцом при жизни, но нашел его могилу.


Какие задачи вы ставили перед собой и командой, работая над фильмом?

Первая задача была не жалеть себя и полностью окунаться на дно кино, то есть по максимум раскрыть наш потенциал и использовать те возможности, которые у нас есть, не боясь форс-мажорных ситуаций. А творческая задача – не фальшивить.

Мне очень повезло с моим оператором Константином Мазовым. У него глаз-алмаз, он жадно улавливал цвет и свет природы, фактуру и красоту лиц наших героев. В организации процесса мне сильно помогли продюсеры: мой друг Артак Серовани и брат Оганнес, с которыми мы бок о бок преодолели все трудности. Как любитель итальянского неореализма, я привлек непрофессиональных актеров. Все они мои родственники и односельчане, кроме двух братьев – звезд современного армянского кино Хорена и Арсена Левонянов. А роль их отца играет знаменитый художник и фотограф Самвел Севада.


Что стало самым трудным при создании фильма?

Прозвучит банально из уст режиссера, но было мало денег. Часть денег дала московская кинокомпания Lookfilm – чудесные люди, с которыми в будущем, надеюсь, поработаем, – а про остальное остальное договорились с министром культуры Армении, она обещала помочь, но в последний момент кинула. Но не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. На помощь пришли друзья и родственники: кто машиной подъехал, кто барашка резал на обед, кто с фруктовой водкой пришел, кто с медом и сыром. Это были фантастические дни, которые я не забуду никогда. Я благодарен всем, кто был рядом. После этого фильма я сделал вывод: главное найти не продюсера, который даст деньги, что, конечно, немаловажно, а людей, которые будут всей душой болеть за идею.

Вообще, если съемочная команда работает как семья (или как мафия), то можно даже ограбить банк ради хорошего фильма. Главное – команда! В этом случае, успех гарантирован, можно завоевать все экраны мира, не теряя искренности и желания делать настоящее кино, про настоящих мужчин и настоящих женщин, чего не хватает в сегодняшних кинореалиях.


Фильм «Хлеб и соль» показали на 22 кинофестивалях. Это оказало какое-то влияние на вашу карьеру?

«Хлеб и соль» получил много наград, что очень важно для продвижения и в целом для моего роста в кино. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить компанию CINEPROMO и лично Елену Коржаеву за усилия и внимание, благодаря которым наш фильм нашел своего зрителя. А это самое главное в кино.

Для меня фестивали – это в первую очередь новые контакты с людьми, которые давно в профессии. Это общение позволяет развиваться, знакомиться с мэтрами мирового кино, у которых есть чему поучиться. Это и дает стимул формировать новые идеи и новые фильмы.

Я получил предложения о сотрудничестве от разных продюсеров и организаций, и, дай бог, в ближайшем будущем начну снимать свой первый полнометражный фильм. А главное, во время кинофестиваля «Литература и кино» в Санкт-Петербурге я познакомился с моими, как я их называю, русскими крестными отцом и матерью. Это люди, которые открыли для меня широкую русскую душу.


Удалось ли вам лично представить фильм на каких-то фестивалях? Что это был за опыт?

Да, удалось. Где бы я ни был, зритель реагировал очень тепло. Люди из разных стран, имея разные культурные коды, вдруг за какие-то 15 минут влюблялись в мои горы, моих героев и переживали с ними и горе, и радость – вот такой армянский трип через экран. В этом и заключается магия кино, когда можно объединить теплоту разных сердец.

Чаще всего интересуются, где этот край, где живут такие душевные и темпераментные люди. Я всегда всех с радостью приглашаю в Армению, в Лори, и между нами говоря, многие уже были у меня в гостях, и фильм стал мостом для нашей крепкой дружбы. Вдохновляясь этим, я уже планирую основать в Лори кинодеревню, как у другого моего кинобрата Эмира Кустурицы. Начну с малого – с киноотеля. Хорошая, по-моему, концепция: горы, вино, кино и местные горцы.

Вообще, искусство, но особенно кинематограф для меня – инструмент объединить всех здравомыслящих людей нашего региона, сделать Лори площадкой для дискуссий и креативным локомотивом для Армении. Кино имеет огромную силу, большую, чем у любого современного оружия, даже с атомными боеголовками. Я готовлюсь использовать эту силу во имя добра и во имя процветания родного края. Не делать это мне кажется грехом.


Какие отклики на вашу работу вам запомнились?

Владимир Алексеевич Фенченко, мой мастер по монтажу во ВГИКе, очень полюбил эту работу и до сих пор показывает ее своим студентам. Это для меня большая честь. Когда он впервые увидел фильм, то спросил: «Это же блудный сын, почему он приезжает на BMW? Он должен был прийти пешком и босиком». А я шутя ему ответил: «Это же армянская версия блудного сына». И он посмеялся. Эту байку он рассказывает всем, пародируя мой акцент.

Второй отклик, который я запомню на всю жизнь, был от Артавазда Пелешяна, ходячей легенды кинематографа. Он, кстати, тоже лорийский армянин. Он услышал про меня и заинтересовался. Как-то он позвал к себе в гости в скромную квартиру, угостил чаем с коньяком и заставил меня включить «Хлеб и соль» на его старом ноутбуке. Я настаивал на том, чтобы он посмотрел фильм на широком экране, но он был упрям, и я был вынужден согласиться, сожалея о том, что сильно пострадает аудиовизуальный ряд.


Это было эпично: я нервничаю, пью коньяк уже без чая, курю, наблюдаю за легендой, которая внимательно, с каменным лицом, без лишних слов смотрит мой фильм. Я нагло достал телефон и стал тайком снимать Пелешяна, известного тем, что он терпеть не может, когда его снимают. Но «Двин» 25-летней выдержки разбудил во мне бестактного режиссера. Гений за просмотром моего же фильма – черт побери, такое можно показать внукам и даже правнукам.

В середине фильма у Пелешяна сквозь улыбку глаза наполнились слезами. А когда пошли титры, он закурил, заметил, что я снимаю и через долгую, мучительную паузу сказал: «Ты наглец, но еще и режиссер! Хорошее сочетание, дерзай!» Потом мы с Пелешяном до утра сидели, долго и тепло, как старые друзья, беседовали про ВГИК и про кино. А под утро в тот день я ходил по ночному Еревану и размышлял, что режиссировать фильмы не всегда весело: постоянно приходится конфликтовать с людьми, если пытаешься все сделать, как нужно, а это далеко не лучшее развлечение в мире. Режиссура доставляет огромную радость, но это большой труд, в котором много напряжения при общении с теми, кто участвует в создании твоего кино.

 

 Интервью - Ирина Гугушина, специальный корреспондент CINEPROMO




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Онлайн-премьера фильма “Полный ноль” на платформе KION. Интервью с режиссёром Юлией Сапоновой.

Онлайн-премьера фильма “Полный ноль” на платформе KION. Интервью с режиссёром Юлией Сапоновой.

21.03.2024 706

21 марта во Всемирный день людей с синдромом Дауна на платформе KION вышел короткометражный фильм Юлии Сапоновой «Полный ноль». Картина демонстрировалась на нескольких десятках фестивалей по всему миру, включая Московский Международный кинофестиваль, сербский Seize the Film, Фестиваль уличного кино, «Восток&Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге, «Лампа», «Будем жить!», португальский Arouca Film Festival, «Сталкер» и другие. Мы расспросили Юлию о создании фильма и инклюзии в кино.

Подробнее...
«Кино должно быть интересно не снобам, а зрителю» — Сурен Касабян о своём этническом фильме «Захар»

«Кино должно быть интересно не снобам, а зрителю» — Сурен Касабян о своём этническом фильме «Захар»

29.08.2023 2135

Сурен Касабян, режиссёр и создатель короткометражного фильма «Захар» рассказал об особенностях работы с неактёрами и создании созерцательного этнического кино, передающего правду жизни. Режиссёр поделился мыслями о несостоятельности и недоступности короткого метра для большинства творцов, использовании монохромной эстетики и опыте работы за пределами России.

Подробнее...
Вербатим как основа для сценарного материала. Создатели веб-сериала «8 разгневанных женщин» об особенностях работы с вербатимом и дистрибуции

Вербатим как основа для сценарного материала. Создатели веб-сериала «8 разгневанных женщин» об особенностях работы с вербатимом и дистрибуции

18.08.2023 1356

Анастасия Городенцева - актриса театра и кино, режиссёр веб-сериала «8 разгневанных женщин» и короткого метра «Наваждение» - рассказала о сложностях при работе с вербатимом, способах сбора и систематизации информации и значении психологии в работе с этим форматом. Жан Проясняв - главный редактор платформы kino-teatr.ru и основатель платформы CHILL -поделился мыслями о дистрибуции веб-сериалов, их коммерческой перспективе в России, а также дал советы по поиску продюсера для дебютных проектов.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram