По случаю онлайн-премьеры короткометражной драмы «Хлеб и соль» на портале CINEPROMO беседуем с режиссером картины Арчем Шермазаняном о его родном крае, хулиганских выходках и силе кино.
«Хлеб и соль» — ваш пятый короткометражный фильм. Что дает вам опыт?
Как говорит мой великий кинобрат Феллини, режиссер – это Колумб, он хочет открыть Америку, а вся команда хочет домой. Опыт дает осознание ответственности за тех людей, которые поверили в тебя.
На площадке я превращаюсь в бескомпромиссного диктатора: все должно быть по плану, по раскадровке. Против меня иногда бунтует только природа, и тогда я использую силу противника. Приходится подключать самое опасное оружие для киношника – импровизацию. Умение его использовать тоже приходит с опытом. В сцене застолья в фильме «Хлеб и соль», когда отец встречает сына, вдруг начинается сильный дождь с грозой. Когда пошел дождь, мой оператор Костя растерялся. Актеры, которые сидели за столом, начали разбегаться, чтобы спрятаться от дождя, а я в этот момент понял: черт побери, это же гениально! Другие потратили бы огромные деньги, чтобы получить такой кадр. Это настоящая кинопоэзия.
Я сразу же взял рупор и дал команду всем сесть обратно за стол. У всех страх в глазах, непонимание, растерянность – от дождя, от грома, от меня. Зато в кадре получилось очень эмоционально, будто бы они беспокоятся за отца, который ждет сына, а его все нет. Вот лучший, мать его, кадр! Иногда от моих хулиганских выходок съемочная группа была, мягко говоря, не в восторге. Обычно в конце съемочного периода большинство группы успевает возненавидеть меня. Но, как говорится, от ненависти до любви один шаг. Или наоборот. Главное для меня – это результат, который радует глаз моих коллег и съемочный команды во время премьеры, но не меня.
Как родилась идея фильма «Хлеб и соль»?
У меня есть дядя, которого зовут Альберт. Он, кстати, очень похож на Арманда Ассанте, исполнителя роли Одиссея в фильме Андрея Кончаловского. Так вот мой Одиссей, то есть дядя Альберт, у которого мать гречанка, пропал в Греции на 10 лет, но не на островах, а в криминальном море. Впервые я увидел его только на похоронах моего деда, когда мне было 7 лет. Тогда во мне бурлили противоречивые чувства: одновременно и горе от потери деда, и радость от возвращения дяди. А потом эти же чувства подсознательно стали моими спутниками в творчестве. Меня всегда интересовала проблематика отношений отцов и сыновей.
Фильм «Хлеб и соль» снят на основе этой личной истории, а также по мотивам библейской притчи «Блудный сын». Интересно, что то, что я снимаю, мистическим образом отражается на моей жизни. Я 4 года не был на родине в Армении, за это время пройдя через многое, и вот вернулся в отцовский дом. Думаю, следующий фильм надо снимать в горах с Марго Робби, про то, как мой герой наслаждается жизнью. Может, и этот сюжет отразится на моей судьбе.
«Хлеб и соль» — очень красивый фильм. В нем показан некий романтизированный образ родного края. Как вы выбирали локацию?
Фильм снят в Лори. Это регион на севере Армении по соседству с Грузией – оттуда мои корни. Мой прадед Галуст Шермазанян был мэром Тбилиси, также он основал театр «Шермазанян-дарбас», где впервые в истории царской России ставил «Гамлета» в оригинале. Амбициозность у меня в крови как раз так от него. У прадеда родился сын, и во время очередных нападок диких северо-кавказских племен его дом ограбили, а младенца сына украли.
Когда сыну было 16, он узнал, что он армянин. Но тогда он уже был видным джигитом, хорошо стрелял и танцевал и был влюблен в дочку вожака. Вот ее он и украл и уехал в Армению. Он остановился в Лори. Его звали Леко, потому что до старости лет он использовал лезгинский язык. В его доме я и снял фильм «Хлеб и соль»: дом, в котором живет отец героя, и есть дом Леко. Кстати, он так и не встретился с отцом при жизни, но нашел его могилу.
Какие задачи вы ставили перед собой и командой, работая над фильмом?
Первая задача была не жалеть себя и полностью окунаться на дно кино, то есть по максимум раскрыть наш потенциал и использовать те возможности, которые у нас есть, не боясь форс-мажорных ситуаций. А творческая задача – не фальшивить.
Мне очень повезло с моим оператором Константином Мазовым. У него глаз-алмаз, он жадно улавливал цвет и свет природы, фактуру и красоту лиц наших героев. В организации процесса мне сильно помогли продюсеры: мой друг Артак Серовани и брат Оганнес, с которыми мы бок о бок преодолели все трудности. Как любитель итальянского неореализма, я привлек непрофессиональных актеров. Все они мои родственники и односельчане, кроме двух братьев – звезд современного армянского кино Хорена и Арсена Левонянов. А роль их отца играет знаменитый художник и фотограф Самвел Севада.
Что стало самым трудным при создании фильма?
Прозвучит банально из уст режиссера, но было мало денег. Часть денег дала московская кинокомпания Lookfilm – чудесные люди, с которыми в будущем, надеюсь, поработаем, – а про остальное остальное договорились с министром культуры Армении, она обещала помочь, но в последний момент кинула. Но не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. На помощь пришли друзья и родственники: кто машиной подъехал, кто барашка резал на обед, кто с фруктовой водкой пришел, кто с медом и сыром. Это были фантастические дни, которые я не забуду никогда. Я благодарен всем, кто был рядом. После этого фильма я сделал вывод: главное найти не продюсера, который даст деньги, что, конечно, немаловажно, а людей, которые будут всей душой болеть за идею.
Вообще, если съемочная команда работает как семья (или как мафия), то можно даже ограбить банк ради хорошего фильма. Главное – команда! В этом случае, успех гарантирован, можно завоевать все экраны мира, не теряя искренности и желания делать настоящее кино, про настоящих мужчин и настоящих женщин, чего не хватает в сегодняшних кинореалиях.
Фильм «Хлеб и соль» показали на 22 кинофестивалях. Это оказало какое-то влияние на вашу карьеру?
«Хлеб и соль» получил много наград, что очень важно для продвижения и в целом для моего роста в кино. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить компанию CINEPROMO и лично Елену Коржаеву за усилия и внимание, благодаря которым наш фильм нашел своего зрителя. А это самое главное в кино.
Для меня фестивали – это в первую очередь новые контакты с людьми, которые давно в профессии. Это общение позволяет развиваться, знакомиться с мэтрами мирового кино, у которых есть чему поучиться. Это и дает стимул формировать новые идеи и новые фильмы.
Я получил предложения о сотрудничестве от разных продюсеров и организаций, и, дай бог, в ближайшем будущем начну снимать свой первый полнометражный фильм. А главное, во время кинофестиваля «Литература и кино» в Санкт-Петербурге я познакомился с моими, как я их называю, русскими крестными отцом и матерью. Это люди, которые открыли для меня широкую русскую душу.
Удалось ли вам лично представить фильм на каких-то фестивалях? Что это был за опыт?
Да, удалось. Где бы я ни был, зритель реагировал очень тепло. Люди из разных стран, имея разные культурные коды, вдруг за какие-то 15 минут влюблялись в мои горы, моих героев и переживали с ними и горе, и радость – вот такой армянский трип через экран. В этом и заключается магия кино, когда можно объединить теплоту разных сердец.
Чаще всего интересуются, где этот край, где живут такие душевные и темпераментные люди. Я всегда всех с радостью приглашаю в Армению, в Лори, и между нами говоря, многие уже были у меня в гостях, и фильм стал мостом для нашей крепкой дружбы. Вдохновляясь этим, я уже планирую основать в Лори кинодеревню, как у другого моего кинобрата Эмира Кустурицы. Начну с малого – с киноотеля. Хорошая, по-моему, концепция: горы, вино, кино и местные горцы.
Вообще, искусство, но особенно кинематограф для меня – инструмент объединить всех здравомыслящих людей нашего региона, сделать Лори площадкой для дискуссий и креативным локомотивом для Армении. Кино имеет огромную силу, большую, чем у любого современного оружия, даже с атомными боеголовками. Я готовлюсь использовать эту силу во имя добра и во имя процветания родного края. Не делать это мне кажется грехом.
Какие отклики на вашу работу вам запомнились?
Владимир Алексеевич Фенченко, мой мастер по монтажу во ВГИКе, очень полюбил эту работу и до сих пор показывает ее своим студентам. Это для меня большая честь. Когда он впервые увидел фильм, то спросил: «Это же блудный сын, почему он приезжает на BMW? Он должен был прийти пешком и босиком». А я шутя ему ответил: «Это же армянская версия блудного сына». И он посмеялся. Эту байку он рассказывает всем, пародируя мой акцент.
Второй отклик, который я запомню на всю жизнь, был от Артавазда Пелешяна, ходячей легенды кинематографа. Он, кстати, тоже лорийский армянин. Он услышал про меня и заинтересовался. Как-то он позвал к себе в гости в скромную квартиру, угостил чаем с коньяком и заставил меня включить «Хлеб и соль» на его старом ноутбуке. Я настаивал на том, чтобы он посмотрел фильм на широком экране, но он был упрям, и я был вынужден согласиться, сожалея о том, что сильно пострадает аудиовизуальный ряд.
Это было эпично: я нервничаю, пью коньяк уже без чая, курю, наблюдаю за легендой, которая внимательно, с каменным лицом, без лишних слов смотрит мой фильм. Я нагло достал телефон и стал тайком снимать Пелешяна, известного тем, что он терпеть не может, когда его снимают. Но «Двин» 25-летней выдержки разбудил во мне бестактного режиссера. Гений за просмотром моего же фильма – черт побери, такое можно показать внукам и даже правнукам.
В середине фильма у Пелешяна сквозь улыбку глаза наполнились слезами. А когда пошли титры, он закурил, заметил, что я снимаю и через долгую, мучительную паузу сказал: «Ты наглец, но еще и режиссер! Хорошее сочетание, дерзай!» Потом мы с Пелешяном до утра сидели, долго и тепло, как старые друзья, беседовали про ВГИК и про кино. А под утро в тот день я ходил по ночному Еревану и размышлял, что режиссировать фильмы не всегда весело: постоянно приходится конфликтовать с людьми, если пытаешься все сделать, как нужно, а это далеко не лучшее развлечение в мире. Режиссура доставляет огромную радость, но это большой труд, в котором много напряжения при общении с теми, кто участвует в создании твоего кино.
Интервью - Ирина Гугушина, специальный корреспондент CINEPROMO