21 марта во Всемирный день людей с синдромом Дауна на платформе KION вышел короткометражный фильм Юлии Сапоновой «Полный ноль». Картина демонстрировалась на нескольких десятках фестивалей по всему миру, включая Московский Международный кинофестиваль, сербский Seize the Film, Фестиваль уличного кино, «Восток&Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге, «Лампа», «Будем жить!», португальский Arouca Film Festival, «Сталкер» и другие. Мы расспросили Юлию о создании фильма и инклюзии в кино.
С чего всё началось?
В 2022 году продюсер Игорь Мишин, с которым мы сотрудничали на фильме “Съесть слона”, предложил снять короткометражку для Action! в пользу Благотворительного фонда “Синдром любви”. Сроки были достаточно сжатые. Я рассказала про свою идею сценаристу Юлии Колошенко, и она быстро написала короткую сцену — фрагмент из жизни одного уставшего режиссера. Я бы сказала, что получился такой скетч-притча. Продюсер Ася Темникова взяла на себя производство, и фильм был снят за один съемочный день.
Большой честью и радостью для нас оказалось, когда Александр Яценко согласился сняться в этой истории. Мне кажется, он идеально подошел на роль главного героя. Что касается Артёма, с ним не было никаких проблем. Наши актеры прошли большую школу и хорошо знают, что такое работа на площадке. Он прекрасно выучил роль и отыгрывал не только свои дубли, но и помогал партнерам столько, сколько это было необходимо. Артём – отличный актер.
Фильм был показан на аукционе Action! и продан за 4 000 000 рублей, которые пошли на благотворительные проекты.
Почти во всех твоих фильмах есть герои с особенностями, почему тебя интересует эта тема?
Я могла бы долго говорить про желание сделать мир добрее и терпимее. И это тоже. Но все гораздо проще. Мне просто нравится проводить время с этими спонтанными и непосредственными ребятами. Участвуя в проекте "ВзаимоДействие" и работая над фильмом "Съесть слона", каждый день я сталкивалась с чем-то новым и нестандартным. Эти ребята — они такие живые, настоящие, с их искренностью и открытостью миру. Этой радостью, которую я чувствую, когда нахожусь рядом с ними, я и хочу поделиться со зрителями.
Из-за этой своей способности не замечать особой разницы между людьми с какими-то особенностями и без, я поняла, что могу принести своими фильмами не только развлечение, но и пользу. Это тоже для меня важно.
Я снимаю много социальных роликов и документальных фильмов с необычными героями. Однажды на одном из фестивалей, где я получала награду за свой ролик, я познакомилась с Владимиром Рудаком, очень талантливым режиссером, сценаристом и музыкантом. Он передвигается на коляске и очень хорошо знает тему инвалидности. Мы с ним сдружились и начали делать совместные проекты. В результате у нас родился просветительский мастер-класс «Инклюзия в кино», с которым нас приглашают на фестивали. Недавно мы провели его в Московской школе кино, обсудили тему инвалидности в кино как в ракурсе героев с ограниченными возможностями, так и все аспекты работы на съемочной площадке с людьми, имеющими разные типы инвалидности. Было очень интересно, студенты смеялись, задавали много вопросов.
Расскажи про свою кинолабораторию.
За время существования инклюзивного кино-театрального проекта «ВзаимоДействие» мы поставили 9 спектаклей, сняли 6 социальных роликов, выпустили фильм «Съесть слона». Наши актеры снялись в сериале для Netflix. Все это сложилось благодаря участию талантливых молодых профессионалов, которые посвятили свои время и творческую энергию взаимодействию с прекрасными актерами проекта с синдромом Дауна.
В 2023 году проект «ВзаимоДействие» приостановился, и актеры остались без занятости. Я почувствовала в себе силы и компетенции начать делать то, о чем давно мечтала, решила соединить весь свой опыт работы с ребятами, режиссуру и навыки преподавания и сделать проект, создающий в киноиндустрии среду, в которой люди с особенностью смогут органично существовать, найдя свое место, как любые другие профессионалы. Так возникла идея «Первой инклюзивной КИНОлаборатории», в которой ребята с синдромом Дауна занимаются актерским мастерством и современным танцем и вступают в творческие коллаборации с молодыми кинематографистами. Московская школа кино стала нашим партнером, выделив нам репетиционную базу и привлекая к просветительской деятельности в среде студентов.
Как ты считаешь, что нужно, чтобы наше кино стало более инклюзивным?
В первую очередь, было бы здорово внедрить стандарты инклюзивного кинопроизводства. Важно не просто снимать фильмы про людей с инвалидностью, а сделать их частью обычной современной жизни в качестве героев групповых и массовых сцен. Необходимо найти агентства, готовые работать с базой актеров и специалистов с особенностями.
Я занимаюсь поиском таких потенциальных партнеров, так что, если среди читателей найдутся те, кто хотел бы этим заняться, буду рада знакомству. На мой взгляд также нужно начать создавать образовательные программы для актеров с инвалидностью. И я, и Владимир Рудак можем помочь составить методические пособия для всех желающих развивать тему инклюзии в своих учебных заведениях и в производственных процессах.
Что у тебя в работе сейчас?
На данный момент я работаю над сценарием полного метра по заказу одной из крупных платформ и надеюсь скоро его снимать, заканчиваю монтаж 2-х документальных фильмов, над которыми трудилась последние 3 года. Параллельно я развиваю инклюзивные проекты — кинолабораторию и проведение мастер-классов и консультаций на тему инклюзии в кино, планирую найти агентства для наших особенных актеров и инициировать профильные мероприятия в рамках киноиндустрии.