Режиссёр фильма «Найда», Юрий Шолин, рассказал об использовании двойственного финала как способе манипулирования вниманием зрителя, поделился мыслями о сложном нравственном выборе, перед которым может оказаться каждый, а также затронул тему смысла жизни, которая пронизывает весь сюжет истории.
Расскажите о себе?
Я родился Оренбурге и в 1991 году получил специальность «Техник технолог на станках с ЧПУ». За свою жизнь успел поработать по разным специальностям: от слесаря и монтажника до юриста и директора предприятия. Я всегда мечтал о кино, посещал все кинолектории с приезжими актерами, которые проходили в кинотеатрах города. В 2015 году окончил платные курсы во ВГИКе на второго режиссера, мастерская А. И. Богуна. Как кинорежиссер дебютировал с фильмом «Найда» в 2019 году.
Можете выразить основную идею фильма? Как вы думаете, какие чувства фильм призван вызывать у зрителя?
«Найда» - это драма самого обычного человека. Герой потерял семью, и весь его смысл жизни сводится к заботе о собаке. Кто-то предпочитает наживать богатство обманом и в этом видит свой смысл. Другие живут, чтобы помогать людям. Хорошо, что находятся те, кто стремится донести доступным языком о несправедливости, показывают, что окружает человека каждый день: злоба и доброта, безразличие и участие, жестокость и милосердие.
Какой выбор вы ставите перед героем в конце?
В финале герой держит в руках пулю и думает, как поступить дальше: покончить счёты с жизнью или идти вперёд. Но, наверное, тяжелее всего ему далось решение убить свою раненую собаку, чтобы облегчить её мучения в последние минуты жизни. Ведь он мог отомстить и выстрелить в хулиганов… Я думаю, в этот момент он решил прервать порочный круг убийств и крови, в который ему пришлось войти ещё на войне. У меня была идея снять продолжение истории о попытках героя направить на правильный жизненный путь этих парней, так как один из них напомнил ему покойного сына.
Чем обусловлено решение финальную сцену сделать после титров? Почему вы решили сделать двойственный финал?
По большей части это связано с манипуляцией зрительским вниманием. Сперва для нас становится неожиданностью решение героя пристрелить собаку. Далее я решил дать зрителю возможность обдумать мотивы принятого решения на титрах, после чего показать сцену с пулей. Перед героем сложный выбор: облегчить ли свои мучения на этом свете или пытаться жить. Как раз двойственный финал здесь перекладывает ответ на этот вопрос на зрителя, предлагая додумать концовку самостоятельно, сделать выбор вместе с героем.
Как вы нашли финансирование для проекта?
Я финансировал фильм полностью на свои сбережения. Для меня было важно доказать, что я могу снимать хорошее качественное кино и мне можно доверять следующие проекты.
Интервью – Александр Скоробогатов
Редактор – Ксения Скоробогатова
Расшифровка – Юлия Тарас