Свой дебютный фильм Александр Меркюри, много лет проживший в Лондоне, снял в Петербурге (сопродюсер картины - Илья Шерстобитов). Это короткометражная драма с острой и немного мистической кульминацией, которую показали на множестве российских и зарубежных фестивалях, в том числе на London Short Film Festival и Lublin Film Festival, где он стал победителем конкурса Master of Emotions. А теперь фильм «Мама – Святой Себастьян» показываем и мы в онлайн-кинотеатре CinePromo. Смотрите кино и читайте интервью с Александром.
Как появилась идея снять эту историю?
В апреле 2014 года Жужа Добрашкус попросила меня прочитать несколько рассказов на презентации своей книги «Резиновый Бэби» в Лондоне. Одним из рассказов был «Мама». Он произвел на слушателей такое сильное впечатление, что сразу пошла волна реакций. Сюжетная кульминация рассказа, когда врач с помощью МРТ обнаруживает иголку в голове главного персонажа Севы, – такой острый момент. Там же вечером я предложил Жуже адаптировать эту историю и снять фильм.
Как вы подбирали актеров?
Толю Горячева сам Бог послал, мы его первого посмотрели, а потом еще дюжину хороших актеров, но ни у кого не было такого голода в глазах, неподдельного интереса к теме и способности к передаче нужных эмоций. Это ювелирная работа.
Персонажа мамы должна была играть другая актриса, но случился форс-мажор, и нам пришлось искать замену в последний момент. Учитывая, что маме за 70-80 лет, а ей предстояли 12-часовые смены и много текста, мы шли ва-банк. Нам повезло:в Петербурге мы нашли прекрасную актрису Светлану Кирееву. Проболтали с ней четыре часа в книжном магазине на первой встрече.
Еще хотелось бы отметить актрису, которая играла дочь подруги мамы, Инну Введенскую (Санкт-Петербургский театр юных зрителей имени А.А.Брянцева). Ее игра и подход просто врезались мне в память. Без лишних разговоров она дубль за дублем давала мастер-класс на площадке. Хотелось бы, чтобы ее больше снимали!
Все разные, но всем веришь.
Как вы работали с актерами? Сколько свободы давали им?
Как работать с фоменковским актером? Как вообще 32-летнему режиссеру работать с людьми, у которых в два раза больше жизненного опыта? Вероятность того, что я раскрыл бы им какую-то жизненную правду, очень мала. Я закидал их вопросами о персонажах в подготовительный период, мы разошлись и сами по отдельности думали. А потом на площадке уже пробовали ответить на них. Был контакт, был синтез, да.
А съемочная группа как собралась?
Через друзей, любимых, верных друзей. Многие заразились историей и пришли на проект работать за минимальные деньги, за что им огромное спасибо.
Никогда процесс кинопроизводства не проходит гладко, это, думаю, все режиссеры подтвердят. А как было у вас?
Это мой дебютный фильм, я горел им. Было много ошибок, да, но без них ничему не научиться.
На сценарном этапе возникли определенные сложности. Мы все никак не могли определиться с тем, где должен произойти ключевой эпизод фильма – сцена с иголкой. Мне хотелось перенести его на начало, заинтриговать зрителя. Но Жужа настаивала на том, чтобы оставить его в конце, как в оригинальном рассказе.
С концовкой тоже мучились. Но в какой-то момент я понял, что нужно дать проблеск надежды, нельзя заканчивать на минорной ноте, поэтому в конце звонит телефон.
Что будет дальше с Севой? В описании к фильму сказано, что он должен найти смирение и силы начать с нуля. Однако в финале это, на мой взгляд, неочевидно.
Недосказанность – одна из основных черт, можно даже сказать, «форте» этой истории. Когда речь идет о тонких материях, нельзя бить в лоб. Зритель не воспринимает это. Когда зрители выходили из зала после просмотра, многие спрашивали, будет ли полный метр. Всем интересно узнать, как сложится жизнь Севы. Мне тоже интересно, но я думаю, что дальше уже должна начаться работа над собой, как у Севы, так и у зрителя.
Разрабатывая тему, режиссер предполагает, для чего он это делает: какие вопросы может задать себе зритель, с каким настроением выйдет из кинозала. Какие реакции планировали вы?
Невозможно планировать реакции зрителя. Это значило бы ограбить его, проложить ему тропу, это искусственный подход. У нас не было задачи удивлять зрителя. Это больше про диалог. Мы наблюдаем за историей человека, но за ней все время идет диалог: «А как бы поступил ты?». Я думаю, что чуткий зритель все это чувствует, пусть даже на подсознательном уровне. Этого достаточно.
Так как в действительности реагировала публика?
По-разному реагировали. Кого-то эта история «загрузила». Но во многих она нашла отклик. На показах в Лондоне было очень много вопросов, люди были в шоке. Меня удивили реакции в зале, когда зритель смеялся в местах, в которых я не думал про юмор. Спасибо зрителю, спасибо сценаристу. Я заново открывал для себя фильм вместе со зрителем.
Прошло 2 года с тех пор, как вышел фильм «Мама – Святой Себастьян». Меняется ли как-то отношение к своей работе со временем?
Да, отпускаешь, прощаешь себе ошибки, заново проникаешься героями. В целом, менее критично, спокойнее относишься к результатам.
Материал подготовила: Ирина Гугушина, специальный корреспондент "CinePromo"
Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.