Фильм про то, как рождаются и умирают герои в голове писателя, стал победителем «Телемании» в 2018 году и был показан еще на 6 фестивалях. Анастасия Копылова рассказала нам, как появилась и воплотилась в жизнь эта история.
Как родился сюжет «Лизы»?
Сначала родились герои. Я поместила их в дворянскую усадьбу, потому что мне нравится Чехов, та эпоха. Дальше начались сложности с определением конфликта между этими героями, в результате чего у меня родился внутренний конфликт: мне, как автору, эти герои представлялись обособленными, живущими где-то в моей голове, настоящими, чувствующими. И каждый раз, когда мои творческие задумки заходили в тупик и у меня не получалось связать все воедино, мне казалось, что мои герои в этот момент испытывают страх, негодование, боятся, что они вовсе исчезнут и никогда не будут реализованы, никогда не будет снят про них фильм. Я поделилась этими мыслями с сестрой и мамой, на что они сказали, что это звучит интересно само по себе, не как мое переживание, а как история. И я подумала: почему бы мне себя тоже не сделать героем этой истории, не сделать двойной конфликт – между персонажами и у персонажей с автором. Мне понравилась эта идея, и я решила расписать ее в сценарий.
Почему действие линии про писателя происходит именно в 1960-е?
Я решила, что 60-е – идеальная эпоха для изображения мук творчества и борьбы с внешним миром. В то время очень трудно было писателям-новичкам пройти цензурный барьер, сделать так, чтобы их творение увидело свет, это была запредельная задача. Вообще, у меня двойственный взгляд на цензуру. Она не всегда выступает со знаком минус, в каком-то смысле она даже помогает – ограничения рождают новые смыслы, из-за них таланты могут выдать что-то более интересное. Но в моем кино цензура не работает на писателя, она мешает ему. И не только цензура. Есть еще проблема вкусовщины. Я хотела отразить, что вкусы одного человека, редактора, могут настолько сильно повлиять, что роман просто никогда не увидит свет. В этом основная боль писателя.
А еще в советское время цензура была не только в писательстве, а вообще во всем, она затрагивала и личную жизнь. Поэтому то, что мой писатель встречается с молодой девушкой – у них очень большая разница в возрасте – это тоже своеобразный протест и конфликт. Этот человек существует в другой плоскости, вне того времени, в котором живет. Ему сложно и в работе, и в любви.
Изображенный вами творческий процесс как-то соотносится с вашим собственным опытом создания и продвижения своих киноработ?
Да, именно так я себя и веду, когда мне говорят, что я не то рассказываю, что мои задумки слабые, что они по тем или иным причинам не подходят. Для меня это стресс, в какие-то моменты я сомневаюсь, а в какие-то считаю, что все, что говорят эти люди – неправда. Это творческое беспокойство действительно существует в моей душе, и я хотела его передать через своего героя.
Как вы подбирали актеров? Что искали в них?
Сначала я создала дрим-кастинг из русских и мировых актеров, поняла для себя, что я хочу от актера по визуальному представлению и внутреннему амплуа. Исходя из этого, я стала искать актеров по знакомым и сайтам в интернете. Не было никаких проб, я не давала никаких этюдов, чтобы посмотреть на актерскую игру. Я просто назначала встречи и беседовала с людьми, смотрела на их реальное социальное поведение. Я тогда стремилась найти людей, максимально похожих на своих героев, какими я их себе представляла, хотела увидеть человека и понять, что вот он, мой Александр, вот он такой и есть в жизни.
Какой этап производства оказался самым сложным?
Самым сложным для меня был этап съемочный, потому что у меня тогда было немного опыта именно в съемке фильма. Когда ты уделяешь время подготовке или постпродакшену, ты все-таки больше работаешь в своем графике, ты сам себе хозяин. В съемочном периоде уже нет времени думать, нужно действовать, а еще от тебя зависит очень много людей. Это – большая ответственность, которая без опыта довольно сложно дается. Сейчас, спустя время, я уже люблю съемочный период, легко в него вхожу благодаря полученному опыту. А тогда это был большой стресс и непонимание процессов.
Зачем отправлять фильмы на фестивали?
Я отправляла фильмы на фестивали, чтобы понять, чего я стою, посмотреть, как мир отреагирует на мое творение. Также интересно ездить на фестивали. Очень круто, если при этом получается заручиться поддержкой профессионалов индустрии, рассказать о новых задумках, идеях, поучаствовать в некоем культурном обмене.
В 2018 году «Лизу» показали на «Телемании». Что с вами произошло за год после этого фестиваля в профессиональном плане?
Я, как и мой писатель, осталась, можно сказать, непризнанной. Где-то, в каких-то местах фильм засветился, это видно по графику фестивальных отправок, но я не могу сказать, что это что-то кардинально изменило. Думаю, что здесь дело не в самих фестивалях, а в ситуации: когда ты – никому не известный режиссер и у тебя такая авторская картина, в которой к тому же достаточно много косяков, то, конечно, маловероятно, что ты где-то займешь призовые места.
Но я, надо сказать, очень благодарна CinePromo за то, что они в меня поверили. Фестивали – это для меня про личностный рост. Когда я вышла на сцену получать эту награду, год фестивального продвижения от CinePromo, это дало очень большой творческий импульс и веру в себя. Меня заметили, кто-то отреагировал на то, что я сняла. Отклик на мой фильм – это уже много. Ну и, кстати, неудачи тоже имеют большое значение. То, что фильм нигде, кроме «Телемании», не был особо ярко отмечен, стало неплохим толчком для дальнейших действий, для того, чтобы не сдаваться, понять, над чем работать, постараться понять зрителей.
А что говорили зрители про ваш фильм?
В основном, люди понимают, что это что-то нестандартное, что-то интересное, но большинству было тяжело смотреть фильм, потому что он достаточно медленный. Довольно много было отзывов про то, что непонятно, что за персонаж Леди, кто такая Лиза, как все это работает. Я объясняла, что это одна энергия перешла в другую, недоработанный персонаж стал другим, доработанным, живым.
Материал подготовила: Ирина Гугушина, специальный корреспондент CinePromo