Меню

Режиссер фильма «Последний трамвай» Дарья Молчанова о рыбе, пленке и трамваях. Онлайн-премьера короткометражки

Онлайн-премьеры

Вслед за российскими и зарубежными кинофестивалями представляем драматическую короткометражную работу Дарьи Молчановой. Эта история матери и сына: они проводят последние дни вместе перед тем, как мать отправляется в психиатрическую лечебницу. Дарья рассказала нам о том, как создавалось это кино.


НАЧАЛО

Весной 2016 года киностудия Горького объявила конкурс среди студентов-режиссеров российских киношкол на лучший сценарий короткометражного фильма. В качестве приза предоставлялась возможность снять фильм на базе киностудии. Сюжет должен был быть связан с кино.

На тот момент я училась на Высших курсах сценаристов и режиссеров в мастерской Ираклия Квирикадзе и Андрея Добровольского. Участвовать я не собиралась. Уже в последний момент написала сценарий про пожилую женщину, находящуюся в состоянии чего-то вроде деменции. Диагноз как таковой был не так важен. Женщина смотрела кино и вокруг этого все крутилось.

Художественным руководителем нашего фильма стал Андрей Добровольский. Ради одного этого стоило участвовать. Те, кому повезло учиться у Андрея Михайловича, меня поймут.


ТРУДНОСТИ

«Последний трамвай» – мой первый во всех производственных смыслах фильм. Непросто было все: проект нарисовался внезапно, да еще летом, когда все в отпусках или на гастролях, да еще срочно – премьера была запланирована на начало сентября.




В первую очередь, нужно было всех найти и совместить. Квартира, в которой проходили съемки, была свободна в одно время, актеры в другое (каждый в свое), у оператора было окно в третье и так далее. Почти все работали бесплатно. Это не значит, что наш фильм делался по остаточному принципу, но, конечно, ребята должны были считаться с параллельными проектами, которые приносили им деньги.


РЫБНЫЙ МАГАЗИН

Долго искали рыбный магазин, в котором по сценарию работал герой. Где-то порядка десяти точек нам отказали. Всем им нужно было присылать официальные письма. Мы им и про год кино писали, и про студентов, и про президента, который заинтересован в возрождении и процветании. А люди из магазина справедливо не понимали: а они-то здесь при чем? Кто-то отказывал сразу, кто-то тянул с ответом, кто-то выделял на съемки 2 часа в работающем магазине и точка.

Был момент, когда я всерьез стала подумывать сменить герою профессию, чтобы расширить поиск. Торговал бы себе печеньем или канцелярией какой-нибудь. Но нет, это должна была быть только рыба. Холодная, выловленная наугад, бьющаяся и уснувшая.

Не надеясь особенно на удачу, Катя Московская, наш второй режиссер, принялась исследовать московские рынки. На Преображенском рынке нашелся магазин «Самый рыбный», владелец которого пошел навстречу и разрешил снимать в санитарный день, за что ему огромное спасибо.


САМУРАЙСКОЕ КИНО

На фоне всей прелести подготовительного периода я еще бесконечно переписывала текст. Началось все с легких правок. Потом стало очевидно, что сценарий разрывается на две части. Что-то в нем было очень настоящее, а что-то выпадало. И пошло, поехало. История ощутимо менялась. Неизменной оставалась только установка ни в коем случае не педалировать эмоцию, не выжимать слезу, что очень соблазнительно в таких сюжетах. Кто-то даже в шутку потом назвал наш фильм «самурайское кино», что я воспринимаю как комплимент.



С самого начала в нашем «Трамвае» планировалось использовать кадры из двух культовых голливудских фильмов – «Касабланки» и “Трамвая “Желание”. В какой-то момент тема «Касабланки» ушла, остался только “Трамвай “Желание”. У нас получилась отчасти вытекающая из него, отчасти самостоятельная вариация на тему Бланш, хотя для меня это вообще, скорее, история сына.


СЫН

Его проблема в том, что он хороший. Был бы другим – не было бы истории.

Важно, как он проявляет себя в ситуации, как выходит из нее и с чем остается. Он некрасочно, немногословно, незаметно тянет все на себе. Есть такая категория людей, которым по жизни достается все на себе везти, всех мечтателей и безумцев, больных и здоровых. Что-то в этом есть героическое.

Ко мне подходили люди после показов, как правило, это те, кто проходил через похожие вещи. Они рассказывали, что самым сложным бывает избавиться от стойкого чувства вины, не сломаться от понимания, что ты не всемогущ и ничего не можешь изменить, если кто-то там наверху кого-то сачком зачерпнул и тащит. Смирение – очень взрослая вещь, грустная вещь.

У меня был вариант финала, кстати, неплохой, где сын улыбается чему-то своему. Меня кто-то спросил: «Он что, идиот? Мать только что в психушку сдал, чему он может улыбаться?». А я так и не знаю, чему он улыбался. Наверно, просто хотелось, чтобы ему было чуточку легче.


ТРАМВАИ

На протяжении всех съемок нас преследовали истории с трамваями. Машина Кати Московской заглохла на трамвайных путях. В первый же день трамвай, на котором исполнительный продюсер Аня Юртаева добиралась до съемок, сошел с рельсов. На второй день ее-же трамвай врезался в машину. В какой-то момент я всерьез стала просить ребят постараться на время съемок не пользоваться трамваями.

Трамвай ходил и прямо под окнами квартиры, в которой мы снимали. Такая удачная близость подсказала финальную сцену. Трамвай, конечно, не назывался «Желание», но аллюзии, заложенные в пьесе и у нас, я надеюсь, работают.


АКТЕРЫ

Решено было сначала искать мать, а к ней подбирать сына. Имя Дианы Рахимовой не раз и не два называлось в качестве варианта, пока один знакомый театровед не сказал как-то особенно весомо: «Диана Рахимова? Она сыграет что угодно».

Я даже не пошла смотреть ее в театре. Авторитетного мнения тех людей, которые мне ее рекомендовали, было достаточно. Увидев фотографии Дианы в интернете, я сначала смутилась: она совершенно не подходила под тот образ нежной состарившейся девочки, который я себе нарисовала. В первоначальном варианте сценария мать впадала в детство, считая себя маленькой девочкой.

Встреча сомнений не развеяла: передо мной была стройная красавица, модная, с гривой рыжих волос. Я еще мысленно присвистнула: это какого-же сына тогда искать и сколько ему должно быть лет? У нас-то планировался придавленный жизнью мужчина средних лет.

Это стало одним из ключевых и поворотных моментов. Когда мать у нас значительно помолодела, помолодел и сын. Но то, что человек в 40 лет с большой долей вероятности уже знает и понимает, двадцатипятилетнему не объяснишь. Надо было найти молодого актера с содержанием много чего пережившего человека. И тут я вспомнила фильм «–196», снятый выпускницей нашей мастерской Анной Арлановой. Фильм был отличный, и особенно поразил исполнитель главной роли. Так в проект пришел Александр Матвеев.


РАБОТА С АКТЕРАМИ

Скажем так, я старалась им не мешать. Саша с Дианой настолько попали друг в друга и так органично все делали, что мне в голову лезли мистические мысли про предначертанность и всякие энергии. Мы ведь утверждали их без проб.




ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ

Отталкиваясь от нашей камерной и не самой веселой истории, я добивалась, чтобы по движению картинка была аскетичная, по цветам почти черно-белая.
Цветокорректору была поставлена такая же задача: по возможности приглушить все цвета. Я, может, сейчас крамольную вещь скажу, но излишнее качество картинки мне вообще почти всегда мешает, когда я смотрю кино. Есть в этом какая-то ненужная стерильность. Если речь не идет о мейнстриме, хочется какой-то погрешности, чтобы избавиться от привкуса операционной.

Возможно, я неосознанно пыталась из цифры выжать пленку. В некоторых кинодеятелях живет такая смутная ностальгия по пленке (даже если они, как я, ее и в руках-то никогда не держали), как по чему-то более живому, дышащему.


КОМАНДА

Данила Горюнков, оператор, был первым, кого я пригласила в проект. С Даней мы до этого уже работали. Когда пришло время снимать «Последний трамвай», вопрос, кого я вижу в качестве оператора, для меня даже не стоял.

Дальше можно перечислять практически, как «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова». Даня позвал Лену Ашраф, нашего художника-постановщика. Лена позвала Машу Малкову. Познакомившись с актером Владимиром Петровичем Малковым, Машиным папой, я поняла, что лучшего исполнителя роли психиатра нам не найти.

От киностудии пришли звукорежиссер Аля Ярцева, администратор Антон Семаун, осветитель Егор Курняев, гример Мария Рыжкова. Режиссером монтажа был Петя Левченко, наш, ВКСРовский, бумщиком был Федя Степанов. Кстати, Егора Курняева и Федю Степанова можно увидеть в фильме – они сыграли санитаров. Сиделку нашли случайно, ею стала Катя Овсянникова, в свободное от съемок время работник МФЦ.

Также фильм доступен на платформе российского авторского кино "Пилигрим", где можно поддержать режиссера. 
Материал подготовилаИрина Гугушина, специальный корреспондент "CinePromo"


Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Онлайн-премьера фильма “Полный ноль” на платформе KION. Интервью с режиссёром Юлией Сапоновой.

Онлайн-премьера фильма “Полный ноль” на платформе KION. Интервью с режиссёром Юлией Сапоновой.

21.03.2024 551

21 марта во Всемирный день людей с синдромом Дауна на платформе KION вышел короткометражный фильм Юлии Сапоновой «Полный ноль». Картина демонстрировалась на нескольких десятках фестивалей по всему миру, включая Московский Международный кинофестиваль, сербский Seize the Film, Фестиваль уличного кино, «Восток&Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге, «Лампа», «Будем жить!», португальский Arouca Film Festival, «Сталкер» и другие. Мы расспросили Юлию о создании фильма и инклюзии в кино.

Подробнее...
«Кино должно быть интересно не снобам, а зрителю» — Сурен Касабян о своём этническом фильме «Захар»

«Кино должно быть интересно не снобам, а зрителю» — Сурен Касабян о своём этническом фильме «Захар»

29.08.2023 2021

Сурен Касабян, режиссёр и создатель короткометражного фильма «Захар» рассказал об особенностях работы с неактёрами и создании созерцательного этнического кино, передающего правду жизни. Режиссёр поделился мыслями о несостоятельности и недоступности короткого метра для большинства творцов, использовании монохромной эстетики и опыте работы за пределами России.

Подробнее...
Вербатим как основа для сценарного материала. Создатели веб-сериала «8 разгневанных женщин» об особенностях работы с вербатимом и дистрибуции

Вербатим как основа для сценарного материала. Создатели веб-сериала «8 разгневанных женщин» об особенностях работы с вербатимом и дистрибуции

18.08.2023 1236

Анастасия Городенцева - актриса театра и кино, режиссёр веб-сериала «8 разгневанных женщин» и короткого метра «Наваждение» - рассказала о сложностях при работе с вербатимом, способах сбора и систематизации информации и значении психологии в работе с этим форматом. Жан Проясняв - главный редактор платформы kino-teatr.ru и основатель платформы CHILL -поделился мыслями о дистрибуции веб-сериалов, их коммерческой перспективе в России, а также дал советы по поиску продюсера для дебютных проектов.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram