Владимир Фекленко, актёр и режиссер фильма "Последняя иллюзия", рассказал о работе с исторической фактурой в кадре, уникальном для дипломного короткого метра бюджете, поделился историями о работе с крысой на площадке. А также рассуждал о роли катарсиса в искусстве, его значении для зрителя, смыслах, заложенных в рассказ Тэффи и транслировании их на экран.
— Расскажите о себе?
— Владимир Фекленко. Родился в Москве, учился в Щуке, играл в театре, снимался в кино и сериалах, женился на прелестной девушке Камилле, у нас родилась не менее прелестная дочь Мирослава. Учился на ВКСР, стал режиссёром. Любил, дружил, встречал, терял, находил, смеялся, плакал, страдал и ликовал. И продолжаю…
— В основе вашей истории лежит рассказ Н. А. Теффи «Проворство рук». Скажите, почему вы решили воплотить историю в далёком 1910, а не использовать современную фактуру?
— Рассказ попал мне в самое сердце. Такой тоскливый дождь, атмосфера полной безнадёги… Материал излучает щемящее чувство… Как говорил Бродский, «жизнь грустная штука, заметил, чем она заканчивается»... Мне, как автору, захотелось нырнуть в этот дождь и погрустить вместе с героем. Что касается времени действия, его сменить было невозможно, всё слишком изменилось. И, конечно, мне было интересно воссоздать историческую эпоху. Это стало вызовом для меня, как студента, снимающего без поддержки, организовать съемки исторического проекта. Нам было важно, чтобы в кадре получалась достоверная атмосфера.
— Вы назвали «шоу» признание героя в окончании карьеры, его отчаяние. Как вы считаете, должен ли зритель принимать такое выступление? Или он в праве требовать зрелищ?
— Конечно, вправе требовать зрелищ. Это можно назвать социальным договором общества и людей искусства. Просто так хочется, чтобы мы были более чуткими друг к другу…
— Что означает удавшийся фокус с платком после смерти героя в финале?
— Что всё было не зря. Что прожитая жизнь была чудом. Что эта жизнь повлияла на другие судьбы. А впрочем, я не знаю. Вы скажите!
— Вы упоминали древнегреческую трагедию в описании проекта. Какое значение катарсис имеет в вашем фильме?
— Катарсис имеет значение в любом произведении. Если зрителю удаётся сопереживать героям и «очистить душу через эмпатию», значит этот предмет человеческого творчества не зря был создан. Если мой фильм кого-то оставил неравнодушным, значит он нужен. Значит, я нужен. Это, в общем, единственная цель, ради которой мы что-то делаем.
— Поделитесь советами по работе с фактурой прошлого? Насколько сложно и дорого было её воссоздать?
— Сложно. Дорого. Бюджет в итоге приблизился к 20 000 долларов. И это при том, что многое было бесплатно, по дружбе или с большой скидкой. И я ещё раз благодарю всех, кто помогал мне в этой работе!
— Как вы работали с крысой на съёмочной площадке и какую роль она играет?
— Крыса была «мировая». Ее привезли нашему продюсеру Кате Семёновой друзья и доверили на весь съёмочный период. Буся была дебютанткой в кино, но справилась великолепно. Немного пострадала от свечи, горячий воск прожёг ей шёрстку, но дубль не прервала. Работали с ней на ощупь, пробуя разные способы, но по большей части доверяли Бусиным импровизациям. Вопреки ожиданиям, с крысой работать было легко. Очень умное животное. Можно сказать, что она олицетворяет саму жизнь в кадре, которая продолжается в независимости от того, что происходит вокруг.
— Как вы можете ответить на вопрос: «Ради чего снималось это кино»?
— Это прозвучит просто, но ради диплома. Это ведь дипломный фильм. И он должен подытожить полученные после выполненных тридцати упражнений и киноэтюдов твои навыки. Твоё умение распоряжаться инструментарием, которым тебя оснастили педагоги. Он проявляет, как лакмусовая бумажка, твою способность взаимодействовать с людьми. Если они готовы с тобой сотрудничать, значит всё неплохо. Значит, может и будет из тебя толк. Я вспоминаю, что нам удалось создать классную атмосферу на площадке, всем было в радость творить. Я в этом вижу работу режиссёра на площадке, да и за кадром тоже. Воодушевить, заразить людей идеей. Дать возможность прожить рабочее время с удовольствием!
Интервью – Александр Скоробогатов
Редактор – Ксения Скоробогатова