Степан Алексашин, режиссёр фильма «Во сне», рассказал об особенностях сюжета, состоящего из снов разных людей и даже кошки, приёмах воплощения сновидений на экране, а также поделился лайфхаками для съёмок в метро и электричках. Почему этот фильм затрагивает темы, о которых не говорят, а также как кино может снимать «само себя»?..
— Расскажите о себе?
— Меня зовут Стёпа и я очень люблю кино. Как только мне исполнилось 17 лет, я набил татуировку на латыни «Per aspera ad astra» [через тернии к звёздам]. Если коротко, какой-то такой местами даже слишком тернистый путь я и прохожу. Но жаловаться не люблю, потому что очень кайфую от процесса и того, что делаю.
— Как вам пришла идея снять сон? Это сон одного из авторов фильма? Или был выбран сторонний сюжет?
— Изначально был написан трек "Robsn-vo sne». Я предложил Роберту [автору саундтрека] снять простенький клип и сразу забыл, потому что начался ковид. Роберт же мне напоминал, и на 4-й раз я сказал: «ОК, давай. Но нужно придумать какой-то сюжет и сделать всё дёшево». В итоге авторская комната этой короткой истории была человек 6-7. Каждый вносил что-то своё почти на всех этапах производства. На самом деле фильм снимал сам себя. Я уверен, такое уже не раз говорили и, зачастую, это свидетельствует о том, что молодой режиссёр сам не понимает, чего он хочет. Но я вам клянусь, с этим фильмом 100% так и было. Это фильм, который снимал сам себя, о сне, который снится сам себе.
— Ваш герой куда-то направляется как во сне, так и наяву. Задам вопрос из вашего описания: откуда и куда ведёт дорога? И кому снится сон?
— Это сон, который сам себе снится. Звучит по Пелевенски, но точнее на этот вопрос я ответить не могу. У нас был вариант другого финала, где в стеклянном шаре мы видим спящего кота, и тогда можно было бы смело ответить, что это всё — сон кота. Но мы отказались от такого финала в стиле LOST.
— Почему вы решили снимать большую часть сна героя от первого лица? И почему решили в качестве лирического героя использовать кота?
— Безусловно, хотелось устроить аттракцион, и с этой целью я часто использовал POV. Это своего рода «полёт кота в царстве сюра». Мне кажется, у нас это получилось сделать.
— Расскажите о трудностях работы на железной дороге? Посоветуйте, как лучше всего подготовиться к сменам в МЦК, метро и электричке?
— Страшно, очень страшно. Если б мы знали, что это такое… Если про съёмку в МЦК и электричках без разрешения ещё можно что-то рассказать, то про метро мне вообще хочется забыть. Съёмки были невероятно стрессовые, но смена в метро была уже перебором. Мы едем ночью с пассажирами, двери закрываются, и я ору на весь вагон: «Надеваем балаклавы! НАЧАЛИ»!!! Честно, я уже ждал встречи с полицией и жёстким выяснением обстоятельств, но всё обошлось лёгким «инфарктом».
В МЦК и Электричках рекомендую иметь знакомых машинистов, которые могут закрыть для вас первый вагон.
— Какие ощущения вы хотите вызвать у зрителя от просмотра вашего фильма? Как фильм должен воздействовать?
— Удовольствие от аттракциона, визуального ряда, музыки и узнавания себя. Я видел людей, которые очень радовались, увидев сцену кошмара с расшатанным зубом и бегом на месте. Когда ты рассказываешь кому-то про свои сны, тебя слушают вполуха. К ним относятся так же снисходительно, как детским рисункам не своих детей. Сон – это событие, которого не было, но переживания от него вполне реальные. С помощью этого фильма мы говорим зрителям: «Эй, приятель, ты не одинок, и мы не обесцениваем твои переживания. Мы знаем, что у тебя было так же, и понимаем, что ты чувствовал».
Интервью — Александр Скоробогатов