Меню

Татьяна Астапова об "оскаровской" гонке в Бразилии, съемках в Абхазии и работе с Евгением Цыгановым. Онлайн-премьера фильма «Дорога к дому»

Онлайн-премьеры

Фильм-притча Татьяны Астаповой «Дорога к дому» имел успех не только на российских фестивалях, но и поучаствовал в "оскаровской" гонке в Бразилии. Теперь он доступен для просмотра и в нашем онлайн-кинотеатре. О том, как создавалось кино, читайте в интервью с режиссером. 


Татьяна, здравствуйте! В первую очередь позвольте поздравить вас с фестивальным успехом «Дороги к дому». Фильм правда очень трогательный. Как родилась его идея? Как говорилось в фильме – увидели что-то замечательное и начали додумывать?

Идея фильма родилась у меня сразу после окончания ВГИКа. Во время учебы мы много снимали и вышли из института с горящими глазами и желанием срочно делать кино. Я целенаправленно искала сценариста или историю, которая бы меня зацепила. Помогла мне в этом моя подруга из Абхазии, которая тоже училась на режиссера, Амра Начкебиа. Она посоветовала мне рассказы Фазиля Искандера. Я прочитала, поймала настроение и начала придумывать свою историю. Снимать первый самостоятельный фильм, конечно, непросто, так как не было возможности в случае чего опереться на мнение авторитетного мастера. Ты один на один с собой.

Картина объездила всю Россию, от Казани до Севастополя, а также побывала на фестивалях в Эстонии, Испании и Бразилии. Какие у вас остались впечатления о зарубежных фестивалях? Насколько сильно они отличаются от российских? Бразильский фестиваль – и вовсе шанс для «оскаровской» номинации. Насколько интересным был этот опыт?

Самая большая разница между российскими и зарубежными фестивалями — это, конечно, сами фильмы. Тяжело конкурировать с иностранными картинами на европейских фестивалях, учитывая, что они спонсируются большими концернами. А российские короткометражные фильмы снимаются с помощью изоленты и скотча. Разумеется, когда мне сказали, что наш фильм в программе бразильского фестиваля («Оскар-бустер»), я занервничала. Хотелось выиграть и попасть в лист «Оскара», но не случилось. Но ничего: встали, пошли дальше.




Съемки в Абхазии – наверняка удивительный опыт. Расскажете о том, как это было?

Съемки были авантюрой, как и подготовка к ним. Мы с продюсером Никитой Зоровым взяли сценарий, раскадровку и поехали на поиски локаций и актеров. Нам во всем очень помогали Амра, ее семья и друзья. Без их поддержки даже ехать туда не было бы смысла. Мы очень долго искали одиноко стоящее старое дерево: сколько полей мы облазили, страшно сказать. И наконец нашли: возможно, в кадре это не так видно, но оно действительно огромное. Вокруг него каждый год проходит праздник: собираются люди из разных поселений со своими товарами и устраивают что-то вроде ярмарки. А еще внутри живет безумное количество трутней. Когда наш звукорежиссер Степан Севастьянов поднес микрофон к дереву, он безумно испугался: в наушниках казалось, что там внутри рой. Когда снимали мальчика, залезшего на дерево, все буквально не дышали, потому что они летали вокруг нас. Удивительно, что никого не покусали.

Всё в фильме выглядит потрясающе аутентично: такое впечатление, что оператор просто снимает простых людей в случайный солнечный день. Как удалось этого достичь? И как вы искали актеров?

После того как определились с локациями, мы отправились в государственный драматический театр, где нас очень радушно приняли. Мы пригласили несколько артистов оттуда, а остальные герои – это друзья и родственники Амры. А вообще, никакого фильма точно не было бы без моей команды, всё это их заслуга. Никита, Света, Степан, Наташа – все они не только не побоялись ехать со мной работать в другую страну и делали там свою работу, но и помогали со всем остальным. Например, дорога в сцене, где на лавке сидят бабушки, сделана их руками в самом буквальном смысле. Когда мы приехали, там было чистое поле. Пришлось по дикой августовской жаре везти туда камни, мешать их с песком и прокладывать дорогу. Возможно, она до сих пор там.

Голос рассказчика безошибочно узнается российским зрителем, даже если он не особо следит за отечественным кинематографом. Как в картине появился Евгений Цыганов? Рабочий график у него наверняка очень жёсткий, как Вам удалось заинтересовать его работой в авторском коротком метре?

Смонтировав фильм, мы со звукорежиссером начали думать о том, кто бы мог его озвучить. Хотелось, чтобы голос был «теплым». Почти одновременно подумали о Евгении Цыганове. Связались с ним, показали фильм. Мне казалось, что шансов нет, но он сказал, что картина ему понравилась, и согласился. В начале я боялась, что он начнет переписывать текст и добавлять в историю что-то свое. Но Евгений оказался, в хорошем смысле слова, дисциплинированным актером. Были моменты, которые он посоветовал поправить, и, если честно, это пошло фильму только на пользу. Вообще, мне кажется, в короткометражный фильм зачастую проще пригласить известного актера. Думаю, многие из них охотно пойдут навстречу интересной истории и возможности поработать с новыми формами. А некоторые их молодые коллеги, снявшиеся в одном-двух сериалах, почему-то выдвигают молодым режиссерам непомерные требования.

Ваши картины объединяет мотив выбора, который делает человек, и последствий этого выбора. В «Сказке» герой расплачивается за сделку с Чертом. В Number One герои врут себе и другим и страдают из-за этого. В «Дороге к дому» эта же тема приводит героев буквально к библейской катастрофе. Могли бы вы сказать, что неотвратимость и суровость наказания за малодушие – тема, которую вам наиболее интересна?

Я не привыкла так серьезно рассуждать о своей работе – думаю, что надо быть скромнее. Но вы правы: мотив выбора и ответственности за него – основное ощущение, которое хотелось донести. Не знаю, насколько хорошо это получилось. А верхний слой, который тоже считывается, и он важен – это сохранение нашей истории и преемственности поколений.

Над чем вы сейчас работаете? Можете ли рассказать что-то о будущем проекте или проектах?

Творческих планов много. В ближайшее время начнутся съемки короткометражного фильма, это будет комедия о человеческом одиночестве. И есть еще одна история, в жанре фантастики – надеюсь, начнем снимать осенью или следующей весной. Также я сейчас занимаюсь продвижением своего фильма «Бедные люди» с Ликой Нифантовой и Агриппиной Стекловой, работа над которым была закончена в 2017 году.


Также фильм доступен на платформе российского авторского кино "Пилигрим", где можно поддержать режиссера. 
Материал подготовил
: Иван Сафаров, специальный корреспондент "CinePromo"


Интервью с другими молодыми российскими авторами, а также самые интересные и награждаемые короткометражные фильмы можно найти в нашем КИНОЗАЛЕ и на нашем канале в YOUTUBE. Подписывайтесь - обновления каждую неделю, включая долгожданные премьеры короткометражных фестивальных хитов. Готовим много сюрпризов для настоящих киноманов и фанатов короткого метра.

Премьера первого фэшн-фильма для бренда WAVES & VIBES, снятого подростками. Интервью с создательницами

Премьера первого фэшн-фильма для бренда WAVES & VIBES, снятого подростками. Интервью с создательницами

19.05.2022 299

WAVES & VIBES представляет первый фэшн-фильм, над которым работали подростки. О том, как создавался ролик и как он отражает философию бренда WAVES & VIBES, рассказывают его создательницы Елена Коржаева, Нина Ведмицкая и Дарья Сермяжко. Ролик уже заявлен на ряд кино- и видеофестивалей - впереди у него насыщенная офлайн-жизнь совместно с CINEPROMO.

Подробнее...
«Подарок Вселенной» – фильм Елены Елагиной о зыбкой грани между прошлым и настоящим. Онлайн-премьера

«Подарок Вселенной» – фильм Елены Елагиной о зыбкой грани между прошлым и настоящим. Онлайн-премьера

17.05.2022 355

Общаемся с режиссером короткометражной драмы «Подарок Вселенной» Еленой Елагиной о внутреннем балансе, новых звездах в кино и съемках в пандемию. Смотрите фильм на нашем портале.

Подробнее...
«Отказаться от чего-то во благо - это часть моей профессии», — Алексей Постнов о фильме «Пока гремит вокруг»

«Отказаться от чего-то во благо - это часть моей профессии», — Алексей Постнов о фильме «Пока гремит вокруг»

08.02.2022 775

Режиссёр Алексей Постнов поделился историей создания фильма, приоткрыл дверь в «производственную кухню» проекта, рассказал об опыте работы с зарубежными актёрами, а также пояснил предназначения нескольких приёмов и специфику выбранных референсов.

Подробнее...
#
2022, Россия, Беларусь, 1:14' арт-видео реж. Дарья Сермяжко
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
#
2015, Россия, 24:42' игровой фильм реж. Никита Ордынский
#
2015, Россия, 11:45' анимационный фильм реж. Игорь Писаренко
Telegram