Андрей Лукьянов, режиссер короткометражной комедии «Теплица», рассказал нам, почему действие его фильма происходит в 2030 году, легко ли было найти подходящую локацию и в чем секрет хорошей короткометражки.
Комедийный сай-фай — весьма нетипичный жанр для короткометражной работы. Как родилась идея снять «Теплицу»?
Честно говоря, при довольно трагических обстоятельствах. В 2020 году у меня умерла мать. Она всегда была у меня архивным работником, хранителем всех семейных легенд и историй. Это событие и подтолкнуло мое бессознательное к созданию этой истории. В первой версии, которая зарождалась, когда я мотался по всяким ритуальным делам, действие происходило в какой-то избе. Все герои этой семьи по очереди приходили в себя. Мне хотелось представить, как же это может быть в будущем. Но потом я подумал: ну какая изба, нужно место, символизирующее будущее. Вот и родилась идея, что ученые работают в каком-то аграрном комплексе в теплице, что это некий «Солярис» или какая-то иная кинофантастика, внутри которой разворачивается быт из фильма «Родня» или «Любовь и голуби». Получилась такая трагикомедия. По-другому у меня не бывает. У меня всегда все становится очень грустно к финалу.
Некоторые герои имеют прототипы моих реальных родственников. Мне вспоминались какие-то фразы, которые я слышал, когда семья еще собиралась вместе, очень давно, и я включал их в сценарий. Мне хотелось передать идею невозможности что-то исправить, кого-то переделать. Как ни пытайся, одно и то же будет происходить. Философия космизма, выраженная в идее воскрешения предков, сталкивается с мирской, с обычными обидами, дележом и прочими дрязгами.
Какие задачи вы ставили перед командой?
Мне повезло с актерами. Их главной задачей было оставаться в реалистичном ключе, играть какие-то естественные человеческие отношения, а не комедию. Комедия же должна была получиться уже в результате. Они это сделали.
Что оказалось самым сложным при работе над «Теплицей»?
Во-первых, это моя дебютная работа. У меня был опыт съемок, но вот в качестве режиссера и сценариста со съемочной группой 40 человек, с караваном и экспедицией я работал впервые.
Во-вторых, было сложно найти настоящую теплицу. Мы потратили месяц, разъезжая по различным теплицам. Мы искали хай-тек, где с электроникой все, с автоматикой, людям просто. Но в таких теплицах за смену требовали, как за месячный урожай, нам это не подходило по бюджету. В некоторых теплицах росли розы, а у нас по сценарию предполагалось, что это буду помидоры, например. В итоге мы нашли огуречную теплицу. Когда мы приехали туда в начале февраля, там были маленькие ростки. За неимением сельскохозяйственного опыта я подумал, что это нам не подходит, потому что съемки были назначены на 7-8 марта. Агроном доказывал мне, что к этому времени росточки достигнут высоты человеческого роста, а я не мог поверить. Мы продолжали искать. А из той теплицы нам каждую неделю присылали фотографии. И к началу марта там действительно все выросло, что меня конечно удивило, просто не было самих огурцов, пришлось художнику их подвешивать.
Еще одна сложность – все действие происходит в одной локации. Пятеро героев постоянно находятся на одном пятачке. Их всех надо было как-то разводить, куда-то ставить, ведь они по сути на одном и том же месте остаются на протяжении всего фильма. Именно поэтому я хотел высокие стебли, высокие растения, чтобы они туда могли скрываться или как-то заходить, чтобы это помогало как-то их иногда прятать.
Опять же нужно было собрать эту семью. Они же все родня, должны быть как-то друг на друга похожи. Мы отсмотрели довольно много героев. Я даже собирал ансамблевые пробы этой семьи. В результате по этим пробам я взял только Дашу, самую молодую из семьи. А остальных мы нашли уже через кастинг директора. Вообще, надо сказать, что с людьми старшего возраста в российской киноиндустрии довольно большая проблема. Не так-то просто их найти. Из 200 анкет, которые я просмотрел, большинство молодых. У нас как-то не принято, видимо, людей в возрасте снимать. По моим ощущениям.
Ваш фильм показали на огромном количестве фестивалей. В чем секрет хорошей короткометражки?
Итальянцы почему-то очень полюбили эту работу: «Теплицу» отобрали на 4 итальянских фестиваля. Видимо, тема семьи их тоже трогает, им близко по темпераменту и отношениям. В этой теплице ведь может быть и итальянская семья.
Я думаю, что тут еще важно отделять отборщиков от жюри. Это разные люди. Мне кажется, что отборщики выбирают, исходя из своего киноведческого бэкграунда. Они видят, что в фильме неожиданный сетап, неожиданная локация. Не часто встретишь работы, действие которых происходит в теплице. Фильм выбивается из какого-то клишированного ряда короткометражек, и отборщиков это подкупает. Жюри же это в какой-то момент кажется полным бредом. Незнакомый нарратив, непривычная форма. Они отказываются объявлять эту работу победителем. Это я делаю выводы из статистики. Фильм принял участие на двадцати фестивалях, из них победил на двух: в Лондоне и на «Волгоградском факеле» решили отметить, за что им большое спасибо. Я к этому отношусь спокойно. Мне нравится, что в целом я просто это сделал. У меня есть снятая работа. В каком-то смысле это сделало меня заметным.
А секрет хорошей короткометражки в том, чтобы быть непохожим на все, что уже сделано, быть неожиданным либо в истории, либо в эстетике.
Хотелось бы упомянуть пару человек, без которых этого фильма не было бы. Спасибо Александре Наумовой и Наташе Орловой, исполнительному продюсеру фильма, которая, к сожалению, в силу тяжелой болезни покинула этот мир.
Актеры о фильме «Теплица»:
Сергей Епишев: "Это фильм – о попытке выбраться из колеса сансары с помощью передовых технологий. И о том, что важнее: научное знание или духовный путь".
Дарья Наумова: "Теплица" – о людях, о каждом из нас, о наших иллюзиях. Нам часто кажется что мы способны что-то изменить, переиначить, сделать лучше, отменить «эффект бабочки». Мы так увлекаемся этой идеей, что совсем не видим реальность, не признаём, не любим ее. В этой истории хорошо показано, как капризное слепое желание одного человека может привести к совсем не желаемому результату, потому что важно принимать людей такими, какие они есть".
Наталья Гаранина: "Для меня фильм о невозможности изменить прошлое. И при жизни нужно ценить и любить"!
Пахом: "Тайная жизнь любви, которая необратимо вдруг стала ненавистью. Пахом 22".
Интервью - Ирина Гугушина, специальный корреспондент CINEPROMO