Меню

Вербатим как основа для сценарного материала. Создатели веб-сериала «8 разгневанных женщин» об особенностях работы с вербатимом и дистрибуции

Онлайн-премьеры

Анастасия Городенцева - актриса театра и кино, режиссёр веб-сериала «8 разгневанных женщин» и короткого метра «Наваждение» - рассказала о сложностях при работе с вербатимом, способах сбора и систематизации информации и значении психологии в работе с этим форматом. Жан Проясняв - главный редактор платформы kino-teatr.ru и основатель платформы CHILL -поделился мыслями о дистрибуции веб-сериалов, их коммерческой перспективе в России, а также дал советы по поиску продюсера для дебютных проектов.

Сериал доступен на платформе CHILL.


Анастасия Городенцева

— Вы решили сниматься в своём короткометражном фильме «Наваждение», по мотивам которого в дальнейшем получился сериал «8 разгневанных женщин». Скажите, чем обусловлен этот выбор? Насколько близок вам персонаж?

— Мне всегда была интересна человеческая психология, ведь в основе всех хороших сюжетов лежат внутренние конфликты персонажей. Знание психологии помогает сценаристу сделать правдивой и цепляющей любую историю. Я абсолютно не ассоциирую себя с героиней из «Наваждения». Я просто постаралась ее понять. В этом смысле, мне также помогло чтение психологической литературы.

— Сериал снят в технике вербатим. Расскажите об особенностях работы с ней?

— Вербатим в переводе с латинского означает «дословно». По устной речи можно многое понять о человеке, а, самое главное, можно уловить его психологическое состояние. Михаил Угаров — основатель Театра.doc — говорил: «Как [человек] ошибается, как он оговаривается, как противоречит самому себе... Все это — партитура психической жизни человека, которая сильно шифруется в письменной речи». И с ними нельзя не согласиться.

— Насколько точно монологи актёров повторяют реальные истории? Кого играют актёры в такой ситуации: себя, вымышленного персонажа или «хозяина» истории?

— Суть вербатима - донести рассказ первоисточника до зрителей в неотшлефованном, неизменном виде. Поэтому всё в монологе, вплоть до «вздоха в определённом месте» и какого-то междометия, абсолютно повторяют реальные истории. И, конечно же, задача актрис - стать в таких условиях полноценными хозяйками этих историй. Это - очень трудоёмкая работа. У нас замечательный актёрский ансамбль и, на мой взгляд, все без исключения добились поставленной цели.

— Как вы искали материалы для проекта? Дайте пару советов, как вывести человека на такой откровенный разговор?

— Когда собираешь материал для вербатима, не главное - выудить из человека информацию, как в журналистике, главное - понять его настроение, его психическое состояние. Кажется, что может быть проще: взял диктофон, поспрашивал у людей, пришёл, переписал - сценарий готов. На самом деле, всё куда гораздо труднее. Необходимо задать нужный вам вопрос большому количеству людей, при этом ответы могут быть кардинально разными. А задача сценариста этот огромный пласт материала расшифровать, структурировать, что-то отсечь, что-то перенести. Конечно же, надо понимать, что люди рассказывают свои личные истории не всем подряд. Это тоже большой труд - уметь расположить их к себе, правильно направлять их, задавая нужные вопросы… Здесь нет какого-то правила, но, на мой взгляд, нужно быть очень чутким и желательно знать основы психологии. Во время поиска материала для своего проекта, я общалась с женщинами из разных городов, наши встречи проходили в кафе или парках, могли быть запланированными или спонтанными. К примеру, я увидела девушку, которая шла с развязанными шнурками. Я окликнула её, она села на скамейку и минут десять, взяв в руки шнурки, неподвижно смотрела в одну точку. Я подсела к ней с вопросом: «Девушка, вам помочь?» - так я получила историю, которую в итоге исполнила сама.

— Почему вы выбрали в качестве единственной локации именно салон красоты?

— Начиная работу над проектом, я уже изначально знала, что это будут женские истории, поднимающие вечные темы любови, ненависти, измены и предательства. Я стала думать, как можно их всех объединить. При этом мне не хотелось вызвать у зрителя определённой тяжести в восприятии историй. А помещение героинь в кабинет психолога приведёт к оскудению видеоряда и сужению аудитории. Размышляя об этом, я отправилась на стрижку к своему стилисту, и, именно сидя в кресле парикмахера, мне пришла такая идея. Пообщавшись со всем персоналом салона красоты, я услышала от них подтверждение того, что действительно, зачастую женщины воспринимают стилиста еще как психолога. Они вываливают на него свои проблемы и заботы. Так я убедилась в правильности своего решения.

— Как эти истории повлияли на вас, и какой эффект они должны оказать на аудиторию?

— Мы подошли к созданию нашего сериала не просто как к созданию развлекательного контента, а как к проекту, имеющему терапевтическое воздействие на аудиторию. Наша творческая команда работала в тесной связке с психологами, что позволило использовать проект и в методе кинотерапии в кризисных женских центрах при лечении депрессивных состояний. И по многочисленным отзывам женщин из кризисных центров, обсуждение поступков и переживаний персонажей нашего сериала помогло им получить более адекватное и полное представление о собственной жизни, соприкоснуться с чувствами и эмоциями, увидеть ситуацию с другой точки зрения. Это дало возможность значительно ускорить процессы инсайта — глубокого и целостного постижения сущности проблемной ситуации и возможности ее разрешения. Меня успех нашего проекта сподвиг на дальнейшую работу в этом направлении.


Жан Просянов

— С какими трудностями авторам приходится сталкиваться, как они могут искать деньги для веб-сериалов, и может ли такой проект окупиться?

— Я считаю, что веб-сериалы - это, в любом случае, очень перспективный жанр. И есть некоторое количество путей для дистрибуции. Как мне кажется, путь, который всё больше будет входить в силу, - это веб-сериал с интегрированным рекламным продуктом. Сегодня нельзя уже сказать: «Купи мой продукт, он классный». Такое сообщение считывается как негативное поколением Z или миллениалами. Создатели теперь всегда должны рассказывать какую-то длинную историю, давать какой-то нарратив, чтобы продать продукт. Ты должен показать его со всех сторон, показать, как он влияет на качество жизни. И, например, в этом смысле мне очень нравится сериал «Жизнь класса А», который сделан на деньги Mercedes и презентует как раз Mercedes класса А (это самая младшая модель в линейке). Его задача - привлечь молодую аудиторию, собственно, ребят, о которых я сказал выше. Разрушить миф, что Mercedes - это только для взрослых. Вот «такие штуки» всё больше и больше могут входить в нашу «экранную жизнь». Хороший российский пример подобного формата - это «Миллионер из Балашихи», который под видом блога молодого бизнесмена на самом деле продвигает «Модульбанк». И я уверен, что со сжатием рекламного инвентаря после ухода запрещённых соцсетей, после сокращения рекламного кабинета Google, продвинутые маркетологи всё чаще и чаще будут искать такие пути. Поэтому я уверен, что чисто коммерческая история с веб-сериалами точно будет работать.

Второй путь. Я понимаю, что, в любом случае, на отечественных платформах (Дзен, ВКонтакте, YouTube, CHILL…) со сжатием инвентаря должна подниматься цена за количество показов рекламы неинтегрированного формата, такого как прероллы, мидроллы, построллы и так далее. В целом, учитывая, что мы видим бюджет веб-сериала как не очень высокий, я думаю, что перспективы у него большие.



Также есть многочисленные конкурсы, куда можно подаваться. Просто надо внимательно «держать руку на пульсе», чтобы это произошло. Есть Институт развития интернета, куда в огромном количестве подаются веб-сериалы, и многие из них даже побеждают. Я очень надеюсь, что со временем веб-сериалы начнёт финансировать Министерство культуры.

— А если говорить конкретно про «8 разгневанных женщин», который вырос из короткого метра «Наваждение», это больше художественная история, которая не имеет коммерческой составляющей?

— Проект вырос из вербатима. Это - записанные драматургом монологи реальных женщин, художественно обработанные. Мне был крайне симпатичен такой формат, потому что он был очень «веб-сериальный». Здесь по факту одна локация, два героя, но при этом настолько высокая плотность диалогов и драматургический накал, что зритель приковывается к экрану. Скажу честно, формат разговоров женщин в парикмахерской существует в большом количестве сериалов. Есть прекрасный израильский веб-сериал на эту тему. Но почему-то это до сих пор работает. Конкретно как сериал проект был поддержан фондом культурных инициатив, за что мы выражаем ему огромную благодарность. И на платформе CHILL он заработал, показав очень хорошие результаты.

— Расскажите о своей причастности к проекту «8 женщин»?

Я выступил промо-продюсером проекта. Я отвечал за всё, что было сделано после последнего «Стоп. Снято». Лично для меня это одна из самых сильных компетенций - являться промо-продюсером. Я могу упаковать проект, выделить в нем главные идеи, найти целевую аудиторию, подходящие фестивали и платформу. Освоив вот эту «постсъемочную» компетенцию, я понимаю, что, конечно, для качественно продвижения промокоманда должна подключаться к фильму ещё на этапе девелопмента, для того чтобы уже на этом уровне закладывать какие-то вещи, через которые мы его будем продавать зрителю.



— Как начинающий автор с перспективным проектом может получить поддержку продюсера?

— У меня, например, недавно был паблик-ток с Макаром Коржиковым с платформы PREMIER. И он сказал, что если ребята будет неназойливыми и чётко понимать, что они хотят сделать; смогут подготовить соответствующий пакет документов; если проект будет реально интересный и с понятной целевой аудиторией, про который будет понятно, что он в своей «весовой категории» способен принести какой-то эффективный результат, то любой адекватный продюсер это увидит и будет готов заняться эти проектом. Не так уж сложно найти нас всех в социальных сетях или на индустриальных мероприятиях, куда все мы ходим. У меня есть один хороший знакомый начинающий продюсер, который просто долго смотрел сериалы, сделанные на платформах, читал в них титры и смог выписать всех креативных продюсеров и всех, кто влияет на процесс производства на платформах. Потом он потрудился и нашёл их контакты. И теперь он понимает, кому из них что интересно. Такая аналитика сразу выделяет тебя на фоне остальных. Ищите креативные подходы! Думайте, ищите возможности! Всегда есть шанс оказаться с важным продюсером в одном лифте, но просто когда вы окажетесь, не упустите свой шанс. Да, очень много факторов влияют на судьбу проекта. И очень многим управляет случай, но к этому случаю нужно быть готовым. А возможность есть у всех. Можно податься на фестивали и встретить там всех этих людей, ходить на индустриальные мероприятия, на премьеры… И, наконец, можно написать на почту редакции, которая есть на каждой платформе. Главное - не сидите на месте и не думайте, что кто-то вам что-то должен. Выстраивайте свою карьеру самостоятельно, экономьте на завтраках, одалживайте у близких. Если вы правда в это верите, вам это вернётся сторицей. Делайте проект полностью сами, достигайте космических цифр, тогда на вас точно обратят внимание. Но ещё раз повторяю: не надо сидеть, не надо ждать. Прекрасный принц на корабле с красными парусами за вами точно не приедет!

Интервью — Александр Скоробогатов
Редактор — Ксения Скоробогатова




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Социальное высказывание в фильме «Сильные» Елены Котовой о людях с ограниченными возможностями. О выборе темы, героях проекта и готовности общества к их принятию.

Социальное высказывание в фильме «Сильные» Елены Котовой о людях с ограниченными возможностями. О выборе темы, героях проекта и готовности общества к их принятию.

14.10.2024 333

Режиссёр фильма «Сильные» Елена Котова поделилась опытом создания своего первого документального проекта, обсудила влияние работы на зрителей и ожидаемый социальный эффект. Она рассказала о своём исследовании проблем жизни людей с ограниченными возможностями и о том, чему съёмочная группа научилась у них. Елена также раскрыла секреты подготовки к интервью-портрету.

Подробнее...
«Моя задача — осветить события и обнажить все болезненные точки,» — режиссёр фильма «Дорога на Лачин» Эдвард Казарян о конфликте в Нагорном Карабахе и преодолении препятствий к выходу в прокат

«Моя задача — осветить события и обнажить все болезненные точки,» — режиссёр фильма «Дорога на Лачин» Эдвард Казарян о конфликте в Нагорном Карабахе и преодолении препятствий к выходу в прокат

29.09.2024 461

Эдвард Казарян, режиссёр короткометражного фильма «Дорога на Лачин», рассказал об особенностях съёмок в горах, препятствиях при работе над сложной социально-политической темой, актуальных жанрах, поиске финансирования и фестивальном продвижении.

Подробнее...
Режиссёр предельно личного фильма «Здесь и сейчас» Влада Лавренова о создании созерцательного кино и отражении автора в истории

Режиссёр предельно личного фильма «Здесь и сейчас» Влада Лавренова о создании созерцательного кино и отражении автора в истории

29.09.2024 615

Влада Лавренова, режиссёр фильма «Здесь и сейчас», рассказала об использовании личного травмирующего опыта в спорте при работе над сценарием, особенностях съёмок под водой, фестивальном прокате в России, а также дала личный топ коротких метров и книг. Онлайн-премьера одной из главных картин Московского Международного кинофестиваля, “Короче” и “Телемании”.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram