Меню

Вербатим как основа для сценарного материала. Создатели веб-сериала «8 разгневанных женщин» об особенностях работы с вербатимом и дистрибуции

Онлайн-премьеры

Анастасия Городенцева - актриса театра и кино, режиссёр веб-сериала «8 разгневанных женщин» и короткого метра «Наваждение» - рассказала о сложностях при работе с вербатимом, способах сбора и систематизации информации и значении психологии в работе с этим форматом. Жан Проясняв - главный редактор платформы kino-teatr.ru и основатель платформы CHILL -поделился мыслями о дистрибуции веб-сериалов, их коммерческой перспективе в России, а также дал советы по поиску продюсера для дебютных проектов.

Сериал доступен на платформе CHILL.


Анастасия Городенцева

— Вы решили сниматься в своём короткометражном фильме «Наваждение», по мотивам которого в дальнейшем получился сериал «8 разгневанных женщин». Скажите, чем обусловлен этот выбор? Насколько близок вам персонаж?

— Мне всегда была интересна человеческая психология, ведь в основе всех хороших сюжетов лежат внутренние конфликты персонажей. Знание психологии помогает сценаристу сделать правдивой и цепляющей любую историю. Я абсолютно не ассоциирую себя с героиней из «Наваждения». Я просто постаралась ее понять. В этом смысле, мне также помогло чтение психологической литературы.

— Сериал снят в технике вербатим. Расскажите об особенностях работы с ней?

— Вербатим в переводе с латинского означает «дословно». По устной речи можно многое понять о человеке, а, самое главное, можно уловить его психологическое состояние. Михаил Угаров — основатель Театра.doc — говорил: «Как [человек] ошибается, как он оговаривается, как противоречит самому себе... Все это — партитура психической жизни человека, которая сильно шифруется в письменной речи». И с ними нельзя не согласиться.

— Насколько точно монологи актёров повторяют реальные истории? Кого играют актёры в такой ситуации: себя, вымышленного персонажа или «хозяина» истории?

— Суть вербатима - донести рассказ первоисточника до зрителей в неотшлефованном, неизменном виде. Поэтому всё в монологе, вплоть до «вздоха в определённом месте» и какого-то междометия, абсолютно повторяют реальные истории. И, конечно же, задача актрис - стать в таких условиях полноценными хозяйками этих историй. Это - очень трудоёмкая работа. У нас замечательный актёрский ансамбль и, на мой взгляд, все без исключения добились поставленной цели.

— Как вы искали материалы для проекта? Дайте пару советов, как вывести человека на такой откровенный разговор?

— Когда собираешь материал для вербатима, не главное - выудить из человека информацию, как в журналистике, главное - понять его настроение, его психическое состояние. Кажется, что может быть проще: взял диктофон, поспрашивал у людей, пришёл, переписал - сценарий готов. На самом деле, всё куда гораздо труднее. Необходимо задать нужный вам вопрос большому количеству людей, при этом ответы могут быть кардинально разными. А задача сценариста этот огромный пласт материала расшифровать, структурировать, что-то отсечь, что-то перенести. Конечно же, надо понимать, что люди рассказывают свои личные истории не всем подряд. Это тоже большой труд - уметь расположить их к себе, правильно направлять их, задавая нужные вопросы… Здесь нет какого-то правила, но, на мой взгляд, нужно быть очень чутким и желательно знать основы психологии. Во время поиска материала для своего проекта, я общалась с женщинами из разных городов, наши встречи проходили в кафе или парках, могли быть запланированными или спонтанными. К примеру, я увидела девушку, которая шла с развязанными шнурками. Я окликнула её, она села на скамейку и минут десять, взяв в руки шнурки, неподвижно смотрела в одну точку. Я подсела к ней с вопросом: «Девушка, вам помочь?» - так я получила историю, которую в итоге исполнила сама.

— Почему вы выбрали в качестве единственной локации именно салон красоты?

— Начиная работу над проектом, я уже изначально знала, что это будут женские истории, поднимающие вечные темы любови, ненависти, измены и предательства. Я стала думать, как можно их всех объединить. При этом мне не хотелось вызвать у зрителя определённой тяжести в восприятии историй. А помещение героинь в кабинет психолога приведёт к оскудению видеоряда и сужению аудитории. Размышляя об этом, я отправилась на стрижку к своему стилисту, и, именно сидя в кресле парикмахера, мне пришла такая идея. Пообщавшись со всем персоналом салона красоты, я услышала от них подтверждение того, что действительно, зачастую женщины воспринимают стилиста еще как психолога. Они вываливают на него свои проблемы и заботы. Так я убедилась в правильности своего решения.

— Как эти истории повлияли на вас, и какой эффект они должны оказать на аудиторию?

— Мы подошли к созданию нашего сериала не просто как к созданию развлекательного контента, а как к проекту, имеющему терапевтическое воздействие на аудиторию. Наша творческая команда работала в тесной связке с психологами, что позволило использовать проект и в методе кинотерапии в кризисных женских центрах при лечении депрессивных состояний. И по многочисленным отзывам женщин из кризисных центров, обсуждение поступков и переживаний персонажей нашего сериала помогло им получить более адекватное и полное представление о собственной жизни, соприкоснуться с чувствами и эмоциями, увидеть ситуацию с другой точки зрения. Это дало возможность значительно ускорить процессы инсайта — глубокого и целостного постижения сущности проблемной ситуации и возможности ее разрешения. Меня успех нашего проекта сподвиг на дальнейшую работу в этом направлении.


Жан Просянов

— С какими трудностями авторам приходится сталкиваться, как они могут искать деньги для веб-сериалов, и может ли такой проект окупиться?

— Я считаю, что веб-сериалы - это, в любом случае, очень перспективный жанр. И есть некоторое количество путей для дистрибуции. Как мне кажется, путь, который всё больше будет входить в силу, - это веб-сериал с интегрированным рекламным продуктом. Сегодня нельзя уже сказать: «Купи мой продукт, он классный». Такое сообщение считывается как негативное поколением Z или миллениалами. Создатели теперь всегда должны рассказывать какую-то длинную историю, давать какой-то нарратив, чтобы продать продукт. Ты должен показать его со всех сторон, показать, как он влияет на качество жизни. И, например, в этом смысле мне очень нравится сериал «Жизнь класса А», который сделан на деньги Mercedes и презентует как раз Mercedes класса А (это самая младшая модель в линейке). Его задача - привлечь молодую аудиторию, собственно, ребят, о которых я сказал выше. Разрушить миф, что Mercedes - это только для взрослых. Вот «такие штуки» всё больше и больше могут входить в нашу «экранную жизнь». Хороший российский пример подобного формата - это «Миллионер из Балашихи», который под видом блога молодого бизнесмена на самом деле продвигает «Модульбанк». И я уверен, что со сжатием рекламного инвентаря после ухода запрещённых соцсетей, после сокращения рекламного кабинета Google, продвинутые маркетологи всё чаще и чаще будут искать такие пути. Поэтому я уверен, что чисто коммерческая история с веб-сериалами точно будет работать.

Второй путь. Я понимаю, что, в любом случае, на отечественных платформах (Дзен, ВКонтакте, YouTube, CHILL…) со сжатием инвентаря должна подниматься цена за количество показов рекламы неинтегрированного формата, такого как прероллы, мидроллы, построллы и так далее. В целом, учитывая, что мы видим бюджет веб-сериала как не очень высокий, я думаю, что перспективы у него большие.



Также есть многочисленные конкурсы, куда можно подаваться. Просто надо внимательно «держать руку на пульсе», чтобы это произошло. Есть Институт развития интернета, куда в огромном количестве подаются веб-сериалы, и многие из них даже побеждают. Я очень надеюсь, что со временем веб-сериалы начнёт финансировать Министерство культуры.

— А если говорить конкретно про «8 разгневанных женщин», который вырос из короткого метра «Наваждение», это больше художественная история, которая не имеет коммерческой составляющей?

— Проект вырос из вербатима. Это - записанные драматургом монологи реальных женщин, художественно обработанные. Мне был крайне симпатичен такой формат, потому что он был очень «веб-сериальный». Здесь по факту одна локация, два героя, но при этом настолько высокая плотность диалогов и драматургический накал, что зритель приковывается к экрану. Скажу честно, формат разговоров женщин в парикмахерской существует в большом количестве сериалов. Есть прекрасный израильский веб-сериал на эту тему. Но почему-то это до сих пор работает. Конкретно как сериал проект был поддержан фондом культурных инициатив, за что мы выражаем ему огромную благодарность. И на платформе CHILL он заработал, показав очень хорошие результаты.

— Расскажите о своей причастности к проекту «8 женщин»?

Я выступил промо-продюсером проекта. Я отвечал за всё, что было сделано после последнего «Стоп. Снято». Лично для меня это одна из самых сильных компетенций - являться промо-продюсером. Я могу упаковать проект, выделить в нем главные идеи, найти целевую аудиторию, подходящие фестивали и платформу. Освоив вот эту «постсъемочную» компетенцию, я понимаю, что, конечно, для качественно продвижения промокоманда должна подключаться к фильму ещё на этапе девелопмента, для того чтобы уже на этом уровне закладывать какие-то вещи, через которые мы его будем продавать зрителю.



— Как начинающий автор с перспективным проектом может получить поддержку продюсера?

— У меня, например, недавно был паблик-ток с Макаром Коржиковым с платформы PREMIER. И он сказал, что если ребята будет неназойливыми и чётко понимать, что они хотят сделать; смогут подготовить соответствующий пакет документов; если проект будет реально интересный и с понятной целевой аудиторией, про который будет понятно, что он в своей «весовой категории» способен принести какой-то эффективный результат, то любой адекватный продюсер это увидит и будет готов заняться эти проектом. Не так уж сложно найти нас всех в социальных сетях или на индустриальных мероприятиях, куда все мы ходим. У меня есть один хороший знакомый начинающий продюсер, который просто долго смотрел сериалы, сделанные на платформах, читал в них титры и смог выписать всех креативных продюсеров и всех, кто влияет на процесс производства на платформах. Потом он потрудился и нашёл их контакты. И теперь он понимает, кому из них что интересно. Такая аналитика сразу выделяет тебя на фоне остальных. Ищите креативные подходы! Думайте, ищите возможности! Всегда есть шанс оказаться с важным продюсером в одном лифте, но просто когда вы окажетесь, не упустите свой шанс. Да, очень много факторов влияют на судьбу проекта. И очень многим управляет случай, но к этому случаю нужно быть готовым. А возможность есть у всех. Можно податься на фестивали и встретить там всех этих людей, ходить на индустриальные мероприятия, на премьеры… И, наконец, можно написать на почту редакции, которая есть на каждой платформе. Главное - не сидите на месте и не думайте, что кто-то вам что-то должен. Выстраивайте свою карьеру самостоятельно, экономьте на завтраках, одалживайте у близких. Если вы правда в это верите, вам это вернётся сторицей. Делайте проект полностью сами, достигайте космических цифр, тогда на вас точно обратят внимание. Но ещё раз повторяю: не надо сидеть, не надо ждать. Прекрасный принц на корабле с красными парусами за вами точно не приедет!

Интервью — Александр Скоробогатов
Редактор — Ксения Скоробогатова




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Онлайн-премьера фильма “Полный ноль” на платформе KION. Интервью с режиссёром Юлией Сапоновой.

Онлайн-премьера фильма “Полный ноль” на платформе KION. Интервью с режиссёром Юлией Сапоновой.

21.03.2024 723

21 марта во Всемирный день людей с синдромом Дауна на платформе KION вышел короткометражный фильм Юлии Сапоновой «Полный ноль». Картина демонстрировалась на нескольких десятках фестивалей по всему миру, включая Московский Международный кинофестиваль, сербский Seize the Film, Фестиваль уличного кино, «Восток&Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге, «Лампа», «Будем жить!», португальский Arouca Film Festival, «Сталкер» и другие. Мы расспросили Юлию о создании фильма и инклюзии в кино.

Подробнее...
«Кино должно быть интересно не снобам, а зрителю» — Сурен Касабян о своём этническом фильме «Захар»

«Кино должно быть интересно не снобам, а зрителю» — Сурен Касабян о своём этническом фильме «Захар»

29.08.2023 2140

Сурен Касабян, режиссёр и создатель короткометражного фильма «Захар» рассказал об особенностях работы с неактёрами и создании созерцательного этнического кино, передающего правду жизни. Режиссёр поделился мыслями о несостоятельности и недоступности короткого метра для большинства творцов, использовании монохромной эстетики и опыте работы за пределами России.

Подробнее...
Самый дорогой дипломный фильм! Владимир Фекленко об экранизации рассказа Н. А. Тэффи «Проворство рук».

Самый дорогой дипломный фильм! Владимир Фекленко об экранизации рассказа Н. А. Тэффи «Проворство рук».

19.07.2023 1904

Актёр и режиссёр Владимир Фекленко рассказал о работе с исторической фактурой в кадре, уникальном для дипломного короткого метра бюджете, поделился историями о работе с крысой на площадке. А также рассуждал о роли катарсиса в искусстве, его значении для зрителя, смыслах, заложенных в рассказ Тэффи и транслировании их на экран.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram