Анастасия Городенцева - актриса театра и кино, режиссёр веб-сериала «8 разгневанных женщин» и короткого метра «Наваждение» - рассказала о сложностях при работе с вербатимом, способах сбора и систематизации информации и значении психологии в работе с этим форматом. Жан Проясняв - главный редактор платформы kino-teatr.ru и основатель платформы CHILL -поделился мыслями о дистрибуции веб-сериалов, их коммерческой перспективе в России, а также дал советы по поиску продюсера для дебютных проектов.
Сериал доступен на платформе CHILL.
Анастасия Городенцева
— Вы решили сниматься в своём короткометражном фильме «Наваждение», по мотивам которого в дальнейшем получился сериал «8 разгневанных женщин». Скажите, чем обусловлен этот выбор? Насколько близок вам персонаж?
— Мне всегда была интересна человеческая психология, ведь в основе всех хороших сюжетов лежат внутренние конфликты персонажей. Знание психологии помогает сценаристу сделать правдивой и цепляющей любую историю. Я абсолютно не ассоциирую себя с героиней из «Наваждения». Я просто постаралась ее понять. В этом смысле, мне также помогло чтение психологической литературы.
— Сериал снят в технике вербатим. Расскажите об особенностях работы с ней?
— Вербатим в переводе с латинского означает «дословно». По устной речи можно многое понять о человеке, а, самое главное, можно уловить его психологическое состояние. Михаил Угаров — основатель Театра.doc — говорил: «Как [человек] ошибается, как он оговаривается, как противоречит самому себе... Все это — партитура психической жизни человека, которая сильно шифруется в письменной речи». И с ними нельзя не согласиться.
— Насколько точно монологи актёров повторяют реальные истории? Кого играют актёры в такой ситуации: себя, вымышленного персонажа или «хозяина» истории?
— Суть вербатима - донести рассказ первоисточника до зрителей в неотшлефованном, неизменном виде. Поэтому всё в монологе, вплоть до «вздоха в определённом месте» и какого-то междометия, абсолютно повторяют реальные истории. И, конечно же, задача актрис - стать в таких условиях полноценными хозяйками этих историй. Это - очень трудоёмкая работа. У нас замечательный актёрский ансамбль и, на мой взгляд, все без исключения добились поставленной цели.
— Как вы искали материалы для проекта? Дайте пару советов, как вывести человека на такой откровенный разговор?
— Когда собираешь материал для вербатима, не главное - выудить из человека информацию, как в журналистике, главное - понять его настроение, его психическое состояние. Кажется, что может быть проще: взял диктофон, поспрашивал у людей, пришёл, переписал - сценарий готов. На самом деле, всё куда гораздо труднее. Необходимо задать нужный вам вопрос большому количеству людей, при этом ответы могут быть кардинально разными. А задача сценариста этот огромный пласт материала расшифровать, структурировать, что-то отсечь, что-то перенести. Конечно же, надо понимать, что люди рассказывают свои личные истории не всем подряд. Это тоже большой труд - уметь расположить их к себе, правильно направлять их, задавая нужные вопросы… Здесь нет какого-то правила, но, на мой взгляд, нужно быть очень чутким и желательно знать основы психологии. Во время поиска материала для своего проекта, я общалась с женщинами из разных городов, наши встречи проходили в кафе или парках, могли быть запланированными или спонтанными. К примеру, я увидела девушку, которая шла с развязанными шнурками. Я окликнула её, она села на скамейку и минут десять, взяв в руки шнурки, неподвижно смотрела в одну точку. Я подсела к ней с вопросом: «Девушка, вам помочь?» - так я получила историю, которую в итоге исполнила сама.
— Почему вы выбрали в качестве единственной локации именно салон красоты?
— Начиная работу над проектом, я уже изначально знала, что это будут женские истории, поднимающие вечные темы любови, ненависти, измены и предательства. Я стала думать, как можно их всех объединить. При этом мне не хотелось вызвать у зрителя определённой тяжести в восприятии историй. А помещение героинь в кабинет психолога приведёт к оскудению видеоряда и сужению аудитории. Размышляя об этом, я отправилась на стрижку к своему стилисту, и, именно сидя в кресле парикмахера, мне пришла такая идея. Пообщавшись со всем персоналом салона красоты, я услышала от них подтверждение того, что действительно, зачастую женщины воспринимают стилиста еще как психолога. Они вываливают на него свои проблемы и заботы. Так я убедилась в правильности своего решения.
— Как эти истории повлияли на вас, и какой эффект они должны оказать на аудиторию?
— Мы подошли к созданию нашего сериала не просто как к созданию развлекательного контента, а как к проекту, имеющему терапевтическое воздействие на аудиторию. Наша творческая команда работала в тесной связке с психологами, что позволило использовать проект и в методе кинотерапии в кризисных женских центрах при лечении депрессивных состояний. И по многочисленным отзывам женщин из кризисных центров, обсуждение поступков и переживаний персонажей нашего сериала помогло им получить более адекватное и полное представление о собственной жизни, соприкоснуться с чувствами и эмоциями, увидеть ситуацию с другой точки зрения. Это дало возможность значительно ускорить процессы инсайта — глубокого и целостного постижения сущности проблемной ситуации и возможности ее разрешения. Меня успех нашего проекта сподвиг на дальнейшую работу в этом направлении.
Жан Просянов
— С какими трудностями авторам приходится сталкиваться, как они могут искать деньги для веб-сериалов, и может ли такой проект окупиться?
— Я считаю, что веб-сериалы - это, в любом случае, очень перспективный жанр. И есть некоторое количество путей для дистрибуции. Как мне кажется, путь, который всё больше будет входить в силу, - это веб-сериал с интегрированным рекламным продуктом. Сегодня нельзя уже сказать: «Купи мой продукт, он классный». Такое сообщение считывается как негативное поколением Z или миллениалами. Создатели теперь всегда должны рассказывать какую-то длинную историю, давать какой-то нарратив, чтобы продать продукт. Ты должен показать его со всех сторон, показать, как он влияет на качество жизни. И, например, в этом смысле мне очень нравится сериал «Жизнь класса А», который сделан на деньги Mercedes и презентует как раз Mercedes класса А (это самая младшая модель в линейке). Его задача - привлечь молодую аудиторию, собственно, ребят, о которых я сказал выше. Разрушить миф, что Mercedes - это только для взрослых. Вот «такие штуки» всё больше и больше могут входить в нашу «экранную жизнь». Хороший российский пример подобного формата - это «Миллионер из Балашихи», который под видом блога молодого бизнесмена на самом деле продвигает «Модульбанк». И я уверен, что со сжатием рекламного инвентаря после ухода запрещённых соцсетей, после сокращения рекламного кабинета Google, продвинутые маркетологи всё чаще и чаще будут искать такие пути. Поэтому я уверен, что чисто коммерческая история с веб-сериалами точно будет работать.
Второй путь. Я понимаю, что, в любом случае, на отечественных платформах (Дзен, ВКонтакте, YouTube, CHILL…) со сжатием инвентаря должна подниматься цена за количество показов рекламы неинтегрированного формата, такого как прероллы, мидроллы, построллы и так далее. В целом, учитывая, что мы видим бюджет веб-сериала как не очень высокий, я думаю, что перспективы у него большие.
Также есть многочисленные конкурсы, куда можно подаваться. Просто надо внимательно «держать руку на пульсе», чтобы это произошло. Есть Институт развития интернета, куда в огромном количестве подаются веб-сериалы, и многие из них даже побеждают. Я очень надеюсь, что со временем веб-сериалы начнёт финансировать Министерство культуры.
— А если говорить конкретно про «8 разгневанных женщин», который вырос из короткого метра «Наваждение», это больше художественная история, которая не имеет коммерческой составляющей?
— Проект вырос из вербатима. Это - записанные драматургом монологи реальных женщин, художественно обработанные. Мне был крайне симпатичен такой формат, потому что он был очень «веб-сериальный». Здесь по факту одна локация, два героя, но при этом настолько высокая плотность диалогов и драматургический накал, что зритель приковывается к экрану. Скажу честно, формат разговоров женщин в парикмахерской существует в большом количестве сериалов. Есть прекрасный израильский веб-сериал на эту тему. Но почему-то это до сих пор работает. Конкретно как сериал проект был поддержан фондом культурных инициатив, за что мы выражаем ему огромную благодарность. И на платформе CHILL он заработал, показав очень хорошие результаты.
— Расскажите о своей причастности к проекту «8 женщин»?
Я выступил промо-продюсером проекта. Я отвечал за всё, что было сделано после последнего «Стоп. Снято». Лично для меня это одна из самых сильных компетенций - являться промо-продюсером. Я могу упаковать проект, выделить в нем главные идеи, найти целевую аудиторию, подходящие фестивали и платформу. Освоив вот эту «постсъемочную» компетенцию, я понимаю, что, конечно, для качественно продвижения промокоманда должна подключаться к фильму ещё на этапе девелопмента, для того чтобы уже на этом уровне закладывать какие-то вещи, через которые мы его будем продавать зрителю.
— Как начинающий автор с перспективным проектом может получить поддержку продюсера?
— У меня, например, недавно был паблик-ток с Макаром Коржиковым с платформы PREMIER. И он сказал, что если ребята будет неназойливыми и чётко понимать, что они хотят сделать; смогут подготовить соответствующий пакет документов; если проект будет реально интересный и с понятной целевой аудиторией, про который будет понятно, что он в своей «весовой категории» способен принести какой-то эффективный результат, то любой адекватный продюсер это увидит и будет готов заняться эти проектом. Не так уж сложно найти нас всех в социальных сетях или на индустриальных мероприятиях, куда все мы ходим. У меня есть один хороший знакомый начинающий продюсер, который просто долго смотрел сериалы, сделанные на платформах, читал в них титры и смог выписать всех креативных продюсеров и всех, кто влияет на процесс производства на платформах. Потом он потрудился и нашёл их контакты. И теперь он понимает, кому из них что интересно. Такая аналитика сразу выделяет тебя на фоне остальных. Ищите креативные подходы! Думайте, ищите возможности! Всегда есть шанс оказаться с важным продюсером в одном лифте, но просто когда вы окажетесь, не упустите свой шанс. Да, очень много факторов влияют на судьбу проекта. И очень многим управляет случай, но к этому случаю нужно быть готовым. А возможность есть у всех. Можно податься на фестивали и встретить там всех этих людей, ходить на индустриальные мероприятия, на премьеры… И, наконец, можно написать на почту редакции, которая есть на каждой платформе. Главное - не сидите на месте и не думайте, что кто-то вам что-то должен. Выстраивайте свою карьеру самостоятельно, экономьте на завтраках, одалживайте у близких. Если вы правда в это верите, вам это вернётся сторицей. Делайте проект полностью сами, достигайте космических цифр, тогда на вас точно обратят внимание. Но ещё раз повторяю: не надо сидеть, не надо ждать. Прекрасный принц на корабле с красными парусами за вами точно не приедет!
Интервью — Александр Скоробогатов
Редактор — Ксения Скоробогатова