Меню

Максим Бухтеев: Как сделать смешно

Off Top

Толковый словарь русского языка поясняет: «Смех — короткие и сильные выдыхательные движения при открытом рте, сопровождающиеся характерными порывистыми звуками...

Очень простой эффект, но как его добиться?

Юморист – это тоже профессия и, как в каждом ремесле, здесь должна быть какая-то технология, какие-то принципы или закономерности, которые позволяют на практике достичь нужного эффекта.

Когда я работал в ОСП-студии, один из любимых розыгрышей Василия Антонова (творческого руководителя передачи), при встрече с журналистами или с другой скучающей публикой, было долгое рассуждение о некоей общей теории юмора, которую они, дескать, с соавторами разработали. Мол, благодаря ей они могут писать такие смешные тексты.

Однако, когда слушатель, попавшийся на эту удочку, начинал расспрашивать о деталях этой теории, ему с важным видом сообщали: «Первый постулат теории юмора – объективно смешно всё. А вот второй постулат мы ещё не придумали».

В общем-то, есть довольно много философских теорий на тему «Откуда берётся смешное».

Все они рассматривают комическое или как чисто объективное свойство предмета, или как результат субъективных способностей личности, или как следствие взаимоотношений субъекта и объекта.

Есть и шесть генеральных типологических моделей комического (Б. Дземпдок «О комизме»):

1. Теория отрицательного свойства объекта осмеяния (Аристотель) и ее психологический вариант — теория превосходства субъекта над комическим предметом (Т. Гоббс, К. Уберхорст).
2. Теория деградации («Поводом к смешливости является принижение какой-нибудь значительной особы»). Эту теорию сформулировал английский психолог первой половины XIX века А. Бэн. А. Стерн создал аксиологический вариант теории деградации.
3. Теория контраста (Жан Поль, И. Кант, Г. Спенсер), («Смех естественно возникает, когда сознание внезапно переходит от вещей крупных к малым»). Причина смеха в несоответствии ожидаемому (Т. Лтгаис, Г. Хоффдинт).
4. Теория противоречия (А. Шопенгауэр, Г. Гегель, Ф. Фишер, Н. Чернышевский).
5. Теория отклонения от нормы (комично явление, отходящее от нормы и нецелесообразно и нелепо разросшееся) немецкого эстетика К. Гросса, французского теоретика Э. Обуэ и С. Милитона Нахама.
6. Теория пересекающихся мотивов, в которой выступает не один, а несколько мотивов, объясняющих сущность комического. Эта группа широкого объема: А. Бергсон, З.Фрейд, А. Луначарский и другие.

Слишком сложно? Да, пожалуй. Если выделять из всего этого практический смысл, создавая какую-то технологию, то, на мой взгляд, первый и главный приём - работа на контрасте.

Так как я сам часто его использую в своей работе, то я решил как-то проанализировать и обобщить свой опыт.

Итак, начнём с того, что подразумевается, в данном случае, под контрастом. Я понимаю его как наличие резкой границы между какими-то частями единого целого. То есть это, если хотите, всё та же диалектика – «единство и борьба противоположностей».

В одном целом есть части, которые настолько непохожи друг на друга, что, собственно говоря, вообще непонятно как они сочетаются.

Наличие (или искусственное создание) такого контраста – это половина пути к смешному. Другая половина – это обнаружение и наглядная (чаще всего, неожиданная) демонстрация несоответствия части целому или одной части относительно другой.

Я хотел бы особенно отметить, что под словом «части» и «целое» я подразумеваю не только какие-то физические объекты. Это могут быть, например, время, понятия или аудиовизуальная информация.

Если мы рассматриваем аудиовизуальное произведение, то здесь можно комбинировать самые разные детали, которые и будут работать в контрастной паре.

Хотелось бы отметить, что любое хорошее произведение содержит в себе несколько уровней, которые, в свою очередь, тоже могут иметь неоднородную структуру, подчиняющуюся темпо-ритму всего произведения.

Контрастная пара может быть составлена как из отдельных элементов, так и из самих уровней целиком.

Скажем, начало (первый акт), может резко отличаться от пролога. А в диалоге ответы одного героя могут не совпадать с вопросами первого.

Так же, это может быть несоответствие видеоизображения звуку, а может и вся ситуация целиком контрастировать с чем-то, что лежит вне области самого произведения - культурному штампу или просто чему-то хорошо известному.

Например, один из самых старых и классических приёмов создания контраста – создание сразу двух персонажей, которые и работают как контрастная пара.

Этот трюк работает уже сотни лет в народном кукольном театре, в театре Петрушки, в итальянской comedia del Parte, в старинных классических комедиях Западной Европы и у Шекспира.

Хотелось бы, однако, ещё подчеркнуть, что контраст, в данном случае - это резкая граница между двумя частями ЕДИНОГО целого. Т. е., при всей непохожести частей, зритель (читатель) должен легко считывать нечто общее, что явно объединяет разные части.

Скажем, в примере с двумя непохожими друг на друга персонажами они должны быть как-то крепко связаны друг с другом. Они могут быть друзьями, делать одно дело или быть связанными друг с другом волею случая.

В общем, в любом случае, недостаточно просто внедрить в ткань повествования инородные части, чтобы достичь юмористического эффекта.

Есть, конечно, жанр – «комедия абсурда», но это, как известно, «на любителя». В подавляющем большинстве случаев «неадекват» - это негативная характеристика чего-либо.

Также следует заметить, что главное условие создание юмористической ситуации – это тщательная проработка основы (ситуации) на которой будет работать контрастная пара.

Сейчас на ТВ сцены сжимаются до скетчей и гэгов. Хронометраж шутки всё время уменьшается, так что на тщательную проработку основы времени не остаётся.

В классическом произведении под введение в действие и описание текущей ситуации отдаётся первый акт, который может занимать до трети всего произведения.

Хорошо рассказанный анекдот может почти полностью состоять из введения, отводя для шутки лишь короткий финал.

В скетче эту часть пропускают, что идёт во вред шутке. Упор делается только на то, что зритель сам додумает и представит всю ситуацию на основе примитивнейшего штампа, основанного лишь на внешних и формальных характеристиках. Одели на одного актёра костюм и посадили в кабинет, а второй входит к нему. Вот и готова сцена «на ковре у начальства».

Поэтому в телевизионном юморе чаще всего прибегают к пародии, где для быстрого достижения контраста какие-то черты искусственно преувеличивают. Набор этих формальных черт хорошо известен зрителю – осталось их лишь некоторые из них довести до абсурда. Некоторые критики эти черты презрительно называет «усмешнителями», однако, редко кто из этих критикующих брезгует таким приёмом. Скажем, если мы изображаем начальника, то он ругается-орёт-бегает-бьёт-кусается-катается по полу. Уже смешно, да?

Быстро и дёшево! Однако, как только форма укрупняется (например, становясь фильмом или книгой), то такой приём перестаёт работать. Постоянное форсирование чего-либо утомляет, повествование становится похожим на истерику и контраст исчезает, потому что одна часть полностью затмевает собой другую.

Ещё Аристотель указал не только на то, что комедии свойственно преувеличение, но и на то, что это преувеличение требует известных границ, известной меры.

Жан Поль, размышляя над этими же вопросами, приходит к выводу: «Смешной поступок должен быть внутренне мотивирован сознанием комического субъекта».

Мотивировка персонажей – это и есть основа для комического. Многие критики видят успех Шекспира как драматурга в его тщательной и гениальной проработке основы – характеров и мотивировке персонажей. Шекспир отводил на это очень много времени и сил, что легко чисто математически заметить во всех его пьесах.

Ещё один очень важный момент, который необходимо учитывать для игры на контрасте – то, что зритель должен легко увидеть его. Если зритель не видит разницы между одной частью и другой, то и смеха не получится.

По мнению Гёте, ничто не проявляет характер людей так, как то, что они находят смешным. Но именно этот характер необходимо учитывать, если автор хочет вызвать смех.

Знать своего зрителя и уметь говорить с ним на одном языке – необходимое условие для работы любого автора.


Автор: Максим Бухтеев

Максим Бухтеев о себе.
Детсад, школа... Потом поступил в Московский Горный университет. Доучился до "Магистра горного дела". В шахту не пошёл, но зато женился. Во время учёбы занимался журналистикой, писал для КВН. Потом работал на ТВ-6. Юмор, юмор и ещё раз юмор... "Назло рекордам, "ОСП-студия", "БИС"... Ассистент, сценарист, режиссёр-постановщик.
Кризис и всё такое. ТВ-6 накрылось. Скитался по телеканалам и освоил кучу смежных профессий - от режиссёра монтажа до продюсера. Что только не делал - начиная от "Возвращения домой" на ОРТ, заканчивая "Прорывом" на ТВЦ. Приходилось долгое время в должности режиссёра монтажа подрабатывать "вольным стрелком". Работа интересная, но нервная. Всякое монтировал.
Был начальником и подчинённым. Пытался скрестить интернет с телевидением. Сделал для канала ТНТ сетевой портал - LOLvideo.ru. Работал креативным продюсером. Сейчас я редактор на ОТВР.
В сентябре 2009 года я запустил свой проект http://mabuk.ru/ Это сайт про то, как делать видео - кино, ТВ, ролики для сети, клипы и семейные архивы. Статьи с картинками, примеры с Youtube, форум с флудом и комментарии с "критикой". ;) 




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Как американцы  с русского кино пример брали

Как американцы с русского кино пример брали

16.06.2023 1057

В зарубежной литературе упоминается всего два периода, когда российское или советское кино оказало огромное влияние на всё мировое, подняв его на новый уровень.

Подробнее...
Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

14.12.2020 5713

В то время как блокбастеры и телешоу получают выгоду из эры цифрового доступа, будущее для целого ряда международных кинотеатров представляется туманным. Давным-давно я думал, что худший интерфейс, который я когда-либо видел после большинства сайтов кинофестивалей, это «Time Warner» (теперь «Spectrum»). Но что может быть хуже для поиска фильмов сегодня, чем Netflix и Amazon?

Подробнее...
Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

01.09.2020 4093

Прочитав в блоге продюсера Брайана Ньюмана отклик на недавно вышедшие у нас статьи о роли кинофестивалей в жизни и карьере кинематографистов, Indiewire по email задал ему несколько вопросов. Вот, что из этого вышло.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram