Меню

Николай Гросицкий: Мой обожаемый Тарантино

Off Top

На днях у Квентина Тарантино был день рождения, и я по этому поводу пересмотрел самый знаменитый его фильм, однако не самый лучший «Криминальное чтиво».

Безусловно, это замечательное кино, о котором более, чем за 20 лет сказано значительно больше, чем стоило. 

Дело в том, что можно до бесконечности говорить о течениях в кинематографе, о влиянии исторических факторов на развитие киноискусства в разных странах, даже о конкретных режиссёрах можно сказать довольно много, а вот с фильмами так не получается. Есть определённый киноязык, манера, в которой снят фильм, ограниченное число образов. Невозможно вселенную втиснуть между начальными и финальными титрами.

«Криминальное чтиво» разобрали по кусочкам. Потом эти кусочки разобрали до пылинок, а потом и до атомов. Всё. Это предел. Теперь, любая высказанная мысль на тему этого фильма является повтором и цитатой, хотя сам Тарантино к подобным вещам, как известно, относится с большим пиететом.

Говорить о «Чтиве» сейчас я не вижу смысла. А вот по поводу всей карьеры режиссёра у меня есть одна мысль.

Тарантино снимает свои фильмы, по тем же самым принципам, что и поэт пишет свои стихи. Вообще, фильмы Тарантино невероятно поэтичные. Я сейчас говорю не только о сюжетном построении, но и о работе с актёрами, монтаже и режиссуре, как таковой.

Например, знаменитое тарантиновское нелинейное повествование, помимо всего прочего, это рифма, которая скрепляет костяк фильма и не даёт ему безвольно растечься в пространстве. Режиссёр изначально загоняет себя в жесткие рамки, внутри которых он свободно создаёт произведение. Как и поёт, в самом начале выбирает стихотворный размер.



Во многих учебниках для сценаристов пишут, что двигателем сюжета является действие, а не слово. Что реплики нужно вкладывать в уста персонажей в только тогда, когда это действительно необходимо. Очевидно, Тарантино делает ровно наоборот.

Постоянная ненужная трепотня переполняет его фильмы. Конечно, диалоги о четвертьфуновом чизбургере и о том, какие чаевые надо оставлять в кафе добавляют обаяния и усиливают атмосферу, но это только побочный эффект. На самом деле, это типичные «Лирические отступления», которые так свойственны лиро-эпическим поэмам.

Сам режиссёр так говорит об отношении к диалогам: « Диалоги, мать твою, — это моя фишка, сечёшь, нет? Это то, чем я занимаюсь! Я уважаю мнение людей, но выйти с моего фильма и сказать: “Слишком много диалогов”, — это такая же тупость, как сказать это, посмотрев пьесу Тэннеси Уильямса или Дэвида Хейра, мать их. Нельзя быть моим гребаным поклонником и не любить моих диалогов. Между прочим, каждый мой фильм критиковали за то, что в них долгие скучные диалоги. Кроме, разве что, первой части «Убить Билла», где сплошное мочилово!». Вот так.

Поэтичность Тарантино также проявляется в его работе над образами. Большинство режиссёров начинают разрабатывать интересный для себя образ и заканчивают в одном и том же фильме. Тарантино так не делает никогда. Если в его фантазии рождается сцена, где персонажи находятся в разных плоскостях и разделены полом, то он будет играться с этим не один фильм. Если есть идея запихнуть в одно пространство озлобленных чуваков с пушками, то Тарантино будет это делать из фильма в фильм. Это его «тема». Очевидно, что не только поэты так долго работают с образом, но что-то поэтическое в этом точно есть.

Есть ещё несколько аспектов, которые доказывают, что Тарантино скорее работает в поэтической форме, нежели в прозаической, но в данном формате не имеет смысла углубляться в детали и рассматривать конкретные фильмы. Закончить мои размышления, конечно, стоит отрывком из стихотворения.

Например, этим:

Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и с поклоном,
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.

Давно мечты твоей полет
Меня увлек волшебной силой,
Давно в груди моей живет
Твое чело, твой облик милой.

 

Автор: Николай Гросицкий

В восьмидесятые годы в самом сердце нашей необъятной родины рос и формировался Колька Гросицкий. 
Первые драки, разбитые костяшки, неловкий подростковый секс: таким было юношество нашего героя. 
В тринадцать лет он впервые взял в руки синюю шариковую ручку с обгрызенным колпачком. Лихой авторский почерк проявился сразу… Не басни и стишки, а этюды, компиляции и фантасмагории выходили из под пера Николая. С этим багажом он и пошел поступать в ГИТИС. Взяли на режиссёрский факультет. С первого раза подобрал Николай отмычку к сердцам членов приёмной комиссии. И старания его были с лихвой и щедро вознаграждены. Отличный диплом и признание коллег. 
В синенькой фланелевой курточке с неспокойной душой и в китайских кедах юный актёр пошёл покорять столичные театры.
Дальше - пунктиром: три театра, игорный бизнес, первая украденная курица гриль, криминальные разборки, голодные обмороки, рок-сцена, неудачи и редкий, но заслуженный успех, корпоративы и ведение свадеб.
Все это привело Николку к мысли, что актёром ему не быть.
На сретенье 2007 года жизнь художника обрела новый смысл. Психологические и романтические сюжеты навсегда стали доминантой в его работах. Умение выстроить композицию таким образом, что второстепенные детали не только оттеняют основную сюжетную линию, но и являются самостоятельными персонажами, выгодно отличают прозу Николая.
Какие дали откроются перед этим шейхом конфликта и крестоносцем антагонистов, ведает только Бог.





Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Как американцы  с русского кино пример брали

Как американцы с русского кино пример брали

16.06.2023 1184

В зарубежной литературе упоминается всего два периода, когда российское или советское кино оказало огромное влияние на всё мировое, подняв его на новый уровень.

Подробнее...
Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

Почему алгоритмы Netflix и Amazon уничтожают фильмы?

14.12.2020 5844

В то время как блокбастеры и телешоу получают выгоду из эры цифрового доступа, будущее для целого ряда международных кинотеатров представляется туманным. Давным-давно я думал, что худший интерфейс, который я когда-либо видел после большинства сайтов кинофестивалей, это «Time Warner» (теперь «Spectrum»). Но что может быть хуже для поиска фильмов сегодня, чем Netflix и Amazon?

Подробнее...
Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

Каждый фестиваль должен задать себе один вопрос: зачем?

01.09.2020 4231

Прочитав в блоге продюсера Брайана Ньюмана отклик на недавно вышедшие у нас статьи о роли кинофестивалей в жизни и карьере кинематографистов, Indiewire по email задал ему несколько вопросов. Вот, что из этого вышло.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram