Есть множество подходов к написанию сценария. Что такое восьмишаговая сюжетная арка, и когда её используют?
Я подхожу к работе с предельной тщательностью, максимально ясно расписывая свою идею в мелочах, начиная с логлайна. Мне необходимо проработать её до мельчайших подробностей. Для меня важна максимальная подготовленность, поэтому я всегда стараюсь найти методы и концепции, которые могли бы мне помочь посмотреть на свою историю с новой стороны, именно поэтому восьмиэтапная сюжетная арка стала настоящей находкой. С её помощью очень удобно отслеживать развитие сюжета и действия героев в их взаимосвязи.
Сегодня я хочу показать вам, как работает этот метод в написании киносценариев. Я приведу несколько примеров и дам вам образец для работы с вашими собственными проектами.
Однако, прежде, чем мы начнем работу, поясню: восьмиэтапная сюжетная арка— это не то же самое, что трехактовая композиция. Разумеется, эти 8 пунктов вы сможете позже внести в структуру своего сценария, но это будут ключевые моменты вашей истории, раскрывающие персонаж в сюжете. Это эмоциональные сюжетные арки, которые заводят зрителя внутрь вашей истории и проводят его через всю историю от начала до конца.
Восьмикомпонентная сюжетная арка — один из многих подходов к построению повествования, основанная на самоучителе для писателей, который называется Write a Novel and Get it Published ("Пишем роман: от идеи до публикации", автор Найджел Уоттс (Nigel Watts). Мне показалось, что этот метод прекрасно подходит сценаристам, поэтому я представляю его вам и предлагаю проанализировать его применение в разработке киносценариев.
Его 8 компонентов — это моменты, которые могут произойти в процессе развития сюжета. Должны ли они произойти обязательно? Нет. Все субъективно. В первую очередь, это инструмент, который призван стимулировать работу воображения. Что бы ни происходило в этих 8-ми сюжетных переходах, убедитесь, что в вашей работе раскрываются и персонажи, и сюжет.
Давайте рассмотрим все 8 арок (переходов) и разберем роль каждой из них в повествовании.
1. Статичность/покой
В момент, когда мы знакомимся с нашими героями, они, как правило, живут обычной жизнью. Покажите, как они смотрят на мир и как мир смотрит на них. Всё идёт своим чередом до тех пор, пока…
2. Триггер
Что-то идет не так. Но что? Это часто называют завязкой. Это что-то, что меняется в жизнях героев, заставив их…
3. Квест
Это основная часть вашего сценария, в ходе которой главный герой, как правило, стремится восполнить какую-то необходимость. Именно это и есть развитие сюжета, реализация вашего логлайна.
4. Неожиданный поворот
Этот компонент усугубляет конфликт и делает персонажей более живыми и объемными. Его можно использовать, чтобы показать, как главный герой полностью посвящает себя центральной задаче сюжета, или, напротив, поставить под сомнение его роль в квесте.
5. Решающий выбор
Что произойдет, когда ваш герой столкнется с серьезными препятствиями? Будет ли он бороться или сбежит? Это тот момент, который принято считать началом "темной ночи души", описанной в сценарном плане Блейка Шнайдера.
6. Кульминация
На этом этапе эмоции героя и его способность к действию подвергаются настоящему жизненному испытанию. Все наши герои оказываются в чрезвычайно сложной ситуации, которая происходит ближе к концу развития сюжета в силу стечения всех проблем и конфликтов, с которыми они уже сталкивались ранее.
7. Обратный ход
Это естественное изменение хода событий, которое наши герои заслужили и которое вытекает из действий, произошедших на этапе кульминации. Казалось бы, все наконец-то всё начинает складываться в интересах нашего главного героя — но в самый неожиданный момент всё рушится, и надежды на положительный исход уже не остается никакой.
8. Развязка
Новый мир находит свое равновесие. Как сочетание всех произошедших событий изменило людей, которым пришлось пережить их, как оно повлияло на их окружение?
Примеры восьмикомпонентной сюжетной арки
Теперь, когда вы имеете представление о структуре этого метода, предлагаю рассмотреть примеры мирового кинематографа, в которых мастерство сценаристов поражает всяческое воображение.
- Статичность/покой
Я считаю прекрасным примером этапа статичности и покоя все происходящее в Шире в первой серии трилогии “Властелин Колец”. Перед нами предстает повседневная жизнь простых людей. Они и понятия не имеют, что скоро все изменится, но мы знакомимся с ними именно на данном этапе, дающем возможность подготовиться к приключениям, в которые нам предстоит отправиться вместе с ними.
- Триггер
Неважно, насколько глобально это событие само по себе, но оно меняет мир. В фильме “Исчезнувшая” все меняет сам факт исчезновения Эми. Обстоятельства с каждой секундой ухудшаются. С того момента, как Ник вызывает полицию, которая начинает исследовать близлежащие холмы на предмет е` передвижений и возможного местонахождения, вся его жизнь встает с ног на голову.
- Квест
Что привело зрителей в кинотеатр смотреть ваш фильм, который только что вышел в прокат (предположим, это уже произошло)? Какие моменты вашей картины показывают в трейлере? Трейлер предвосхищает наши ожидания, как в случае фильма "Умница Уилл Хантинг", когда уборщик-хулиган, обладающий редкими математическими способностями, приходит к психотерапевту. Именно с этого момента начинается главный этап его пути.
- Неожиданный поворот
Это критический момент. Почему герой вдруг оказывается в центре стремительно меняющихся событий? В таких фильмах, как "Чужой", также имеет место и смена жанра — научно-фантастическая картина превращается в фильм ужасов. После того, как из грудной клетки одного из присутствующих вылезает Чужой, ситуация на корабле безвозвратно меняется коренным образом.
- Решающий выбор
Сможет ли ваш герой справиться с возникшим препятствием? Конечно, в случае таких фильмов, как "Властелин колец. Битва при Хельмовой Пади", где герои физически сражаются, все понятно. Сцена из фильма "Манхеттен у моря", где герой признается — "Я не справлюсь", – одна из самых сильных во всей истории кинематографа. Герой обессилен; он понимает, что не сможет победить, но, признав это, находит возможность двигаться дальше.
- Кульминация
Именно в этом моменте сходится всё. Все сюжетные линии ведут к нему. Вашим героям предстоит лицом к лицу столкнуться со всем, что произошло раньше. Сюжет полностью оправдывает себя, и это происходит на пике эмоционального напряжения. В таких фильмах как “Оправданная жестокость”, главный герой оказывается вынужденным бросить вызов среде, из которой вышел, убив всех, кто ищет его, чтобы они перестали мешать той новой жизни, которую он создал для себя.
- Обратный ход
Итак, чем же всё закончится? Будет ли всё так, как вы хотите? Здесь всё зависит от вас как от автора, однако развязка обязательно должна оправдывать то, что происходит на этапе кульминации. К примеру, в таких картинах, как “Крик - 4”, этот поворот разыгрывается с неподражаемым эффектом. Зритель думает, что убийца мертв, и последнее слово навсегда останется за Сидни. Но не тут-то было: убийца наносит неожиданный удар.
- Развязка
Чем заканчивается наша история? Как складываются обстоятельства для ваших героев и мира, в котором они живут? Что изменилось с того момента, когда все было спокойно и, казалось бы, предсказуемо? В таких фильмах, как "Неуязвимый", главный герой превращается в супергероя. Это соответствует заложенному в сюжете ожиданию, однако мы также видим, что оба героя, в конце концов, находят ответы на все свои вопросы. В мире есть и супергерои, и супернегодяи.
Источник: nofilmschool.com