Меню

Что такое восьмиэтапная сюжетная арка?

Теория кино

Есть множество подходов к написанию сценария. Что такое восьмишаговая сюжетная арка, и когда её используют?

Я подхожу к работе с предельной тщательностью, максимально ясно расписывая свою идею в мелочах, начиная с логлайна. Мне необходимо проработать её до мельчайших подробностей. Для меня важна максимальная подготовленность, поэтому я всегда стараюсь найти методы и концепции, которые могли бы мне помочь посмотреть на свою историю с новой стороны, именно поэтому восьмиэтапная сюжетная арка стала настоящей находкой. С её помощью очень удобно отслеживать развитие сюжета и действия героев в их взаимосвязи.

Сегодня я хочу показать вам, как работает этот метод в написании киносценариев. Я приведу несколько примеров и дам вам образец для работы с вашими собственными проектами.

Однако, прежде, чем мы начнем работу, поясню: восьмиэтапная сюжетная арка— это не то же самое, что трехактовая композиция. Разумеется, эти 8 пунктов вы сможете позже внести в структуру своего сценария, но это будут ключевые моменты вашей истории, раскрывающие персонаж в сюжете. Это эмоциональные сюжетные арки, которые заводят зрителя внутрь вашей истории и проводят его через всю историю от начала до конца.

Восьмикомпонентная сюжетная арка — один из многих подходов к построению повествования, основанная на самоучителе для писателей, который называется Write a Novel and Get it Published ("Пишем роман: от идеи до публикации", автор Найджел Уоттс (Nigel Watts). Мне показалось, что этот метод прекрасно подходит сценаристам, поэтому я представляю его вам и предлагаю проанализировать его применение в разработке киносценариев.

Его 8 компонентов — это моменты, которые могут произойти в процессе развития сюжета. Должны ли они произойти обязательно? Нет. Все субъективно. В первую очередь, это инструмент, который призван стимулировать работу воображения. Что бы ни происходило в этих 8-ми сюжетных переходах, убедитесь, что в вашей работе раскрываются и персонажи, и сюжет.


Давайте рассмотрим все 8 арок (переходов) и разберем роль каждой из них в повествовании.

1. Статичность/покой
В момент, когда мы знакомимся с нашими героями, они, как правило, живут обычной жизнью. Покажите, как они смотрят на мир и как мир смотрит на них. Всё идёт своим чередом до тех пор, пока…

2. Триггер
Что-то идет не так. Но что? Это часто называют завязкой. Это что-то, что меняется в жизнях героев, заставив их…

3. Квест
Это основная часть вашего сценария, в ходе которой главный герой, как правило, стремится восполнить какую-то необходимость. Именно это и есть развитие сюжета, реализация вашего логлайна.

4. Неожиданный поворот
Этот компонент усугубляет конфликт и делает персонажей более живыми и объемными. Его можно использовать, чтобы показать, как главный герой полностью посвящает себя центральной задаче сюжета, или, напротив, поставить под сомнение его роль в квесте.

5. Решающий выбор
Что произойдет, когда ваш герой столкнется с серьезными препятствиями? Будет ли он бороться или сбежит? Это тот момент, который принято считать началом "темной ночи души", описанной в сценарном плане Блейка Шнайдера.

6. Кульминация
На этом этапе эмоции героя и его способность к действию подвергаются настоящему жизненному испытанию. Все наши герои оказываются в чрезвычайно сложной ситуации, которая происходит ближе к концу развития сюжета в силу стечения всех проблем и конфликтов, с которыми они уже сталкивались ранее.

7. Обратный ход
Это естественное изменение хода событий, которое наши герои заслужили и которое вытекает из действий, произошедших на этапе кульминации. Казалось бы, все наконец-то всё начинает складываться в интересах нашего главного героя — но в самый неожиданный момент всё рушится, и надежды на положительный исход уже не остается никакой.

8. Развязка
Новый мир находит свое равновесие. Как сочетание всех произошедших событий изменило людей, которым пришлось пережить их, как оно повлияло на их окружение?


Примеры восьмикомпонентной сюжетной арки

Теперь, когда вы имеете представление о структуре этого метода, предлагаю рассмотреть примеры мирового кинематографа, в которых мастерство сценаристов поражает всяческое воображение.

  • Статичность/покой

Я считаю прекрасным примером этапа статичности и покоя все происходящее в Шире в первой серии трилогии “Властелин Колец”. Перед нами предстает повседневная жизнь простых людей. Они и понятия не имеют, что скоро все изменится, но мы знакомимся с ними именно на данном этапе, дающем возможность подготовиться к приключениям, в которые нам предстоит отправиться вместе с ними.

  • Триггер

Неважно, насколько глобально это событие само по себе, но оно меняет мир. В фильме “Исчезнувшая” все меняет сам факт исчезновения Эми. Обстоятельства с каждой секундой ухудшаются. С того момента, как Ник вызывает полицию, которая начинает исследовать близлежащие холмы на предмет е` передвижений и возможного местонахождения, вся его жизнь встает с ног на голову.

  • Квест

Что привело зрителей в кинотеатр смотреть ваш фильм, который только что вышел в прокат (предположим, это уже произошло)? Какие моменты вашей картины показывают в трейлере? Трейлер предвосхищает наши ожидания, как в случае фильма "Умница Уилл Хантинг", когда уборщик-хулиган, обладающий редкими математическими способностями, приходит к психотерапевту. Именно с этого момента начинается главный этап его пути.

  • Неожиданный поворот

Это критический момент. Почему герой вдруг оказывается в центре стремительно меняющихся событий? В таких фильмах, как "Чужой", также имеет место и смена жанра — научно-фантастическая картина превращается в фильм ужасов. После того, как из грудной клетки одного из присутствующих вылезает Чужой, ситуация на корабле безвозвратно меняется коренным образом.

  • Решающий выбор

Сможет ли ваш герой справиться с возникшим препятствием? Конечно, в случае таких фильмов, как "Властелин колец. Битва при Хельмовой Пади", где герои физически сражаются, все понятно. Сцена из фильма "Манхеттен у моря", где герой признается — "Я не справлюсь", – одна из самых сильных во всей истории кинематографа. Герой обессилен; он понимает, что не сможет победить, но, признав это, находит возможность двигаться дальше.

  • Кульминация

Именно в этом моменте сходится всё. Все сюжетные линии ведут к нему. Вашим героям предстоит лицом к лицу столкнуться со всем, что произошло раньше. Сюжет полностью оправдывает себя, и это происходит на пике эмоционального напряжения. В таких фильмах как “Оправданная жестокость”, главный герой оказывается вынужденным бросить вызов среде, из которой вышел, убив всех, кто ищет его, чтобы они перестали мешать той новой жизни, которую он создал для себя.

  • Обратный ход

Итак, чем же всё закончится? Будет ли всё так, как вы хотите? Здесь всё зависит от вас как от автора, однако развязка обязательно должна оправдывать то, что происходит на этапе кульминации. К примеру, в таких картинах, как “Крик - 4”, этот поворот разыгрывается с неподражаемым эффектом. Зритель думает, что убийца мертв, и последнее слово навсегда останется за Сидни. Но не тут-то было: убийца наносит неожиданный удар.

  • Развязка

Чем заканчивается наша история? Как складываются обстоятельства для ваших героев и мира, в котором они живут? Что изменилось с того момента, когда все было спокойно и, казалось бы, предсказуемо? В таких фильмах, как "Неуязвимый", главный герой превращается в супергероя. Это соответствует заложенному в сюжете ожиданию, однако мы также видим, что оба героя, в конце концов, находят ответы на все свои вопросы. В мире есть и супергерои, и супернегодяи.

Источник: nofilmschool.com




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

«Телемания-2024»: Креативное продюсирование: от идеи до реализации проекта

«Телемания-2024»: Креативное продюсирование: от идеи до реализации проекта

12.11.2024 3

В Институте кино и телевидения (ГИТР) в рамках Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания» прошло образовательное ток-шоу на тему креативного продюсирования, разработки и создания проектов. Гости поговорили о проблемных аспектах работы креативного и исполнительного продюсеров, мониторинге зрительской аудитории, использовании нейросетей в сценарии и подборе команды.

Подробнее...
«Телемания-2024»: Виртуальное пространство как способ художественного выражения идеи»

«Телемания-2024»: Виртуальное пространство как способ художественного выражения идеи»

05.11.2024 115

В Институте кино и телевидения (ГИТР) в рамках Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания» прошло четвертое образовательное ток-шоу о использовании виртуального пространства, использовании VR в игровой индустрии и тенденциях в современном кино.

Подробнее...
От трюков до кадров: в рамках образовательной части “Телемании” прошло ток-шоу о культуре экшена

От трюков до кадров: в рамках образовательной части “Телемании” прошло ток-шоу о культуре экшена

21.10.2024 212

В Институте кино и телевидения (ГИТР) в рамках Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания» прошёл второй образовательный паблик-ток с наиболее яркими представителями современной российской…

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram