Меню

Как начать свой сценарий? 7 способов, которые вам помогут

Теория кино

Хотите написать сценарий для большого или малого экрана? Надеюсь, прежде чем давать советы, что ваша история уже проработана, ваши персонажи жизнеспособны, а диалоги на экране немногословны и наполнены двойным смыслом. Но как же все-таки начать свой сценарий?

Запомните: в самом начале вашего сценария вы определяете настроение, атмосферу и представляете главных героев. Начало сообщает нам, в каком социальном срезе разворачивается ваша история. И при этом начало сценария необходимо наполнить надлежащими эмоциями и задать вопрос, на который читатель вашего сценария захочет найти ответ в его последующих частях. Никакого давления. Просто это те базовые вещи, которые с самого начала должен «задавать» ваш сценарий.

Бриттон Перельман определил 7 техник или способов, которые помогут вам начать ваш сценарий. Во время чтения этой статьи, я обнаружил, что у него есть несколько замечательных идей, которые он развивает наряду с неизменно плодовитым и талантливым Уильямом С. Мартеллом. Я объединил мудрость этих двух мэтров, добавив несколько собственных советов. Наверняка один из этих способов подойдет вам и вашей истории.

 

1. Создайте красочную эмоцию

Вы хотите, чтобы ваша аудитория извивалась и ерзала? Или вы хотите, чтобы внимание зрителей было сосредоточено непосредственно на вашей истории? Самый простой способ сделать: буквально «нарисовать» яркую и нужную вам эмоцию.

 

2. Начните с цитаты

Вы хотите, чтобы ваш сценарий и фильм продавались? Тогда делайте то, что делают маркетологи ведущих брендов, и начните с цитаты, в идеале той, которая напрямую связана с базовой эмоцией вашей истории. Если вы в числе моих подписчиков, то знаете, что у меня часто припасены цитаты на разные случаи. Хитрость заключается в том, чтобы найти цитату, соответствующую моменту и смыслу.

Вот в чем хитрость. Найдите цитату, которая вызывает эмоции и имеет непосредственное отношение к вашей истории. И начните сценарий с этой цитаты. По крайней мере, это поможет читателю преодолеть первые пару страниц.

 

3. Сломайте четвертую стену и обратитесь к аудитории

Мы часто видим титульные листы, вводные титры в начале фильма. На самом деле знаменитые цитаты являются именно титульными карточками, вводными титрами. Но если вы обращаетесь к аудитории напрямую, начало вашего сценария может обрести неожиданный и совершенно особый импульс.

В рамках фестиваля Raindance мы часто получаем фильмы и сценарии, которые начинаются со слов «Основано на реальных событиях». Это, безусловно полезно, однако не всегда имеет рассчитанный эффект. Так почему бы не добавить еще что-то вначале, почему бы не придать дополнительный импульс вашему вступлению?

По сути, когда вы обращаетесь к зрителю напрямую, вы ломаете четвертую стену — воображаемую стену между персонажами на экране и аудиторией — в данном случае, вы прямо прорываетесь к вашему читателю (см. сценарий "500 дней лета").

Есть и другие примеры того, как кинематографисты ломают четвертую стену. Так, в «Бойцовском клубе» Джек напрямую обращается к аудитории.

4. Найдите визуальное начало

Есть старая поговорка: картинка дороже тысячи слов. И отличный способ начать сценарий — создать словом красивую и манящую картинку, которая увлечет вашего читателя (см. сценарий "Формы воды" и сценарий "Тёмного рыцаря").

5. Начните со звукового сопровождения на черном экране

Черный экран со звуковым сопровождением поможет сразу же погрузить аудиторию в мир вашего сценария. На черном экране может заиграть песня, или быть слышен звук волн, разбивающихся о пляж; или мы услышим слова рассказчика, задающего настроение. Звуковое сопровождение, которое вы выберете и будете использовать, должно иметь непосредственное отношение к вашей истории и непременно усиливать её.

6. Начните с дикторского голоса

С озвучкой можно возиться до смерти. Некоторые предпочитают, чтобы текст читал некий рассказчик от третьего лица. Другие берут голос одного из персонажей фильма (так что технически это не совсем абстрактный «рассказчик»). В любом случае, подобный прием может добавить драматизма вашему сценарию и наполнить читателя/зрителя предвкушением чего-то грядущего (см. сценарий "Войны миров").

 

7. Начните с экшена

Поверьте мне: профессиональный читатель сценариев ненавидит… читать! Обычно отборщики сценариев просматривают текст «по диагонали», а когда теряются, прокручивают обратно до описания, чтобы еще раз понять - в чем суть да дело, а затем листают дальше.

Представьте себя скромным стажером в офисе кинопроизводства. Если большой начальник шлепнет этот сценарий на ваш стол со словами «Читать!»? И вам придется читать целую страницу описаний?

Если вы выберете подобный способ начать ваш сценарий, вам нужно убедиться, что ваша первая страница (или две первые страницы) создают настолько убедительную историю, которая гарантировано вызовет у читателя нужные эмоции. И что, взяв в руки ваш сценарий, он захочет перевернуть следующую страницу (см. сценарий "Побега из Шоушенка").


Автор: Эллиот Гроув для raindance.org




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

«Телемания-2024»: «Как музыка стала фоном: исчезновение запоминающихся саундтреков»

«Телемания-2024»: «Как музыка стала фоном: исчезновение запоминающихся саундтреков»

19.11.2024 56

В Институте кино и телевидения (ГИТР) в рамках Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания» прошло образовательное ток-шоу на тему “Музыка: создание и воплощение саундтрека”. Что случилось с музыкой в кино, и почему она перестала быть такой важной?

Подробнее...
«Телемания-2024»: Креативное продюсирование: от идеи до реализации проекта

«Телемания-2024»: Креативное продюсирование: от идеи до реализации проекта

12.11.2024 194

В Институте кино и телевидения (ГИТР) в рамках Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания» прошло образовательное ток-шоу на тему креативного продюсирования, разработки и создания проектов. Гости поговорили о проблемных аспектах работы креативного и исполнительного продюсеров, мониторинге зрительской аудитории, использовании нейросетей в сценарии и подборе команды.

Подробнее...
«Телемания-2024»: Виртуальное пространство как способ художественного выражения идеи»

«Телемания-2024»: Виртуальное пространство как способ художественного выражения идеи»

05.11.2024 195

В Институте кино и телевидения (ГИТР) в рамках Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания» прошло четвертое образовательное ток-шоу о использовании виртуального пространства, использовании VR в игровой индустрии и тенденциях в современном кино.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram