Хотите написать сценарий для большого или малого экрана? Надеюсь, прежде чем давать советы, что ваша история уже проработана, ваши персонажи жизнеспособны, а диалоги на экране немногословны и наполнены двойным смыслом. Но как же все-таки начать свой сценарий?
Запомните: в самом начале вашего сценария вы определяете настроение, атмосферу и представляете главных героев. Начало сообщает нам, в каком социальном срезе разворачивается ваша история. И при этом начало сценария необходимо наполнить надлежащими эмоциями и задать вопрос, на который читатель вашего сценария захочет найти ответ в его последующих частях. Никакого давления. Просто это те базовые вещи, которые с самого начала должен «задавать» ваш сценарий.
Бриттон Перельман определил 7 техник или способов, которые помогут вам начать ваш сценарий. Во время чтения этой статьи, я обнаружил, что у него есть несколько замечательных идей, которые он развивает наряду с неизменно плодовитым и талантливым Уильямом С. Мартеллом. Я объединил мудрость этих двух мэтров, добавив несколько собственных советов. Наверняка один из этих способов подойдет вам и вашей истории.
1. Создайте красочную эмоцию
Вы хотите, чтобы ваша аудитория извивалась и ерзала? Или вы хотите, чтобы внимание зрителей было сосредоточено непосредственно на вашей истории? Самый простой способ сделать: буквально «нарисовать» яркую и нужную вам эмоцию.
2. Начните с цитаты
Вы хотите, чтобы ваш сценарий и фильм продавались? Тогда делайте то, что делают маркетологи ведущих брендов, и начните с цитаты, в идеале той, которая напрямую связана с базовой эмоцией вашей истории. Если вы в числе моих подписчиков, то знаете, что у меня часто припасены цитаты на разные случаи. Хитрость заключается в том, чтобы найти цитату, соответствующую моменту и смыслу.
Вот в чем хитрость. Найдите цитату, которая вызывает эмоции и имеет непосредственное отношение к вашей истории. И начните сценарий с этой цитаты. По крайней мере, это поможет читателю преодолеть первые пару страниц.
3. Сломайте четвертую стену и обратитесь к аудитории
Мы часто видим титульные листы, вводные титры в начале фильма. На самом деле знаменитые цитаты являются именно титульными карточками, вводными титрами. Но если вы обращаетесь к аудитории напрямую, начало вашего сценария может обрести неожиданный и совершенно особый импульс.
В рамках фестиваля Raindance мы часто получаем фильмы и сценарии, которые начинаются со слов «Основано на реальных событиях». Это, безусловно полезно, однако не всегда имеет рассчитанный эффект. Так почему бы не добавить еще что-то вначале, почему бы не придать дополнительный импульс вашему вступлению?
По сути, когда вы обращаетесь к зрителю напрямую, вы ломаете четвертую стену — воображаемую стену между персонажами на экране и аудиторией — в данном случае, вы прямо прорываетесь к вашему читателю (см. сценарий "500 дней лета").
Есть и другие примеры того, как кинематографисты ломают четвертую стену. Так, в «Бойцовском клубе» Джек напрямую обращается к аудитории.
4. Найдите визуальное начало
Есть старая поговорка: картинка дороже тысячи слов. И отличный способ начать сценарий — создать словом красивую и манящую картинку, которая увлечет вашего читателя (см. сценарий "Формы воды" и сценарий "Тёмного рыцаря").
5. Начните со звукового сопровождения на черном экране
Черный экран со звуковым сопровождением поможет сразу же погрузить аудиторию в мир вашего сценария. На черном экране может заиграть песня, или быть слышен звук волн, разбивающихся о пляж; или мы услышим слова рассказчика, задающего настроение. Звуковое сопровождение, которое вы выберете и будете использовать, должно иметь непосредственное отношение к вашей истории и непременно усиливать её.
6. Начните с дикторского голоса
С озвучкой можно возиться до смерти. Некоторые предпочитают, чтобы текст читал некий рассказчик от третьего лица. Другие берут голос одного из персонажей фильма (так что технически это не совсем абстрактный «рассказчик»). В любом случае, подобный прием может добавить драматизма вашему сценарию и наполнить читателя/зрителя предвкушением чего-то грядущего (см. сценарий "Войны миров").
7. Начните с экшена
Поверьте мне: профессиональный читатель сценариев ненавидит… читать! Обычно отборщики сценариев просматривают текст «по диагонали», а когда теряются, прокручивают обратно до описания, чтобы еще раз понять - в чем суть да дело, а затем листают дальше.
Представьте себя скромным стажером в офисе кинопроизводства. Если большой начальник шлепнет этот сценарий на ваш стол со словами «Читать!»? И вам придется читать целую страницу описаний?
Если вы выберете подобный способ начать ваш сценарий, вам нужно убедиться, что ваша первая страница (или две первые страницы) создают настолько убедительную историю, которая гарантировано вызовет у читателя нужные эмоции. И что, взяв в руки ваш сценарий, он захочет перевернуть следующую страницу (см. сценарий "Побега из Шоушенка").
Автор: Эллиот Гроув для raindance.org