Меню

Как продвигать короткометражный фильм?

Теория кино

Почему не стоит расстраиваться, если ваша работа не попала на конкурс Каннского кинофестиваля или Кинотавра, и какие возможности у вас есть для ее продвижения, рассказывает Елена Коржаева, исполнительный продюсер компании по фестивальному продвижению «CinePromo» (ранее статья публиковалась на tvkinoradio.ru).

Арифметика успешного промоушена короткометражного фильма проста: попади в Канны, Берлин, Венецию или «Сандэнс» и в один момент станешь главным героем всех отечественных (и не только) околокиношных передовиц, а профессиональной востребованности не будет предела.

Но как быть, если ни топовые зарубежные фестивали, ни родной Кинотавр так и не случились? Для начала глубоко вдохните, медленно выдохните протяжное «ом», составьте последующую стратегию продвижения и готовьтесь к ратному пути длиною в год.

Последнее принципиально важно — мгновенного эффекта не будет. Вам придется ждать решений отборочных комиссий месяцами и, конечно, получать отказы (порой их будет много и даже очень много). Но поверьте, упорство, настойчивость и выдержка неизменно конвертируются в вожделенные награды, внимание СМИ и профессиональные связи.

Продвижение любого короткого метра можно условно разделить на три взаимообусловленные части:
- фестивальные отправки;
- кинотеатральный прокат и дистрибьюция;
- работа с масс-медиа.

Одно с другим коррелирует и эффективно только в комплексе. Конечно, бывают «смягчающие обстоятельства». Особо сознательные авторы еще на этапе разработки проекта и производства посещали питчинги и лаборатории, приглашали медийных актеров принять участие в съемках или сценарий для фильма написал сам Алексей Герман-младший. Но все это не является абсолютной гарантией успеха, за каждую картину одинаково придется бороться (зачастую с удвоенной и утроенной силой).


Фестивальное продвижение

Почему фестивали все еще играют решающую роль в продвижении любого «неформатного» кино? Причин несколько.

Во-первых, это возможность показать свой фильм в кинотеатре. Для создателей короткометражных фильмов фестивали — это, порой, единственная возможность добраться до большого экрана и быть увиденными не только рядовыми зрителями, но и продюсерами, дистрибьюторами и СМИ. Безусловно, можно отправить закрытую ссылку по электронной почте или в мессенджеры и ждать ответа вечность. Однако быстрее и эффективнее попасть в самое сердце Сельянова или Роднянского — это быть отобранным в программу профессионального кинофестиваля: времени мало, все хотят смотреть «отфильтрованный» контент.

Во-вторых, как ни крути, фестивальные селекции и призы — это своего рода показатели качества вашего фильма. Лайки друзей, «пятерка» от мастера или гордая улыбка мамы — это, безусловно, хорошо, но не аргументированно. Более того, если вы когда-нибудь будете связаны с госденьгами, первое, что у вас запросит Министерство культуры или Фонд кино — резюме режиссера и продюсера, подкрепленные фестивальной «лаврушкой».

В-третьих, фестивали — это специализированные мероприятия, где можно познакомиться и пообщаться с теми, кто вам полезен: продюсерами, дистрибьюторами, отборщиками других смотров, СМИ и пр. Если ваш фильм не взяли ни в программу Каннского фестиваля, ни Кинотавра, никто вам не мешает отправиться туда с пачкой визиток, назначать встречи, знакомиться и обрастать связями и договоренностями. Да, вам придется запастись более весомыми доводами и пробиваться на закрытые мероприятия только для участников конкурса. Но в целом, вы на тех же правах и с тем же набором возможностей.

Камерные фестивали мы тоже советуем не игнорировать: обязательно отправляйте заявки, и, если вас отобрали в конкурс, готовьтесь к поездкам: профсообщества на них, конечно, меньше, зато внимания к каждому участнику больше.


Альтернативные способы дистрибьюции

Не прошли отбор в Канны или на Кинотавр? Это совершенно не означает, что вы должны задвинуть свой фильм в долгий ящик, броситься снимать что-то новое или погрузиться в апатию. Помимо фестивалей поменьше, есть другие способы продвижения, и их число растет год от года.

Так, короткометражные фильмы охотно берут VOD-платформы, которых, как известно, в России стало больше, чем федеральных каналов. Условия разные: от процентов с показов рекламы до приобретения прав на определенный срок. Все чаще короткометражки выходят в прокат в составе сборников, в том числе в кинотеатрах КАРО, «Москино», «Лендок» и пр. — как бесплатно, так и на коммерческой основе. Некоторые российские телеканалы ставят короткометражные фильмы в свои программные сетки: «Культура», 2х2, был даже прецедент на ТНТ.

Очень важная часть продвижения любого короткого метра — его онлайн-премьера. Все чаще большие продюсеры обращают внимание на просмотры фильмов в YouTube и селекции в vimeo stuff pics.


Вступайте в Public Relations

Если вы думаете, что о короткометражном кино масс-медиа готовы писать только в контексте попадания в Канны, «Берлинале», Венецианский фестиваль или «Сандэнс», то вы ошибаетесь!

Любой профессиональный пиарщик вам скажет: инфоповоды — наше все: съемки с участием медийных актеров, подкрепленные прямыми эфирами в Instagram, фестивальные селекции и призы, кинотеатральная или онлайн-премьера фильма, ваши экспертные интервью для специализированных СМИ или собственного YouTube-канала.

Чем шире ваше присутствие в информационном поле, тем лучше. Только не забывайте попутно делать фото и видео, начиная от съемочного бекстейджа и заканчивая фестивальными пресс-волами. В конце концов, в современном мире каждый сам себе СМИ. Развивайте личный бренд!


Живые примеры

В завершении расскажем о нескольких молодых российских авторах, дебютные короткометражки которых никогда не участвовали ни в Кинотавре, ни в Каннском фестивале и это никак не помешало им добиться успеха.

  • Ольга Дибцева. Ее «Добрый день» принял участие более чем в 70 фестивалях по всему миру, был в прокате в Германии, Италии и России, даже вошел в немецкие учебники как эталонная «черная» комедия. Сейчас Ольга много снимается и разрабатывает ряд собственных кинопроектов.

  • Анна Котт. Актриса, режиссер, бизнесвумен и блогер. Ее экспериментальная короткометражка «Истеричка» и ролики «Ешь искусство» покорили полмира. Анна также является успешным клипмейкером: среди ее клиентов Uma2rman и легендарная «Алиса».

  • Борис Гуц. Самый известный российский режиссер, снимающий кино на iPhone. Автор нескольких полнометражных фильмов, успешный клипмейкер.

  • Даша Чаруша. Никогда не участвовала ни в Кинотавре, ни в Каннском фестивале как режиссер. Это никак не помешало ее «Хорошему дню», созданному в рамках Медиалаборатории Яндекс.Такси, стать одной из самых награждаемых российских короткометражек, а «Марафону желаний» собрать неплохой бокс-офис в прокате. (UPD: "Марафон желаний" участвовал в спецпоказах Кинотавра, но это случилось уже после проката фильма).

  • Илья Аксенов. Его дебютный фильм «ПНХ» покорил более 30-ти фестивалей. на данный момент Илья является одним из самых востребовнных молодых российских режиссеров и работает с ведущими платформами и телеканалами.


    Автор: Елена Коржаева




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Диалоги

Диалоги "в лоб": как их избежать

20.05.2024 1512

Представьте себе, что вы смотрите фильм, где все диалоги героев выражают все их мысли, чувства, эмоции, поясняют ситуацию и раскладывают по полочкам все обстоятельства. Это было бы неестественно, это неинтересно. Это слишком прямолинейно. Это слишком " в лоб."

Подробнее...
Что такое рамочное повествование?

Что такое рамочное повествование?

30.04.2024 1671

В мире кино сторителлинг принимает множество форм, и у каждой из них — своя задача. Один из литературных приемов, который используется в кино на протяжении всей истории кинематографа, — рамочное повествование. Рамочное повествование представляет собой подачу сюжета на фоне другой истории. Киновед Виктор Шкловский называл такой тип нарратива «обрамлением»: один сюжет обрамляется другим сюжетом, то есть мы получаем историю в истории — происходит действие, но действует в нем не тот, кто рассказывает эту историю. В этой статье мы поговорим о том, что такое рамочное повествование, и рассмотрим несколько особенно ярких примеров, которые показывают эффективность этого приема.

Подробнее...
Как пишутся актерские ансамбли для кино и сериалов?

Как пишутся актерские ансамбли для кино и сериалов?

28.03.2024 1698

В отличие от обычных сюжетов, сосредоточенных на одном или двух персонажах, сюжеты с несколькими персонажами требуют от автора умения жонглировать сюжетными линиями, арками героев и перспективами, в то же время поддерживая целостность истории и удерживая внимание зрителя на ней.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram