Меню

Как продвигать короткометражный фильм?

Теория кино

Почему не стоит расстраиваться, если ваша работа не попала на конкурс Каннского кинофестиваля или Кинотавра, и какие возможности у вас есть для ее продвижения, рассказывает Елена Коржаева, исполнительный продюсер компании по фестивальному продвижению «CinePromo» (ранее статья публиковалась на tvkinoradio.ru).

Арифметика успешного промоушена короткометражного фильма проста: попади в Канны, Берлин, Венецию или «Сандэнс» и в один момент станешь главным героем всех отечественных (и не только) околокиношных передовиц, а профессиональной востребованности не будет предела.

Но как быть, если ни топовые зарубежные фестивали, ни родной Кинотавр так и не случились? Для начала глубоко вдохните, медленно выдохните протяжное «ом», составьте последующую стратегию продвижения и готовьтесь к ратному пути длиною в год.

Последнее принципиально важно — мгновенного эффекта не будет. Вам придется ждать решений отборочных комиссий месяцами и, конечно, получать отказы (порой их будет много и даже очень много). Но поверьте, упорство, настойчивость и выдержка неизменно конвертируются в вожделенные награды, внимание СМИ и профессиональные связи.

Продвижение любого короткого метра можно условно разделить на три взаимообусловленные части:
- фестивальные отправки;
- кинотеатральный прокат и дистрибьюция;
- работа с масс-медиа.

Одно с другим коррелирует и эффективно только в комплексе. Конечно, бывают «смягчающие обстоятельства». Особо сознательные авторы еще на этапе разработки проекта и производства посещали питчинги и лаборатории, приглашали медийных актеров принять участие в съемках или сценарий для фильма написал сам Алексей Герман-младший. Но все это не является абсолютной гарантией успеха, за каждую картину одинаково придется бороться (зачастую с удвоенной и утроенной силой).


Фестивальное продвижение

Почему фестивали все еще играют решающую роль в продвижении любого «неформатного» кино? Причин несколько.

Во-первых, это возможность показать свой фильм в кинотеатре. Для создателей короткометражных фильмов фестивали — это, порой, единственная возможность добраться до большого экрана и быть увиденными не только рядовыми зрителями, но и продюсерами, дистрибьюторами и СМИ. Безусловно, можно отправить закрытую ссылку по электронной почте или в мессенджеры и ждать ответа вечность. Однако быстрее и эффективнее попасть в самое сердце Сельянова или Роднянского — это быть отобранным в программу профессионального кинофестиваля: времени мало, все хотят смотреть «отфильтрованный» контент.

Во-вторых, как ни крути, фестивальные селекции и призы — это своего рода показатели качества вашего фильма. Лайки друзей, «пятерка» от мастера или гордая улыбка мамы — это, безусловно, хорошо, но не аргументированно. Более того, если вы когда-нибудь будете связаны с госденьгами, первое, что у вас запросит Министерство культуры или Фонд кино — резюме режиссера и продюсера, подкрепленные фестивальной «лаврушкой».

В-третьих, фестивали — это специализированные мероприятия, где можно познакомиться и пообщаться с теми, кто вам полезен: продюсерами, дистрибьюторами, отборщиками других смотров, СМИ и пр. Если ваш фильм не взяли ни в программу Каннского фестиваля, ни Кинотавра, никто вам не мешает отправиться туда с пачкой визиток, назначать встречи, знакомиться и обрастать связями и договоренностями. Да, вам придется запастись более весомыми доводами и пробиваться на закрытые мероприятия только для участников конкурса. Но в целом, вы на тех же правах и с тем же набором возможностей.

Камерные фестивали мы тоже советуем не игнорировать: обязательно отправляйте заявки, и, если вас отобрали в конкурс, готовьтесь к поездкам: профсообщества на них, конечно, меньше, зато внимания к каждому участнику больше.


Альтернативные способы дистрибьюции

Не прошли отбор в Канны или на Кинотавр? Это совершенно не означает, что вы должны задвинуть свой фильм в долгий ящик, броситься снимать что-то новое или погрузиться в апатию. Помимо фестивалей поменьше, есть другие способы продвижения, и их число растет год от года.

Так, короткометражные фильмы охотно берут VOD-платформы, которых, как известно, в России стало больше, чем федеральных каналов. Условия разные: от процентов с показов рекламы до приобретения прав на определенный срок. Все чаще короткометражки выходят в прокат в составе сборников, в том числе в кинотеатрах КАРО, «Москино», «Лендок» и пр. — как бесплатно, так и на коммерческой основе. Некоторые российские телеканалы ставят короткометражные фильмы в свои программные сетки: «Культура», 2х2, был даже прецедент на ТНТ.

Очень важная часть продвижения любого короткого метра — его онлайн-премьера. Все чаще большие продюсеры обращают внимание на просмотры фильмов в YouTube и селекции в vimeo stuff pics.


Вступайте в Public Relations

Если вы думаете, что о короткометражном кино масс-медиа готовы писать только в контексте попадания в Канны, «Берлинале», Венецианский фестиваль или «Сандэнс», то вы ошибаетесь!

Любой профессиональный пиарщик вам скажет: инфоповоды — наше все: съемки с участием медийных актеров, подкрепленные прямыми эфирами в Instagram, фестивальные селекции и призы, кинотеатральная или онлайн-премьера фильма, ваши экспертные интервью для специализированных СМИ или собственного YouTube-канала.

Чем шире ваше присутствие в информационном поле, тем лучше. Только не забывайте попутно делать фото и видео, начиная от съемочного бекстейджа и заканчивая фестивальными пресс-волами. В конце концов, в современном мире каждый сам себе СМИ. Развивайте личный бренд!


Живые примеры

В завершении расскажем о нескольких молодых российских авторах, дебютные короткометражки которых никогда не участвовали ни в Кинотавре, ни в Каннском фестивале и это никак не помешало им добиться успеха.

  • Ольга Дибцева. Ее «Добрый день» принял участие более чем в 70 фестивалях по всему миру, был в прокате в Германии, Италии и России, даже вошел в немецкие учебники как эталонная «черная» комедия. Сейчас Ольга много снимается и разрабатывает ряд собственных кинопроектов.

  • Анна Котт. Актриса, режиссер, бизнесвумен и блогер. Ее экспериментальная короткометражка «Истеричка» и ролики «Ешь искусство» покорили полмира. Анна также является успешным клипмейкером: среди ее клиентов Uma2rman и легендарная «Алиса».

  • Борис Гуц. Самый известный российский режиссер, снимающий кино на iPhone. Автор нескольких полнометражных фильмов, успешный клипмейкер.

  • Даша Чаруша. Никогда не участвовала ни в Кинотавре, ни в Каннском фестивале как режиссер. Это никак не помешало ее «Хорошему дню», созданному в рамках Медиалаборатории Яндекс.Такси, стать одной из самых награждаемых российских короткометражек, а «Марафону желаний» собрать неплохой бокс-офис в прокате. (UPD: "Марафон желаний" участвовал в спецпоказах Кинотавра, но это случилось уже после проката фильма).

  • Илья Аксенов. Его дебютный фильм «ПНХ» покорил более 30-ти фестивалей. на данный момент Илья является одним из самых востребовнных молодых российских режиссеров и работает с ведущими платформами и телеканалами.


    Автор: Елена Коржаева

Самые популярные темы кино 2021 года

Самые популярные темы кино 2021 года

10.06.2021 142

Что заставляет нашу кровь бурлить и переливаться? Будь то игра в гонзо-квест, ограбление банка или охота на мошенников – для нас это подъем, это возможность оказаться в положении захватывающего сюжета фильма. Это редкая привилегия, которую дает нам кино. Некоторые истории из фильмов продолжают возвращаться снова и снова, потому что людям они безмерно нравятся. Их можно считать классическими темами кино. Давайте посмотрим, какие из этих темы популярны в этом году.

Подробнее...
10 способов найти финансирование на ваш фильм в Великобритании

10 способов найти финансирование на ваш фильм в Великобритании

31.05.2021 683

Поздравляю! Вы решили снять фильм: короткометражный, художественный или документальный. Скорее всего, вы заранее представляете, сколько денег вы хотели бы иметь в своих карманах, чтобы это произошло. Не волнуйтесь! Есть много способов найти финансирование для вашего фильма. Подождите минутку, обо всем по порядку.

Подробнее...
Как сделать фильм зрелищным? Несколько советов авторам.

Как сделать фильм зрелищным? Несколько советов авторам.

01.03.2021 751

Ниже мы обозначили некоторые моменты, которые необходимо держать в голове во время съемок и, что более важно, когда Вы экспериментируете.

Подробнее...
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 05:05' игровой фильм реж. Кристина Работенко
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
#
2015, Россия, 24:42' игровой фильм реж. Никита Ордынский
#
2015, Россия, 11:45' анимационный фильм реж. Игорь Писаренко
#
2015, Россия, 43' документальный фильм реж. Надежда Попова
#
2015, Россия, 20' игровой фильм реж. Алексей Нужный
#
2015, Россия, 15:57' игровой фильм реж. Никита Тамаров
#
2015, Россия, 16:22' игровой фильм реж. Анна Котт
#
2015, Россия, 27:21' игровой фильм реж. Ольга Городецкая
#
2015, Россия, Франция, 51:28’' документальный фильм реж. Егор Климович
#
2015, Россия, 36:16' документальный фильм реж. Андрей Ерастов
#
2015, Россия, 10' игровой фильм реж. Александр Коржов
#
2015, Австралия, 119' игровой фильм реж. Джослин Мурхаус
#
2015, Россия, 19' документальный фильм реж. Дмитрий Калашников
#
2015, Россия, 24' игровой фильм реж. Дмитрий Голубов
#
2015, Россия, 100' игровой фильм реж. Рустам Ильясов
#
2015, Россия, 10х26' документальный фильм реж. Денис Дьяконов
#
2015, Россия, 15' анимационный фильм реж. Илья Панкратов
Telegram