Почему не стоит расстраиваться, если ваша работа не попала на конкурс Каннского кинофестиваля или Кинотавра, и какие возможности у вас есть для ее продвижения, рассказывает Елена Коржаева, исполнительный продюсер компании по фестивальному продвижению «CinePromo» (ранее статья публиковалась на tvkinoradio.ru).
Арифметика успешного промоушена короткометражного фильма проста: попади в Канны, Берлин, Венецию или «Сандэнс» и в один момент станешь главным героем всех отечественных (и не только) околокиношных передовиц, а профессиональной востребованности не будет предела.
Но как быть, если ни топовые зарубежные фестивали, ни родной Кинотавр так и не случились? Для начала глубоко вдохните, медленно выдохните протяжное «ом», составьте последующую стратегию продвижения и готовьтесь к ратному пути длиною в год.
Последнее принципиально важно — мгновенного эффекта не будет. Вам придется ждать решений отборочных комиссий месяцами и, конечно, получать отказы (порой их будет много и даже очень много). Но поверьте, упорство, настойчивость и выдержка неизменно конвертируются в вожделенные награды, внимание СМИ и профессиональные связи.
Продвижение любого короткого метра можно условно разделить на три взаимообусловленные части:
- фестивальные отправки;
- кинотеатральный прокат и дистрибьюция;
- работа с масс-медиа.
Одно с другим коррелирует и эффективно только в комплексе. Конечно, бывают «смягчающие обстоятельства». Особо сознательные авторы еще на этапе разработки проекта и производства посещали питчинги и лаборатории, приглашали медийных актеров принять участие в съемках или сценарий для фильма написал сам Алексей Герман-младший. Но все это не является абсолютной гарантией успеха, за каждую картину одинаково придется бороться (зачастую с удвоенной и утроенной силой).
Фестивальное продвижение
Почему фестивали все еще играют решающую роль в продвижении любого «неформатного» кино? Причин несколько.
Во-первых, это возможность показать свой фильм в кинотеатре. Для создателей короткометражных фильмов фестивали — это, порой, единственная возможность добраться до большого экрана и быть увиденными не только рядовыми зрителями, но и продюсерами, дистрибьюторами и СМИ. Безусловно, можно отправить закрытую ссылку по электронной почте или в мессенджеры и ждать ответа вечность. Однако быстрее и эффективнее попасть в самое сердце Сельянова или Роднянского — это быть отобранным в программу профессионального кинофестиваля: времени мало, все хотят смотреть «отфильтрованный» контент.
Во-вторых, как ни крути, фестивальные селекции и призы — это своего рода показатели качества вашего фильма. Лайки друзей, «пятерка» от мастера или гордая улыбка мамы — это, безусловно, хорошо, но не аргументированно. Более того, если вы когда-нибудь будете связаны с госденьгами, первое, что у вас запросит Министерство культуры или Фонд кино — резюме режиссера и продюсера, подкрепленные фестивальной «лаврушкой».
В-третьих, фестивали — это специализированные мероприятия, где можно познакомиться и пообщаться с теми, кто вам полезен: продюсерами, дистрибьюторами, отборщиками других смотров, СМИ и пр. Если ваш фильм не взяли ни в программу Каннского фестиваля, ни Кинотавра, никто вам не мешает отправиться туда с пачкой визиток, назначать встречи, знакомиться и обрастать связями и договоренностями. Да, вам придется запастись более весомыми доводами и пробиваться на закрытые мероприятия только для участников конкурса. Но в целом, вы на тех же правах и с тем же набором возможностей.
Камерные фестивали мы тоже советуем не игнорировать: обязательно отправляйте заявки, и, если вас отобрали в конкурс, готовьтесь к поездкам: профсообщества на них, конечно, меньше, зато внимания к каждому участнику больше.
Альтернативные способы дистрибьюции
Не прошли отбор в Канны или на Кинотавр? Это совершенно не означает, что вы должны задвинуть свой фильм в долгий ящик, броситься снимать что-то новое или погрузиться в апатию. Помимо фестивалей поменьше, есть другие способы продвижения, и их число растет год от года.
Так, короткометражные фильмы охотно берут VOD-платформы, которых, как известно, в России стало больше, чем федеральных каналов. Условия разные: от процентов с показов рекламы до приобретения прав на определенный срок. Все чаще короткометражки выходят в прокат в составе сборников, в том числе в кинотеатрах КАРО, «Москино», «Лендок» и пр. — как бесплатно, так и на коммерческой основе. Некоторые российские телеканалы ставят короткометражные фильмы в свои программные сетки: «Культура», 2х2, был даже прецедент на ТНТ.
Очень важная часть продвижения любого короткого метра — его онлайн-премьера. Все чаще большие продюсеры обращают внимание на просмотры фильмов в YouTube и селекции в vimeo stuff pics.
Вступайте в Public Relations
Если вы думаете, что о короткометражном кино масс-медиа готовы писать только в контексте попадания в Канны, «Берлинале», Венецианский фестиваль или «Сандэнс», то вы ошибаетесь!
Любой профессиональный пиарщик вам скажет: инфоповоды — наше все: съемки с участием медийных актеров, подкрепленные прямыми эфирами в Instagram, фестивальные селекции и призы, кинотеатральная или онлайн-премьера фильма, ваши экспертные интервью для специализированных СМИ или собственного YouTube-канала.
Чем шире ваше присутствие в информационном поле, тем лучше. Только не забывайте попутно делать фото и видео, начиная от съемочного бекстейджа и заканчивая фестивальными пресс-волами. В конце концов, в современном мире каждый сам себе СМИ. Развивайте личный бренд!
Живые примеры
В завершении расскажем о нескольких молодых российских авторах, дебютные короткометражки которых никогда не участвовали ни в Кинотавре, ни в Каннском фестивале и это никак не помешало им добиться успеха.
- Ольга Дибцева. Ее «Добрый день» принял участие более чем в 70 фестивалях по всему миру, был в прокате в Германии, Италии и России, даже вошел в немецкие учебники как эталонная «черная» комедия. Сейчас Ольга много снимается и разрабатывает ряд собственных кинопроектов.
- Анна Котт. Актриса, режиссер, бизнесвумен и блогер. Ее экспериментальная короткометражка «Истеричка» и ролики «Ешь искусство» покорили полмира. Анна также является успешным клипмейкером: среди ее клиентов Uma2rman и легендарная «Алиса».
- Борис Гуц. Самый известный российский режиссер, снимающий кино на iPhone. Автор нескольких полнометражных фильмов, успешный клипмейкер.
- Даша Чаруша. Никогда не участвовала ни в Кинотавре, ни в Каннском фестивале как режиссер. Это никак не помешало ее «Хорошему дню», созданному в рамках Медиалаборатории Яндекс.Такси, стать одной из самых награждаемых российских короткометражек, а «Марафону желаний» собрать неплохой бокс-офис в прокате. (UPD: "Марафон желаний" участвовал в спецпоказах Кинотавра, но это случилось уже после проката фильма).
- Илья Аксенов. Его дебютный фильм «ПНХ» покорил более 30-ти фестивалей. на данный момент Илья является одним из самых востребовнных молодых российских режиссеров и работает с ведущими платформами и телеканалами.
Автор: Елена Коржаева