Новая волна немецкого кинематографа, или Новое немецкое кино — направление в послевоенном западногерманском кинематографе, возникшее в конце 1960-х и достигшее своего расцвета в 1970-е годы. Его связывают с возрождением национального кино: появляются авторы, призывающие покончить с мейнстримом, они возводят авторское и так называемое фестивальное кино в ранг искусства, хлестко и актуально высказываются об ужасающем прошлом своей страны и её настоящем.
Всё началось в 1962 году, когда 26 режиссеров, уставших от апатичности послевоенной Германии, травмированной войной и находившей утешение в эскапистских пасторальных драмах, подписали Оберхаузенский манифест, провозгласивший: «Старое кино умерло — мы верим в новое». Отказ от излишеств и минимализм, сочетающийся с визуальной изобретательностью, стали базовыми принципами новой немецкой волны. Уже в 1965 был основан фонд Kuratorium Junger Deutscher Film («Комитет молодого немецкого кино»), позволявший режиссерам-дебютантам получать деньги на полнометражные фильмы. При этом коммерческий успех уходил на задний план, важнее было искать новые грани киноязыка.
«Страх съедает душу», реж. Райнер Вернер Фасбиндер (1974)
Вольный ремейк классической мелодрамы Дугласа Сирка «Всё, что дозволено небесами». Фильм участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля, по итогам которого получил Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри.
Хотя сам Фасбиндер в списке своих лучших фильмов, составленном за год до смерти, поставил его лишь на 8-ое место, он остается одной из самых значимых антифашистских, антирасистских, антиксенофобских картин. Как отмечает российский философ и культуролог Оксана Тимофеева, фашизм, который показывает Фасбиндер, "обретается не в лагерях смерти и не в газовых камерах, а в самой обыденной реальности": "Общественное тело фашизма складывается из обывателей с выеденными страхом душами". У главных героев "всё разное — он мужчина, молодой, мигрант, она — женщина, пожилая, немка", однако их "не только и не столько любовь", а скорее "принадлежность к рабочему классу": "это фильм о любви угнетённых — причем, у каждой стороны свой опыт угнетения, и из разности этих опытов складывается трудная диалектика, в которой любовь оказывается неотличима от солидарности".
«Жестяной барабан», реж. Фолькер Шлендорф (1979)
Философская кинодрама по одноимённому роману Гюнтера Грасса. Фильм удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. В 1997 году Американская фундаменталистская религиозная организация в Оклахоме заявила, что фильм является «детской порнографией». Это привело к гражданским искам и конфискации видеокассет правоохранительными органами.
Как отмечает психолог Елена Спиркина, "целое поколение отцов вернулось домой униженными, побежденными, кастрированными в психологическом смысле и потерявшими авторитет в глазах своих сыновей. Символически второе поколение мужского населения Германии – будущих солдат Третьего Рейха – выросло без отцов, что породило много агрессии и спутанной идентичности, желания вернуть мужественность и иметь авторитет вождя, идеолога, который мог бы повести их за собой. Харизматический лидер Гитлер идеально ответил их бессознательным ожиданиям. Кстати, он называл себя «барабанщиком», призванным возвестить приход в мир нового спасителя. Возможно, что роман-притча Гюнтера Грасса назван так, чтобы противопоставить Гитлеру другого «барабанщика», призванного возвестить миру о лжи, неправде и извращении человеческой души".
«Небо над Берлином», реж. Вим Вендерс (1987)
Картина была отмечена в Каннах призом за лучшую режиссуру.
Два ангела — Дамиэль и Кассиэль, одни из многих таких же, как они — читают сокровенные мысли людей, наслаждаются своей свободой и одновременно немного завидуют смертным, так как сами они обречены на бессмертие. В мире ангелов нет времени и нет физических ощущений, а есть лишь дух и мысль. Полюбив цирковую акробатку Марион, Дамиэль выбирает невечную земную любовь и жизнь, со всеми слабостями и несовершенством. В заключительных титрах указано, что фильм «посвящается всем бывшим ангелам, но особенно Ясудзиро, Франсуа и Андрею». Речь идёт о кинорежиссёрах Ясудзиро Одзу, Франсуа Трюффо и Андрее Тарковском.