Меню

Обзор мирового рынка кинодистрибуции от U.S. COPYRIGHT

Теория кино

Эта статья от U.S. COPYRIGHT основана на официальных материалах всемирной организации интеллектуальной собственности WIPO. Здесь речь пойдет о правилах взаимодействия дистрибьюторов и продюсеров при подготовке фильмов к мировому прокату. В связи с этим WIPO подчеркивает важность наличия документации по авторским правам и определяет основные пункты, на которые опираются соответствующие протоколы по принятию или отклонению дистрибьюторских договоров.

Итак, фильм включает в себя коллекцию авторских прав, которые относятся к разным элементам производства: сценарий (на основе книги, например), музыка, режиссура, игра актеров. И эти права для каждого элемента должны быть надлежащим образом установлены, задокументированы и переданы, чтобы иметь возможность правообладателю (кинопродюсеру) заявить о владении фильмом и иметь право на выдачу дистрибьюторских лицензий.

Прежде чем приступить к переговорам с дистрибьютором, будь то крупная студия, телевизионная сеть или независимое лицо, продюсеры должны обеспечить выполнение всей цепочки протоколов, благодаря которой будет совершенно ясно – и юридически оформлено – кто владеет правами на фильм.

Дистрибьютор должен быть уверен, что выдает лицензию бесспорный владелец авторских прав. Закрепление всех прав, связанных с различными участвующими в создании фильма сторонами, является ключом к успешному завершению, продажи и эксплуатации пленки (фильма).

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕПИ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Цепь документации, которая идентифицирует правообладателя и подтверждает, что все соответствующие соглашения были заключены, является стержнем в дистрибьюторских сделках. Без таких документальных доказательств эффективной передачи, отчуждения или лицензирования прав просто не произойдет. В то время как варианты того, что может или не может отчуждаться, устанавливаются национальным законодательством, потребность в адекватной демонстрации прав собственности на охраняемое произведение является характерным для всех сделок в мировой киноиндустрии.

Эта задача лежит на продюсере фильма. Виды соглашений, которые подписываются для обеспечения потенциального финансирования зарубежными партнерами и дистрибьюторами, обширны и часто сложны.

ЧТО ВХОДИТ В ЦЕПЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ИС

Опционные соглашения: Покупка опциона для приобретения кино- и телевизионных прав на литературное произведение (роман, пьесу или оригинальный сценарий) часто является отправной точкой в разработке соответствующего проекта. Это включает в себя создание опционного соглашения, в котором утверждается, что владелец исходной работы — сценария, книги, статьи или новеллы — соглашается предоставить продюсеру (в течение определенного периода) права на экранизацию. Если фильм сделан (и опцион сработал), то владельцу авторских прав выплачивается обговоренное вознаграждение за дальнейшее право использовать данную работу в фильме. Опционные соглашения внимательно и много раз рассматриваются в течение всей жизни кинопроекта.

Договоры с режиссерами: Продюсеры должны заключать соглашения также и со своими режиссерами. Подобные договоры существуют для решения целого ряда вопросов. В зависимости от соответствующей юрисдикции, режиссер может быть идентифицирован как автор и совладелец фильма с соответствующими правами, как работающий по найму, или как то и другое. Если он работает по найму, продюсер во время пре-продакшн, основных съемок и пост-продакшн выплачивает режиссеру зарплату. На практике, в дополнение к этой зарплате режиссеры часто получают также лицензионные выплаты (гонорары) с кинопроката. Обязательства не нарушать целостность созданной режиссером работы часто включаются в эти соглашения. Действительное положение об «окончательном варианте» (“final cut”) — предоставление режиссеру право решать, какая версия фильма пойдет в прокат — что является неотъемлемой частью его морального права – активно встречается в договорах таких европейских стран, как, например, Франция, но редкость для режиссеров Америки и Великобритании.

Договоры с актерами: Художественные вклады актеров могут заметно улучшить качество картины. Выбор на роль знаменитости часто положительно влияет на рейтинг фильма и кассовые сборы. Также это помогает продюсеру обеспечить финансирование. Поэтому договоры, касающиеся прав исполнителей, требуют пристального внимания. Это может оказаться довольно сложным вопросом, особенно в части передачи прав интеллектуальной собственности продюсеру и организации условий труда, так как здесь приходится совмещать интеллектуальную собственность (ИС) с трудовым законодательством. Опять же, дистрибьюторы должны быть уверены, что эти вопросы были надлежащим образом решены до заключения сделки.

Разрешения на Музыку: Музыка — это ключевой элемент в создании атмосферы в фильме. И одной из самых больших проблем, стоящих перед продюсером, является обеспечение всеми необходимыми лицензиями на использование музыки, которая будет звучать в фильме. Оформление прав на музыку — одна из первых вещей, которую дистрибьюторы проверяют, когда ведут переговоры о заключении сделки, так как изменение музыки после завершения фильма может оказаться очень дорогим удовольствием. Эти соглашения часто бывают чрезвычайно детализированными и могут носить определенный характер с точки зрения предоставляемых авторских прав. Дистрибьюторы, включая вещательные компании, как правило, запрашивают музыкальный файл разметки (cue sheet) с перечислением каждого используемого музыкального трека и информацией о его продолжительности, может ли он быть использован в качестве основной темы, быть включенным в альбом саундтреков, в трейлер и так далее.

Cоглашения на показ сторонних видео и фотоматериалов: Подписание соглашений, связанных с демонстрацией “случайных” видео — и фотоматериалов, также требуется в некоторых юрисдикциях. Это относится к сценам, в которых другие защищенные авторскими правами работы появляются либо в качестве антуража к основному повествованию, либо как специально встроенные элементы фильма. Впрочем, в других странах из-за существующих ограничений прав правообладателей на “случайное” использование защищенной авторским правом работы, например, живописного полотна на заднем плане сцены, уже не так критично. Эти соглашения и связанные с ними лицензии аналогичны музыкальным. А именно, они определяют длительность клипов и их использование. Дистрибьюторы должны гарантировать, что физическое или юридическое лицо, выдающее лицензию на соответствующие материалы, действительно владеет авторскими правами на данный материал или правом на выдачу соответствующих лицензий.

Размещение скрытой рекламы: Использование скрытой рекламы в фильмах становится все более популярным методом продвижения фирменных товаров и является отличным источником получения дохода для кинопродюсеров. Так, например, в 2010 году гигант Apple стал лидером по размещению своего товарного знака в блокбастерах, оставив далеко позади другие марки (согласно Brandchannel.com). В соответствии с данными соглашениями продюсеры могут получать доход от владельцев брендов взамен на положительную репрезентацию характеристик соответствующих продуктов в фильме или брендов в целом. В таких соглашениях указываются конкретные обязательства каждой из сторон, в том числе разрешения на использование элементов объектов ИС изготовителя, например, товарного знака или логотипа. Эти соглашения могут иметь очень большое значение, так как их предмет представляет реальную ценность для обеих сторон.

Соглашения на использование сходств/подобий: Если имя, номер телефона или фотография отдельного лица, предприятия или организации используется в фильме, будет лучше сначала получить на это соответствующее разрешение. Заключение таких лицензионных соглашений довольно сложная область и законы здесь могут различаться по странам кардинально.

Страхование: С таким большим количеством элементов, необходимых для рассмотрения, и прав — для согласования и получения, не удивительно, что дистрибьюторы требуют от продюсеров приобретения E&O (errors & omissions) страхования для защиты от проблем, связанных с обладанием прав. Это обязательное условие для закрытия дистрибьюторской сделки. Дистрибьюторы, по понятным причинам, не хотят брать на себя ответственность, которая наступает в случае нарушения авторских прав, когда фильм уже находится в ротации. Лучше всего для продюсера иметь подтверждение, что вся цепь соответствующих документов на фильм в порядке, что права зарегистрированы, переданы, всем все выплачено и все необходимые разрешения получены. Дистрибьютор попросит продюсера представить эти документы, чтобы убедиться, что все в наличие и в его распоряжении.

В связи с этим, дистрибьюторы, прежде всего, пожелают проверить статус собственности на авторское право или авторство, обратившись к соответствующим каталогам оригинальных работ для сличения регистрационных данных и присвоенных им номеров. И хотя в некоторых частях мира нет никаких формальных требований к регистрации авторских прав, профессиональные дистрибьюторы предпочитают работать с официально созданными каталогами для более надежной защиты своих интересов в случае судебных тяжб и издержек. Принятие во внимание фактора дистрибьюторской географии и авторитетности регистрирующей организации позволяет им в данном вопросе максимально минимизировать любые риски.

Соглашения о дистрибуции: Кинопродюсер может начать переговоры с заинтересованными дистрибьюторами сразу, как только они подпишут опционное соглашение для основного материала. В качестве альтернативы, они могут ждать презентации фильма на одном из фестивалей. Заключаемая с дистрибьютором сделка выглядит в виде дистрибьюторского соглашения, которое определяет условия бизнеса, объем передаваемых прав и каким образом будут покрыты расходы и разделены доходы.

Кинопрокатчик является юридическим лицом (физ. лицом или корпорацией) с правом выхода на рынок, осуществления рекламной деятельности и получения дохода от авторских прав, относящихся к фильму, посредством его публичного релиза на определенной территории, в определенной версии языка и определенными средствами. Фильм может распространяться через кинотеатры, телевидение, DVD, видео по запросу (VOD), не относящиеся к кинопоказам места (самолеты, корабли, гос. учереждения), а также посредством загрузки через Интернет и стриминг форматов. Дистрибьюторы обладают значительным экономическим влиянием и в мире независимого кино это влияние заметно усиливается. Таким образом, они играют ключевую роль в выведении фильмов на экран и предопределении их коммерческого успеха, будь то доходы от кассовых сборов, награды или простая популярность.

ПАСПОРТ ДЛЯ МИРОВОЙ ДИСТРИБУЦИИ

Итак, для выхода фильма на мировой рынок необходим паспорт — цепь документации об авторстве и правообладании. Это фундамент, на котором зиждутся все творческие идеи и усилия. Благодаря этому инвесторы могут быть уверены, что они воспользуются плодами своих инвестиций и, в случае любых судебных тяжб, суд будет полностью на их стороне. Для продюсеров обеспечение доказательств по вопросам правообладания является средством получения необходимого финансирования для запуска проекта и выведения его на мировой рынок. С развитием Интернета по запросу, мобильных, кабельных и спутниковых услуг — наиболее активно растущих областей современной дистрибуции — цепь документации об авторстве и правообладании остается одним из важнейших элементов в обеспечении процесса распространения фильмов на различные площадки и в поддержании финансовой жизнеспособности отрасли.

Источник: U.S. COPYRIGHT




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Как написать успешный тритмент для рекламного ролика

Как написать успешный тритмент для рекламного ролика

15.02.2024 394

Съемка рекламного ролика – прекрасный способ для режиссера заявить о себе в киноиндустрии. Самое сложное для режиссерского дебюта в том, чтобы тебя и твою работу заметили. Найти финансирование для игрового фильма довольно сложно, однако существует множество мелкомасштабных проектов, которые дадут вам возможность заработать и получить бесценный опыт.

Подробнее...
Киномарафон: Новое немецкое кино

Киномарафон: Новое немецкое кино

28.11.2023 680

Новая волна немецкого кинематографа, или Новое немецкое кино — направление в послевоенном западногерманском кинематографе, возникшее в конце 1960-х и достигшее своего расцвета в 1970-е годы. Его связывают с возрождением национального кино: появляются авторы, призывающие покончить с мейнстримом, они возводят авторское и так называемое фестивальное кино в ранг искусства, хлестко и актуально высказываются об ужасающем прошлом своей страны и её настоящем.

Подробнее...
Киномарафон: Оттепельное кино

Киномарафон: Оттепельное кино

20.10.2023 1149

Советская “новая волна” возникла в 1960-ые годы под влиянием европейских “новых волн” и Хрущевской оттепели. Именно этот стиль, созданный молодыми режиссёрами, определил духовно-эстетическую ценность всего советского кинематографа.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram