Меню

Почему нельзя забывать о второстепенных сюжетных линиях в сценарии?

Теория кино

Если вы хотите продать сценарий, он не должен создавать впечатление текста, написанного дилетантом. Сценарий должен выглядеть так, словно его написал профессионал, независимо от того, на какой ступени карьерной лестницы вы сейчас находитесь. За последнее время я прочитал много любительских сценариев и выделил для себя одну главную вещь – отсутствие второстепенной сюжетной линии. Я подумал, почему бы нам не обсудить сегодня понятие второстепенной сюжетной линии и не разобраться, почему авторы-любители, похоже, забывают о ней. Итак, поехали.

Что же такое второстепенная сюжетная линия?

В сценарном деле второстепенной сюжетной линией (также часто именуемой вторым сюжетом или побочным сюжетом) называют вспомогательную сюжетную линию, которая развивается параллельно с основной историей.

 

Основные виды второстепенной сюжетной линии

Во многих сценариях второстепенный сюжет обычно фокусируется на персонажах второго плана или исследует другую грань жизни главного героя, не связанную с основным конфликтом, разворачивающимся в центральной истории. Например, в то время как основная сюжетная линия повествует о том, как герой пытается помешать злодею, второстепенная может быть посвящена романтическим отношениям героя или его семейным проблемам. Побочный сюжет помогает автору сделать мир, в котором разворачиваются события его сценария, более масштабным или вписать в повествование другой жанр. Благодаря дополнительной сюжетной линии мы сильнее привязываемся к персонажам второго плана.

 

Почему же сценаристы-любители забывают о второстепенных сюжетных линиях?

Когда я только начинал писать, я так много времени уделял основному сюжету, что часто забывал о других деталях, необходимых любому фильму или телешоу. Со мной такое тоже бывает. Нередко случалось так, что, написав уже 75 страниц одной истории, я доходил до конца и понимал, что этого мало. Тогда я возвращался к первой странице и принимался размышлять о том, что ещё должно произойти, чтобы связать все элементы истории воедино. Это очень увлекательное занятие, и я обнаружил, что часто с его помощью мне удаётся найти и раскрыть дополнительные темы внутри основной линии повествования.

 

Второстепенные сюжетные линии играют важную роль

Дело в том, что побочные сюжеты не только служат индикатором профессионализма человека, написавшего попавший ко мне в руки сценарий, но и углубляют и расширяют историю, чтобы мы могли лучше понять замысел автора.

Вот несколько вариантов того, как это происходит на бумаге...

  • Образ персонажа: второстепенный сюжет предоставляет важнейшую возможность исследовать персонажей, в особенности главного героя и ключевые фигуры второго плана. При этом нам удаётся сделать это за рамками основной сюжетной линии. Дополнительная сюжетная линия позволяет зрителям увидеть разные грани личностей персонажей, их уязвимые места, взаимоотношения и мотивы, что делает образы героев более объёмными, понятными и очеловеченными.

  • Темы: сильная второстепенная сюжетная линия часто зеркально отражает, противопоставляет или комментирует центральную тему, раскрывающуюся в основном сюжете. Если представить тему через другую призму или ситуацию (например, предположим, что тема доверия исследуется не внутри главного шпионского сюжета фильма, а в романтическом побочном сюжете), повествование приобретает сложность и резонанс. Это усиливает послание, заключённое в истории, не будучи излишне дидактичным.

  • Темп: постоянное ощущение того, что ставки высоки, или пристальное внимание к основному сюжету может утомить зрителя. Второстепенные сюжетные линии позволяют снизить ритм, сменить тональность и сместить фокус внимания на что-то другое. Они помогают внести в драму элементы легкомыслия, в боевик добавить нотку самоанализа или усилить напряжение, когда в основной истории наступает затишье. Такие смены сюжета помогают аудитории оставаться вовлеченной и не допускают появления ощущения монотонности.

  • Привлечение более широкой аудитории: благодаря включению в основной сюжет различных типов конфликтов и отношений (например, добавление щепотки романтики в боевик или семейной драмы в научно-фантастическую эпопею), второстепенная сюжетная линия может обеспечить дополнительные точки соприкосновения с сюжетом для зрителей, которые больше заинтересованы отношениями персонажей или их личными переживаниями, чем основным внешним конфликтом.


Примеры дополнительных сюжетных линий

Неизменно полагаю, что лучший способ понять многое из того, что мы обсудили, ¬– это рассмотреть то, как используются второстепенные сюжетные линии внутри сценариев известных фильмов.

«Темный рыцарь» (The Dark Knight, 2008)
Основной сюжет: история противостояния Бэтмена и Джокера.
Второстепенная сюжетная линия: любовный треугольник с участием Брюса Уэйна/Бэтмена, Рэйчел Доуз и Харви Дента, а также трагическое превращение Харви Дента в Двуликого.
Функция: этот второстепенный сюжет исследует темы героизма, самопожертвования, коррупции и надежды. В нём скрыты глубокие личные переживания Брюса Уэйна/Бэтмена, напрямую связанные с действиями Джокера (смерть Рэйчел, изувечение Харви). Побочный сюжет кардинально влияет на развитие основной линии повествования (Бэтмен берет на себя вину за преступления Харви).

«Титаник» (Titanic, 1997)



Основной сюжет: невероятный, бурный роман художника Джека Доусона и девушки из высших слоев общества Розы Дьюитт-Бьюкейтер.
Второстепенная сюжетная линия: борьба Розы с ограничениями, накладываемыми обществом и её социальным статусом, проявляющаяся через призму протеста против её властного жениха Кэла Хокли и матери, заботящейся о своём общественном положении и престиже. Само историческое событие ¬¬– кораблекрушение – выступает в качестве обрамления, в то время как личная борьба с Кэлом представляет собой отдельную нить повествования.
Функция: эта второстепенная сюжетная линия освещает тему свободы и подавления, а также тему классовых различий. Конфликт Розы с Кэлом создает непосредственные препятствия для романтической истории основного сюжета и подогревает стремление Розы к освобождению, которое олицетворяет Джек. Это повышает уровень личных вызовов героев, выходящих за рамки простого аспекта выживания при кораблекрушении.

«Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (Star Wars: Episode IV - A New Hope, 1977)



Основной сюжет: путь Люка Скайуокера от фермера до ученика джедая, присоединившегося к Повстанческому альянсу, чтобы уничтожить «Звезду Смерти» Империи.
Второстепенная сюжетная линия: Хан Соло проходит путь от циничного, корыстного контрабандиста, заботящегося в первую очередь о своей собственной выгоде, до верного друга и героя Повстанческого альянса. Динамика развития его отношений с Люком и Леей являются частью этой истории.
Функция: дополнительная сюжетная линия Хана обеспечивает тематический контраст (цинизм против идеализма) и значительное развитие персонажа. Его внутренний конфликт («Остаться или уйти?») достигает кульминации в решающем пересечении с основным сюжетным повествованием, когда Хан Соло возвращается, чтобы спасти Люка во время финальной битвы за «Звезду Смерти».


«Когда Гарри встретил Салли» (When Harry Met Sally..., 1989)



Основной сюжет: длительно развивающиеся отношения между Гарри Бернсом и Салли Олбрайт.
Второстепенная сюжетная линия: отношения между лучшими друзьями Гарри и Салли, Джессом и Мари, которые знакомятся благодаря основным героям фильма, быстро влюбляются и женятся.
Функция: отношения Джесса и Мари служат комичным противовесом, создавая контраст сложной динамике медленно развивающихся отношений Гарри и Салли. Это позволяет фильму исследовать различные аспекты отношений и подчеркивает центральные темы, показывая другой путь развития любовной привязанности.

 

Подведём итоги нашего исследования второстепенных сюжетных линий. Теперь, когда у вас есть представление о второстепенных сюжетных линиях, отправляйтесь в свободное плавание и обязательно добавляйте дополнительные сюжеты в свои сценарии. Они не только обогатят внутренний мир вашей истории и её персонажей, но и привлекут совершенно новую аудиторию, которая сможет по достоинству оценить вашу работу.

Источник: nofilmschool.com; автор: сценарист и продюсер Джейсон Хеллерман




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

Что такое архетип?

Что такое архетип?

28.04.2025 377

Погружаясь в новый проект, я стараюсь перечислить и выписать себе всех персонажей, чтобы понять, кто будет участвовать в повествовании. Затем я пробую разобраться, кто они и почему эти герои должны присутствовать в истории. В этом мне помогает множество архетипов, или стандартных представлений о том, какими могут быть эти люди. Затем мне остаётся только персонализировать их. Но что же такое архетип, и как вы можете использовать его в своем творчестве? Давайте разбираться.

Подробнее...
«Телемания-2024»: «Как музыка стала фоном: исчезновение запоминающихся саундтреков»

«Телемания-2024»: «Как музыка стала фоном: исчезновение запоминающихся саундтреков»

19.11.2024 796

В Институте кино и телевидения (ГИТР) в рамках Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания» прошло образовательное ток-шоу на тему “Музыка: создание и воплощение саундтрека”. Что случилось с музыкой в кино, и почему она перестала быть такой важной?

Подробнее...
«Телемания-2024»: Креативное продюсирование: от идеи до реализации проекта

«Телемания-2024»: Креативное продюсирование: от идеи до реализации проекта

12.11.2024 890

В Институте кино и телевидения (ГИТР) в рамках Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания» прошло образовательное ток-шоу на тему креативного продюсирования, разработки и создания проектов. Гости поговорили о проблемных аспектах работы креативного и исполнительного продюсеров, мониторинге зрительской аудитории, использовании нейросетей в сценарии и подборе команды.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram