Если вы хотите продать сценарий, он не должен создавать впечатление текста, написанного дилетантом. Сценарий должен выглядеть так, словно его написал профессионал, независимо от того, на какой ступени карьерной лестницы вы сейчас находитесь. За последнее время я прочитал много любительских сценариев и выделил для себя одну главную вещь – отсутствие второстепенной сюжетной линии. Я подумал, почему бы нам не обсудить сегодня понятие второстепенной сюжетной линии и не разобраться, почему авторы-любители, похоже, забывают о ней. Итак, поехали.
Что же такое второстепенная сюжетная линия?
В сценарном деле второстепенной сюжетной линией (также часто именуемой вторым сюжетом или побочным сюжетом) называют вспомогательную сюжетную линию, которая развивается параллельно с основной историей.
Основные виды второстепенной сюжетной линии
Во многих сценариях второстепенный сюжет обычно фокусируется на персонажах второго плана или исследует другую грань жизни главного героя, не связанную с основным конфликтом, разворачивающимся в центральной истории. Например, в то время как основная сюжетная линия повествует о том, как герой пытается помешать злодею, второстепенная может быть посвящена романтическим отношениям героя или его семейным проблемам. Побочный сюжет помогает автору сделать мир, в котором разворачиваются события его сценария, более масштабным или вписать в повествование другой жанр. Благодаря дополнительной сюжетной линии мы сильнее привязываемся к персонажам второго плана.
Почему же сценаристы-любители забывают о второстепенных сюжетных линиях?
Когда я только начинал писать, я так много времени уделял основному сюжету, что часто забывал о других деталях, необходимых любому фильму или телешоу. Со мной такое тоже бывает. Нередко случалось так, что, написав уже 75 страниц одной истории, я доходил до конца и понимал, что этого мало. Тогда я возвращался к первой странице и принимался размышлять о том, что ещё должно произойти, чтобы связать все элементы истории воедино. Это очень увлекательное занятие, и я обнаружил, что часто с его помощью мне удаётся найти и раскрыть дополнительные темы внутри основной линии повествования.
Второстепенные сюжетные линии играют важную роль
Дело в том, что побочные сюжеты не только служат индикатором профессионализма человека, написавшего попавший ко мне в руки сценарий, но и углубляют и расширяют историю, чтобы мы могли лучше понять замысел автора.
Вот несколько вариантов того, как это происходит на бумаге...
- Образ персонажа: второстепенный сюжет предоставляет важнейшую возможность исследовать персонажей, в особенности главного героя и ключевые фигуры второго плана. При этом нам удаётся сделать это за рамками основной сюжетной линии. Дополнительная сюжетная линия позволяет зрителям увидеть разные грани личностей персонажей, их уязвимые места, взаимоотношения и мотивы, что делает образы героев более объёмными, понятными и очеловеченными.
- Темы: сильная второстепенная сюжетная линия часто зеркально отражает, противопоставляет или комментирует центральную тему, раскрывающуюся в основном сюжете. Если представить тему через другую призму или ситуацию (например, предположим, что тема доверия исследуется не внутри главного шпионского сюжета фильма, а в романтическом побочном сюжете), повествование приобретает сложность и резонанс. Это усиливает послание, заключённое в истории, не будучи излишне дидактичным.
- Темп: постоянное ощущение того, что ставки высоки, или пристальное внимание к основному сюжету может утомить зрителя. Второстепенные сюжетные линии позволяют снизить ритм, сменить тональность и сместить фокус внимания на что-то другое. Они помогают внести в драму элементы легкомыслия, в боевик добавить нотку самоанализа или усилить напряжение, когда в основной истории наступает затишье. Такие смены сюжета помогают аудитории оставаться вовлеченной и не допускают появления ощущения монотонности.
- Привлечение более широкой аудитории: благодаря включению в основной сюжет различных типов конфликтов и отношений (например, добавление щепотки романтики в боевик или семейной драмы в научно-фантастическую эпопею), второстепенная сюжетная линия может обеспечить дополнительные точки соприкосновения с сюжетом для зрителей, которые больше заинтересованы отношениями персонажей или их личными переживаниями, чем основным внешним конфликтом.
Примеры дополнительных сюжетных линий
Неизменно полагаю, что лучший способ понять многое из того, что мы обсудили, ¬– это рассмотреть то, как используются второстепенные сюжетные линии внутри сценариев известных фильмов.
«Темный рыцарь» (The Dark Knight, 2008)
Основной сюжет: история противостояния Бэтмена и Джокера.
Второстепенная сюжетная линия: любовный треугольник с участием Брюса Уэйна/Бэтмена, Рэйчел Доуз и Харви Дента, а также трагическое превращение Харви Дента в Двуликого.
Функция: этот второстепенный сюжет исследует темы героизма, самопожертвования, коррупции и надежды. В нём скрыты глубокие личные переживания Брюса Уэйна/Бэтмена, напрямую связанные с действиями Джокера (смерть Рэйчел, изувечение Харви). Побочный сюжет кардинально влияет на развитие основной линии повествования (Бэтмен берет на себя вину за преступления Харви).
«Титаник» (Titanic, 1997)
Основной сюжет: невероятный, бурный роман художника Джека Доусона и девушки из высших слоев общества Розы Дьюитт-Бьюкейтер.
Второстепенная сюжетная линия: борьба Розы с ограничениями, накладываемыми обществом и её социальным статусом, проявляющаяся через призму протеста против её властного жениха Кэла Хокли и матери, заботящейся о своём общественном положении и престиже. Само историческое событие ¬¬– кораблекрушение – выступает в качестве обрамления, в то время как личная борьба с Кэлом представляет собой отдельную нить повествования.
Функция: эта второстепенная сюжетная линия освещает тему свободы и подавления, а также тему классовых различий. Конфликт Розы с Кэлом создает непосредственные препятствия для романтической истории основного сюжета и подогревает стремление Розы к освобождению, которое олицетворяет Джек. Это повышает уровень личных вызовов героев, выходящих за рамки простого аспекта выживания при кораблекрушении.
«Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (Star Wars: Episode IV - A New Hope, 1977)
Основной сюжет: путь Люка Скайуокера от фермера до ученика джедая, присоединившегося к Повстанческому альянсу, чтобы уничтожить «Звезду Смерти» Империи.
Второстепенная сюжетная линия: Хан Соло проходит путь от циничного, корыстного контрабандиста, заботящегося в первую очередь о своей собственной выгоде, до верного друга и героя Повстанческого альянса. Динамика развития его отношений с Люком и Леей являются частью этой истории.
Функция: дополнительная сюжетная линия Хана обеспечивает тематический контраст (цинизм против идеализма) и значительное развитие персонажа. Его внутренний конфликт («Остаться или уйти?») достигает кульминации в решающем пересечении с основным сюжетным повествованием, когда Хан Соло возвращается, чтобы спасти Люка во время финальной битвы за «Звезду Смерти».
«Когда Гарри встретил Салли» (When Harry Met Sally..., 1989)
Основной сюжет: длительно развивающиеся отношения между Гарри Бернсом и Салли Олбрайт.
Второстепенная сюжетная линия: отношения между лучшими друзьями Гарри и Салли, Джессом и Мари, которые знакомятся благодаря основным героям фильма, быстро влюбляются и женятся.
Функция: отношения Джесса и Мари служат комичным противовесом, создавая контраст сложной динамике медленно развивающихся отношений Гарри и Салли. Это позволяет фильму исследовать различные аспекты отношений и подчеркивает центральные темы, показывая другой путь развития любовной привязанности.
Подведём итоги нашего исследования второстепенных сюжетных линий. Теперь, когда у вас есть представление о второстепенных сюжетных линиях, отправляйтесь в свободное плавание и обязательно добавляйте дополнительные сюжеты в свои сценарии. Они не только обогатят внутренний мир вашей истории и её персонажей, но и привлекут совершенно новую аудиторию, которая сможет по достоинству оценить вашу работу.
Источник: nofilmschool.com; автор: сценарист и продюсер Джейсон Хеллерман