Меню

Тупик или время экспериментов? Какие перспективы есть у детского кино?

Теория кино

Нет героев для подражания, не хватает господдержки, а сами фильмы не окупаются – эксперты в области кино для детей открыто обсудили о проблемах отрасли за круглым столом.

Сегодня детское и семейное кино находится в настоящем тупике – считает экспертное сообщество. С одной стороны, и снимать его вроде бы хочется, с другой – подобного рода проекты довольно плохо окупаются, а то и не окупаются вовсе. В результате страдает конечный потребитель – ребенок, который должен воспитываться на ценностях, прививаемых ему кинематографом, и родители, которые зачастую используют искусство в воспитательных целях. Обсудить сложившуюся ситуацию и найти выход из положения решил Президент Международного фестиваля семейного кино «Вверх» Юрий Рязанов. Для этого он пригласил представителей различных сфер кинематографического процесса – продюсеров, режиссеров, организаторов детских фестивалей и т.д. – на круглый стол.

 

Рассказываем подробнее, к каким решениям им удалось прийти.

«Американизированные» жанры

Сегодня мнения экспертов по вопросу производства детского кино серьезно расходятся. Одни считают, что кино, в т.ч. и предназначенное для просмотра детьми, подростками и семьями, сегодня американизированное: подчиняется законам жанра боевиков, фэнтези и т.д., а вот старых добрых фильмов, воспитывающих честь, достоинство и иные нравственные ценности, больше не выпускают. Другие уверены, что не все так плохо в сфере детского кинематографа и хоронить его пока еще слишком рано. Очевидным является тот факт, что эта сфера искусства нуждается в серьезной поддержке. Причем поддержке многогранной и комплексной.

«Как предприниматель считаю, что есть чистая экономика, где бизнес регулируется свободным рынком, а есть отрасли, например, здравоохранение, образование, культура, которые нуждаются в поддержке государства. Детское кино – это очень тонкая материя, она требует повышенного внимания, бережного отношения. Здесь государство обязано регулировать рынок, помогать в прокате, в производстве и, в первую очередь, ради воспитательной функции кино», - отметил Юрий Рязанов.

И с ним согласно большинство экспертов, собравшихся на круглый стол. Однако перекладывать на одно государство всю ответственность в корне неверно. Чтобы детское кино снова стало добрым, умным и, конечно же, востребованным, за дело должны взяться все – от сценаристов до режиссеров и продюсеров. Спикеры также выступили за введение четкой градации возрастных маркировок — для детского кино 6+, а для семейного 12+.

 

«Дети все те же»

Одна из проблем, на которую пожаловался не один продюсер, – отсутствие хороших сценариев. Так, например, из 40 присланных вариантов в лучшем случае находится 2-3 достойных. А сегодня, как считают многие специалисты киноотрасли, крайне важно возродить свою школу отечественного семейного кинематографа.

Ведь идеи импортозамещения должны касаться не только пищи телесной, но и духовной. Тем более, все знают, что в России снимать качественное кино умеют. Главное, чтобы за это дело брались те, кто могут и хотят.
«Дети остаются теми же. Им не нужны эти блокбастеры. Это обычные наши дети, с обычными ценностями – собачки, кошечки, детское и наивное. Все осталось то же, что было для нас важным, когда мы были пионерами, детьми. Те американские ценности, которые нам сегодня навязывают, не присущи российским детям. Надо искать возможности для детского кино, чтобы оно финансировалось, чтобы оно продвигалось» - сказал Юрий Рязанов.

 

Отсутствие режиссеров

Раньше в детское кино шли только самые лучшие режиссеры и съемочные группы. Ведь снимать такого рода проекты, как говорят специалисты, крайне сложно. В разы сложнее взрослого кино. Детей обмануть попросту невозможно – любую фальшь они чувствуют мгновенно.

«Детское кино – это не деньги. Это получается или не получается. Может быть великий режиссер, может быть много денег, но оно не получается. В детском кино все не так просто. Это вещи духовные, на самом деле» - заметила продюсер и киновед Наталья Мокрицкая.

Сегодня же производством фильмов для семейного просмотра занимаются исключительно энтузиасты – те, кто любят свою профессию, хотят дарить детям разумное, доброе, вечное. И при этом они нередко получают клеймо «неудачники», т.к. такие фильмы снимаются большей частью «для души», а не для получения прибыли. А круг альтруистов ежедневно уменьшается, что приводит и к определенному спаду в отрасли детского кинематографа. При этом все равно находятся те, кто продолжает творить. И за последние несколько лет вышло немало достаточно качественных и хороших детских картин, которые предлагают к просмотру в различных детских лагерях, небольших кинотеатрах и т.д.

 

Нехватка финансирования

Конечно же, наиболее остро стоит в сфере детского кино вопрос финансирования. Ведь здесь четко следует понимать, что воспитание детей (а именно на это и нацелено кино) и бизнес как способ зарабатывания денег – несовместимы. При этом без денег снять кино просто невозможно.

«Бюджетов на детское кино выделяется крайне мало. С большим трудом удается добиваться денег. Даже несмотря на то, что многие фильмы завоевывают всевозможные награды и призы. А дети на фокус-группах смотрят эти фильмы на ура» - отметил Юрий Рязанов.

Неохота, с которой съемочным командам выделяются средства, объясняется достаточно просто – ждать каких-то прибылей от таких проектов не приходится. Так, например, Наталья Мокрицкая привела пример фильма, который сама продюсировала: при затраченных на его производство 120 млн рублей вернулось только 6 млн. При этом она поблагодарила Юрия Рязанова, что он поднял такой острый вопрос.

Причин пробуксовки съемок кино для семейного просмотра еще очень много: недостаточная реклама, отказы прокатчиков, неправильный менеджмент процесса и т.д. В одном участники круглого стола были единодушны: качественное семейное и детское кино в России вполне возможно. Главное, всем объединить усилия и разработать программу дальнейших действий, чтобы и конечный продукт был хорошим, и сложностей с производством съемочные группы не испытывали.

Источник: Аргументы и Факты




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

"Как заинтересовать отборщика и зачем вообще отправлять фильмы на фестивали"? «Телемания» запустила бесплатные мастер-классы для всех желающих.

12.09.2019 3876

Как работают фестивальные отборщики? По каким принципам происходит отбор фильмов в фестивальные программы? Почему одни фильмы становятся фестивальными хитами, а другие не выстреливают? Какие бонусы можно получить от «Телемании – 2019» в её новом формате?

Подробнее...
Руководство для женщин-кинематографистов: ресурсы для поиска финансирования и наставничества, фестивали и многое другое

Руководство для женщин-кинематографистов: ресурсы для поиска финансирования и наставничества, фестивали и многое другое

29.08.2019 3394

Потребность в более широком представительстве и увеличении числа женских голосов в киноиндустрии еще никогда не ощущалась так остро, об этой проблеме говорят все чаще и чаще. В основном обсуждается практика найма в Голливуде, но Short of the Week, задача которого состоит в освещении и отстаивании новейших и оригинальных решений в короткометражных фильмах для нашей глобальной аудитории любителей кино и членов индустрии, отмечает, что мир короткометражного кино также далек от равноправия.

Подробнее...
7 причин, почему кинематографисты должны поторопиться с отправками фильма на фестивали

7 причин, почему кинематографисты должны поторопиться с отправками фильма на фестивали

12.08.2019 2407

Вы закончили свой короткометражный, полнометражный или документальный фильм – поздравляем – настало время отправить его на фестивали! Не затягивайте с этим! Скрестите пальцы рук и ног и надейтесь на успех.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram