Серию интервью с отборщиками и программными директорами российских фестивалей мы решили начать со Стаса Тыркина, программного директора фестиваля "Движение", члена отборочной комиссии Московского Международного Кинофестиваля, программного директора летнего кинофестиваля в институте «Стрелка», отборщика Фестиваля немецкого кино в Москве. Был членом жюри «Кинотавра», фестивалей в Локарно, Вильнюсе, Варшаве и пр. Является кинообозревателем «Комсомольской правды» и членом экспертного совета фонда «Кинопрайм».
Итак, 10 вопросов Стасу Тыркину о фестивальном продвижении и негласных правилах общения с отборщиками.
Дает ли, на Ваш взгляд, личный фидбэк какое-то преимущество по сравнению с безличной подачей официальной заявки?
Фидбэк - это когда незнакомый человек посылает тебе ссылку в мессенджере и потом долбает тебя каждый день вопросом “удалось ли ее посмотреть”? В 99 случаях из 100 он может хоть обдолбаться, потому что это наверняка чудовищное кино.
С другой стороны, есть такой замечательный молодой режиссёр Андрей Вальдберг, который снимает клипы и ставит фестивальные церемонии и поэтому хорошо знаком со многими в индустрии, в том числе с генпродюсером “Кинотавра” и “Движения” Полиной Зуевой. В прошлом году он, как все, отправил ссылку на сайт, и мы радостно пригласили в конкурс его фильм «Место!», он получил призы, а потом московскую премьеру в первом зале "Октября". История из жизни.
Какие 5 вещей всегда обращают на себя Ваше внимание как отборщика, давая авторам некое преимущество?
Есть только одна «вещь» - качество фильма. Он может мне даже не особенно нравиться, но качество видно всегда, и я не о технических категориях сейчас говорю. Да, у авторов хорошего фильма есть преимущества.
Каких правил стоит придерживаться и чего не стоит делать, выстраивая общение с отборщиком? Можно ли как-то повлиять на Ваш выбор?
Я не могу вам составить "Памятку по общению с отборщиком". Лично я не принимаю двух вещей - давления и снобизма. К счастью, переснобить меня сложно - желаю удачи тем, кто хочет попробовать. По поводу давления, то тут дави - не дави, а программа во многом делает себя сама и, если даже я очень захочу, какая-то жалкая работа будет отторгнута сильными.
К счастью, пока я работаю в бутиках, а не в супермаркетах. А бутики требуют отборных вещей. Когда мы собирали сейчас программу на "Стрелке", прокатчики забрасывали нас фильмами, которые им надо "пристроить". При всем желании я ничем не могу им помочь. Я не могу позволить себе показ проходных или, тем более, откровенно слабых фильмов, потому что очень уважаю площадки, на которых работаю, а в ответ эти площадки уважают меня.
Стоит ли напоминать о себе почаще письмами и сообщениями?
Рецепта тут нет. Когда делаешь фестиваль, особенно русского кино, ты сам хватаешься за любую соломинку. Но сейчас мне шлют фильмы без привязки к конкретным мероприятиям. И у меня часто нет на них времени. Я понимаю, что авторы, особенно молодые, вложили кучу времени, сил, денег в свой фильм, и отношусь к их усилиям с уважением. Но из их усилий фестиваль не сделаешь. Нужен результат, которого часто нет.
Где та грань между "междусобойчиком", конъюктурой, "обязательным" индустриальным набором работ и участников и объективностью? В чем, на Ваш взгляд, заключается задача отборщика?
Я не знаю, что такое "обязательный" отбор. У меня нет ни перед кем обязательств. Помимо своего собственного вкуса и представлений о прекрасном и актуальном, которым, насколько я понимаю, доверяют те, кто предлагает мне делать фестивали. У меня есть обязательство перед жюри, чтобы оно после просмотра не набило мне морду.
Я не знаю, что такое объективность в отборе фильмов. Задача отборщика - отбирать. В моих программах точно видна селективность, что большая редкость в наших пенатах, где, как правило, просто хватают то, что готово и что плохо лежит.
Может ли личное отношение к автору влиять на Ваш выбор: например, Вы дружите с автором, но его новый фильм, на Ваш взгляд, не получился, или Вы в ссоре с автором, но он снял очень крутую работу, которая идеально впишется в программу?
Моя дружба с автором не помешает мне в корректной форме сказать ему, что я думаю о его фильме. Важное уточнение: если он спросит! Но неидеальный или не совсем удачный, но все равно любопытный и ожидаемый фильм вполне можно показать. Я же не места в истории кино раздаю, а всего лишь таймслоты на фестивале.
Как критик я могу быть не очень доволен тем или иным фильмом, но как куратор искренне зову его в конкурс - потому что знаю контекст и отдаю себе отчет в том, что если фильм не близок мне, то может оказаться близок кому-то еще. Как и наоборот.
Вообще за яркие фильмы идет борьба. Фестивалей много, хороших фильмов - нет. Случаются чудеса, когда на трапе самолета в Сочи Жора Крыжовников предлагает тебе первому посмотреть "Звоните ДиКаприо", но чаще всего крутые фильмы приходится выгрызать с кровью. Это и есть работа. Собрать настолько качественную программу, насколько это возможно здесь и сейчас.
Какие фильмы Вы категорически никогда не отберете ни на один Ваш фестиваль?
Бездарные. Или "никакие". Иногда я бываю слишком жесток, особенно на начальных этапах отбора, о чем, бывает, жалею. Особенно когда восторженные киножурналисты начинают восхвалять фильмы, которым ты отказал. На отсеве "Движения" много лет делал программу Выборг и следующие за ним фестивали.
Есть ли разница, откуда Вы получаете работы: от авторов лично или от компании-агрегатора (дистрибьютора)?
Компании отказать проще - с ними у нас нормальные договорные отношения. Но в принципе я научился это делать, не нанося ущерб ничьему эго. Во всяком случае, мне так кажется.
Назовите 5 наиболее индустриально полезных для Вас смотров, откуда Вы всегда приезжаете с большим "урожаем" классных фильмов?
Из международных - это все те же Канны с Венецией, что-то всегда находится и в Берлине. Программа фестиваля на "Стрелке" состоит по преимуществу из российских премьер каннских фильмов, потому что все венецианское давно вышло в прокат, а берлинское показал ММКФ. Из российских фестивалей я стабильно езжу только на "Кинотавр".
Фото: Институт "Стрелка"
Вопросы задавала Елена Коржаева, исполнительный продюсер CinePromo
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ДРУГИЕ ИНТЕРВЬЮ ПРОЕКТА:
- Стас Тыркин: “У меня есть обязательство перед жюри, чтобы оно после просмотра не набило мне морду”
- "Не мешайте отборщику делать свою работу"! 10 вопросов Виктору Прокофьеву
- Андрей Золотуха (KONIK Fest): "Главное - это кино, всё остальное для слабаков"
- Дмитрий Якунин: «Мое кредо – «двигаться вперед, но при этом помнить и уважать традиции»
- Никита Карцев: “Для меня фильмы важнее режиссеров”
- Некоторые принципы работы программного директора "Артдокфеста" Виктории Белопольской
- Александра Жукова: "Для меня важно, когда в фильме есть живой нерв, импульс, чувство"