Меню

«Даже у самой черты можно остановиться и выбрать жизнь», — создатели фильма «1000 дешёвых зажигалок» делятся мыслями о создании социального кино, а также рассказывают про фильм, идею и дистрибуцию.

Интервью

Режиссёр фильма «1000 дешёвых зажигалок» Ирина Обидова, а также продюсеры Александра Алёхина и Алексей Лихницкий открывают секреты производства картины, трактуют идеологическую составляющую фильма, а также рассказывают об особенностях работы с пиротехникой на площадке. Создатели также поговорят о трудностях дистрибуции кино социальной тематики и ответят: какие проекты сегодня кажутся наиболее перспективными и востребованными. Александра Алёхина, один из основателей продюсерского центра «Potential» также расскажет о взаимодействии с дебютантами и начинающими авторами.

Картина доступна для онлайн-просмотра в кинотеатре KION.


Ирина Обидова (режиссёр)

— В картине мы наблюдаем за жизнью двух аутсайдеров с нелёгкой судьбой. Можете сформулировать «девиз» фильма?

Я бы выделила две ключевые мысли и два девиза. Первая: подросткам важно быть услышанными. Вторая: даже у самой черты можно остановиться и выбрать жизнь.


Немного поясню. Если бы наших аутсайдеров слышали дома, в колледже, в компании, если бы они слышали друг друга, то трагедии можно было бы избежать. И если разбирать различные драматические ситуации в жизни, в большинстве случаев окажется, что люди не слышали друг друга. Что касается второго девиза: Артем услышал Киру и сделал выбор в пользу жизни. Нам было важно это показать. Возможно, это поможет кому-то, кто сам оказался на грани.

— Как вы считаете, с каким чувством зритель должен выйти из кинозала после просмотра картины?

С желанием жить. Потому что жизнь - это наша главная ценность. Ну и, конечно, родители - с желанием обнять своих детей, поговорить с ними, услышать. Мы очень хотели в финале фильма дать зрителю надежду и свет. К сожалению, сделанное исправить нельзя, но можно выбрать жизнь, измениться.

— В третьем акте фильма Костя приносит самодельную бомбу Артёма в столовую «шараги», на которой и подрывается. Вы ответили для себя на вопрос, кто виноват и что с этим делать?

Говорят, что когда виноваты все, не виноват никто. Но действительно проблема данных трагедий, преступлений славы сложносоставная. Мы не можем здесь сказать - виноват только Костя, или только Артем, или только учителя, или родители, или одноклассники, которые буллили.

Мы можем показать многогранность и сложность проблемы, и все вместе попробовать сделать так, чтобы таких трагедий стало меньше. Это большая и сложная задача. Она должна решаться дома, в учебных заведениях, в государстве. С детьми нужно говорить, детей нужно слышать, нельзя решить проблему с помощью списков, металлоискателей, запретов и ограничений. Бунт будет назревать и искать выход. К сожалению, сегодня чаще предпочитают проблему игнорировать или пытаться ее решить силой. Так не работает.

— Кира воспитывается во вполне благополучной семье со строгими нравами, но под влиянием Артёма меняется, казалось бы, не в лучшую сторону. При этом союз приводит к хорошей развязке. К чему должны стремиться молодые люди? Какими им стоит быть, по вашему мнению?

Все люди разные и должны стремиться быть собой, искать себя, не бояться осуждения. Нет идеальной формулы: отличник - значит счастливый, успешный; аутсайдер - плохой, неудачник. Формулы и наши мнения касательно того, какими должны быть другие люди, особенно подростки - это ярлыки. А эти ярлыки как раз усиливают и так имеющиеся проблемы. Мне очень хочется, чтобы молодым людям давали развивать свою индивидуальность, интересовались их мнением, даже если оно не совпадает с мнением “редакции”, помогали найти свою дорогу и не заставляли следовать нашим ожиданиям. При этом подобный подход не подразумевает какую-то вседозволенность, пренебрежения правилами и общепринятыми социальными нормами.

— К каким фильмам вы обращались, выбирая язык для повествования?

Самый сложный вопрос в контексте этой истории. Мне кажется, мы тогда пересмотрели все фильмы про подростков. Точных референсов того, как нам хотелось рассказать свою историю, мы не нашли. Поэтому мне не хочется приводить конкретные примеры наших ориентиров в языке повествования. Безусловно, это большой список. Например, в работе над костюмом Артема мы с художником обращались к “Черному квадрату” Малевича. Еще и в сценарии, и в самом фильме мы сделали специально несколько отсылок к “Бойцовскому клубу”. Здесь это было уместно по смыслу. Ну и я очень люблю Финчера.

— Расскажите о трудностях работы с пиротехникой на площадке? Петарды не случайно выбраны в качестве сюжетообразующей детали?

Петарды и фейерверки - это символ бунта, подростковых сомнений, рвущейся наружу энергии, таланта. Это сила может нести разрушения и боль, а может - красоту.

Что касается непосредственно работы с пиротехникой на площадке, сложно было добиться реализма, будто это сделал подросток сам из подручных материалов, а не крутой специалист по спецэффектам. Сами пиротехники признавались, что не так просто было найти нужное решение. Но в результате все удалось, как мне кажется.



Алексей Лихницкий (продюсер)

— Фильм «1000 дешёвых зажигалок» затрагивает остросоциальную тему. Трудно ли заниматься дистирбуцией таких картин?

Да. Телеканалы осторожничают, платформы осторожничают, кинопрокатчики осторожничают. Те, кто в итоге не побоялся – остались довольны, отзывы о фильме прекрасные, аудитория воспринимает фильм тепло. Причем диапазон возраста аудитории, которой фильм «залетел», оказался намного шире, чем мы предполагали. Основной комментарий аудитории 40+ (на которую мы не очень рассчитывали): «Этот фильм обязательно нужно показывать в школах». Причем подобные комментарии мы получали и от родителей, которые столкнулись с проблемой подросткового экстремизма. Значит для них фильм имел терапевтическую функцию. Вывод – имеет место перестраховка. Но нам от этого вывода не легче!


— Какие жанры и форматы сегодня наиболее востребованы с вашей точки зрения?

Дело не в форматах и жанрах, главное – духоподъёмный, конструктивный и жизнеутверждающий посыл, а также работы, помогающие получить просто хорошее настроение. Люди устали от навалившихся проблем, связанных с разрушением привычного уклада жизни. Созидание помогает с правильным настроем пройти это сложное время. Важно сегодня поддержать именно созидательный настрой, чтобы не позволить жалости к себе и прокрастинации сожрать тебя.

Также думаю сейчас будет иметь успех работа, которая в принципе поможет осознать, что происходит. Но появление таких романов возможно только на дистанции побольше. Так что - ждем.

 


Александра Алёхина (продюсер)

— Вы продюсировали фильм «1000 дешёвых зажигалок» Ирины Обидовой. Скажите, насколько рискованно браться за дебютные проекты? Охотно ли продюсеры работают с начинающими авторами сегодня?

На мой взгляд, создание кино – в любом случае очень рискованная история, а дебюты — это возможность открыть новые имена, и в этом есть определенный кайф. Работа с начинающими авторами на больших проектах — это вопрос того, насколько хорошо вы слышите и понимаете друг друга. В идеале сначала нужно совместно сделать небольшой проект, например, короткий метр или веб-сериал, чтобы понять, насколько это «твой» человек и готов ли ты пройти с ним путь длиною в два года. Если говорить про дебют Иры, то здесь не было ни капли сомнений, так как уже 7 лет мы вместе снимаем короткие метры, пишем сценарии и делаем масштабные мероприятия. Сценарий «Зажигалок» создавала Лиза Цыганова для нашего продюсерского центра Potential, зимой 2021-го проект прошел в лабораторию Berlinale Talents, и это дало нам мощный толчок в поиске сопродюсеров. В нас поверил Алексей Лихницкий, и в короткие сроки (в мае решили снимать — а 2 августа уже был первый съемочный день) принял решение запускать проект.

Препродакшн был молниеносным, и здесь нам помог опыт Иры в качестве продюсера, так как она четко понимает, где и как можно оптимизировать съемочный процесс без ущерба для истории, поэтому мы смогли быстро подготовиться к съемкам.

Для меня этот проект тоже стал дебютным – как для генерального продюсера полного метра. Я получила огромный опыт и удовольствие работать в новых рамках, особенно с приличным бюджетом (в сравнении с коротким метром, где ты привык своими ресурсами закрывать все позиции, на которые не хватило средств).

— Как ваш центр Potential помогает раскрыться начинающим кинематографистам, и что нужно сделать, чтобы претендовать на вашу помощь?

Мы проводим кинорынок Potential Project Market, на конкурсы которого принимаем сценарные заявки разных форматов, отбираем лучших авторов, готовим их к защите и затем привозим в Петербург на питчинг перед ведущими российскими продюсерами, кинокомпаниями и платформами. За последние 3 года мы вычитали более 3000 сценариев и собрали большую базу сценаристов и режиссеров, с которыми сотрудничаем и проекты которых предлагаем кинокомпаниям, выступая агентами авторов. Правда, в этом году проведение кинорынка под вопросом из-за больших расходов, но мы продолжаем вести нашу агентскую деятельность и сами работаем в качестве сценарной группы над полными метрами, сериалами и веб-контентом.




В январе 2023 мы запустили прием заявок на бесплатную режиссерскую лабораторию «Ленфильм-дебют». Из сценариев дебютных полных метров, присланных со всей России, наши отборщики выберут 10 лучших авторов, которые в течение полугода будут дорабатывать свои проекты под руководством ведущих российских режиссеров – например, Натальи Кудряшовой, Алексея Попогребского, Николая Хомерики.

Параллельно мы делаем образовательные ивенты и курсы (например, вместе с Лендоком и ВШРиС) и организуем в Питере «братство кинца» – сообщество кинематографистов, оставшихся в России и ищущих возможности развиваться и делать совместные проекты. Все эти инициативы так или иначе направлены на формирование здоровой профессиональной среды в нашей киноиндустрии и включению начинающих в российский киноконтекст. И нам в кайф этим заниматься!

Интервью - Александр Скоробогатов
Редактор - Ксения Скоробогатова




Годовая подписка на Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий всего за 3 983 руб.!


Более 585 площадок по всему миру, полезные на любом этапе производства – от идеи до готового фильма. База обновляется еженедельно. Есть возможность сортировки по дедлайнам, датам проведения, странам, хронометражу и виду проекта, этапам производства – от разработки сценария, продакшена и постпродакшена до фестивального продвижения и дистрибьюции.

«Я снимаю про то, что болит», — режиссёр Борис Гуц о работе за границей, тонкостях создания кино на языке глухонемых и поиске финансирования в зарубежных фондах.

«Я снимаю про то, что болит», — режиссёр Борис Гуц о работе за границей, тонкостях создания кино на языке глухонемых и поиске финансирования в зарубежных фондах.

03.04.2023 1443

Борис Гуц, режиссёр и продюсер, поделился некоторыми особенностями построения кинопроцесса за границей, рассказал о сложностях взаимодействия с группой и аудиториями разных национальностей. Кроме того, объяснил, зачем снимать фильмы на телефон, а также дал советы начинающим кинематографистам.

Подробнее...
«Сначала нужно понять, кто ты?» - Лика Алексеева о работе в кино за границей, взаимодействии с фондами и связи с Родиной.

«Сначала нужно понять, кто ты?» - Лика Алексеева о работе в кино за границей, взаимодействии с фондами и связи с Родиной.

28.03.2023 1653

Режиссёр, продюсер и общественный деятель – Лика Алексеева – рассказала о работе кинематографистов за рубежом, а также осветила трудности, с которыми сталкиваются создатели новых проектов за пределами России. Отдельное внимание Лика уделила вопросам взаимодействия с зарубежными фондами и механизмам поиска финансирования. Не остались в стороне и темы работы в копродукции с другими странами авторами из России.

Подробнее...
Вадим Рутковский: “Линейки для искусства не придумано”.

Вадим Рутковский: “Линейки для искусства не придумано”.

08.02.2023 1607

Мы пообщались с Вадимом Рутковским, отборщиком короткого метра Московского Международного кинофестиваля и одного из главных российских смотров короткометражного кино – калининградского “Короче”: о критериях отбора, больших (или нет) переменах в российском фестивальном движении, конъюнктуре и избитых клише.

Подробнее...
#
2022, Россия, 24:41' документальный фильм реж. Арина Косьмина
#
2023, Россия, 88' игровой фильм реж. Наталия Гугуева
#
2022, Россия, 15:52' игровой фильм реж. Яна Недзвецкая
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2012, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2020, Россия, 90' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 122' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 15' игровой сериал реж. Анна Меликян
#
2020, Россия, 08' игровой сериал реж. Кирилл Алехин
#
2021, Россия, 105' игровой фильм реж. Пётр Буслов
#
2021, Россия, Армения, 97:42' игровой фильм реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов
#
2021, Россия, 110' игровой фильм реж. Александр Домогаров мл.
#
2021, Россия, Беларусь, 87' игровой фильм реж. Владимир Алеников
#
2021, Россия, 45' документальный фильм реж. Валерий Спирин
#
2021, Россия, ' субтитры к 35 фильмам реж.
#
2022, Россия, 95' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2021, Россия, 20:50' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2021, Эстония, Россия, ' игровой фильм реж. Борис Гуц
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
Telegram