2020 стал для Berlinale годом тотальной кадровой перезагрузки. Изменения коснулись в том числе секции Berlinale Shorts. CinePromo успели не только посмотреть все 5 блоков конкурса короткого метра, но и пообщаться с новым отборщиком короткометражной программы Анной Хенкель-Донерсмарк.
Как поменяется конкурс короткого метра с вашим приходом?
Berlinale Shorts – это очень особенная секция: несколько больших экранов, удивительная публика, всегда полные залы. Я не думаю, что нам так уж нужно меняться, но, на мой взгляд, всё-таки стоит ввести ряд дополнительных вещей: мне хотелось бы сосредоточиться на работе со зрителями, мы добавили панель “Shorts take their time” для получения обратной связи от аудитории и осмысления включенных в конкурс короткометражек. У нас есть кинотеатр на несколько часов, тогда как сам показ обычно длится около 90 минут, и у нас остается достаточно времени, чтобы обсудить просмотренное с залом. Мы поймем, хорошая эта задумка или нет, продолжив начатое в следующем году.
Вопрос, уже ставший избитым штампом для любого отборщика на интервью или пресс-конференции: по каким критериям вы отбираете фильмы в конкурс?
Все это спрашивают (смеется). Я руководствуюсь только 2-мя критериями: хронометраж не должен превышать 30 минут, и нам нужна международная или мировая премьера. Всё.
Есть ли у вас кураторы по каждой территории мира, например, по России и СНГ, Латинской Америке, Африке и пр.? И как вы ищите фильм для конкурса: вы смотрите только то, что приходит в виде официальных заявок, или в ряде случаев запрашиваете интересующие вас картины?
Сразу хочу сказать, что финальное решение всегда остается исключительно за мной.
Всего в отборочной комиссии Berlinale Shorts, помимо меня, работает 8 человек. Мы отсматриваем фильмы по мере их поступления в хронологическом порядке. У нас нет кураторов по каким-либо территориям, странам или жанрам. У нас есть, скажем так, делегаты в каждой из стран, и они могут рекомендовать нам какие-то фильмы, но они, естественно, ничего не решают. Каждый фильм смотрят, как минимум, 2 человека.
У авторов есть такая нерушимая традиция – подавать фильмы в последний день. Как вы к этому относитесь? Меньше ли у них шансов на успех в таком случае? Что думаете об отправки на фестиваль черновых версий?
Конечно, нет. Не имеет никакого значения, когда вы отправили нам заявку. Но если вы подаете свою работу уже после дедлайна, да, тут вступает в силу банальная бюрократия – в таком случае мы не сможем её принять.
Что касается черновых версий, они имеют место быть, но всё-таки лучше заявлять окончательную версию - с финальными звуком и цветокоррекцией.
То есть вы сначала всё отсматриваете, и только потом формируете программу?
Да, всё верно. Сначала мы отсматриваем абсолютно всё. Мы очень боимся пропустить какую-нибудь хорошую короткометражку, поэтому смотрим все до единой.
Является ли для вас дополнительным аргументом в пользу фильма, если он принял участие в Berlinale Talents, например?
Нет, это не имеет значения. На самом деле я изначально не вижу, пришел ли к нам фильм после Berlinale Talents или нет, для этого нужно кликнуть по анкете раза 3, наверное, а это отнимает кучу энергии. Мне всё равно, Berlinale Talents это или нет.
Конечно, иногда нам Berlinale Talents что-то рекомендуют, но это совершенно не означает, что мы этот фильм отберем.
Почему у вас есть отдельная ЛГБТ-секция? И почему ежегодно Berlinale Shorts включает так много фильмов на ЛГБТ-тематику?
Это не отдельная секция, а просто награда. Основатели Teddy ежегодно у нас запрашивают документальные, анимационные и игровые короткометражки, вошедшие в конкурс, которые затрагивают проблемы гомосексуальности, и могут подойти для её вручения. А почему она у нас появилась? Вам нужно, наверное спросить, создателей Teddy…
Расскажу чуть-чуть об особенностях этой награды. Представители каждой конкурсной программы (Generation, Panorama, Forum, Berlinale Shorts и пр.) могут сделать ЛГБТ-подборку для Teddy, которые потом из неё формируют шорт-лист. В этом году на Teddy Award мы подали 2 фильма: “Hama’Azin” (прим.: подросток, проходящий службу в израильской армии подслушивает разговор двух геев, этот эпизод заставляет его задуматься о самоопределении в гетеросексуальной брутальной среде) и “Play Back” (прим.: картина рассказывает об аргентинских трансгендерах, умерших от СПИДа, смонтирован из VHS-архивов 80-х гг.). В обеих работах сексуальная идентичность является движущей силой всей истории, и она неотделима от политического бекграунда.
Честно говоря, я не обращаю внимание, затрагивает ли фильм темы ЛГБТ или нет, это не причина, чтобы фильм взять в программу или ему отказать. Значение имеет лишь хорошо рассказанная история. Это наш основной критерий.
Что для вас плохой фильм?
О, так много факторов, делающих фильмы плохими… Я скажу так, зачастую мы не отбираем фильмы в конкурс не потому что они плохи, нам просто кажется, что наша площадка не является для них подходящей. Каждый фестиваль имеет свой контур. Фильм, который плох для меня, может быть хорош для кого-то другого.
То есть это всегда субъективно?
Да, всегда.
Какие индустриальные возможности секция Berlinale Shorts дает начинающим авторам? Зачем в ней участвовать, прежде всего?
В первую очередь, это возможность показать свой фильм на большом экране перед большой аудиторией, в том числе прессой (а ежегодно число СМИ, освещающих фестиваль, только растет).
У нас есть так называемые пресс-завтраки, где мы знакомим начинающих авторов с представителями масс-медиа, агентствами, дистрибьюторами, а также фестивалями, которые имеют рынки или питчинги. Например, ты являешься идеальным кандидатом для наших пресс-завтраков, потому что ты и журналист, и дистрибьютор. Кстати, эти пресс-завтраки явление новое. В какой-то момент мы подумали, что было бы классно знакомить начинающих авторов и дистрибьюторов лицом к лицу, потому что, как ты сама хорошо знаешь, на очных встречах случается та самая химия.
Также у нас есть специальная программа для фестивальных отборщиков. Им не нужно в течение недели ловить показы короткого метра (прим.: 5 блоков Berlinale Shorts и Generation), они могут всё посмотреть за 2 дня в одном кинотеатре с небольшими перерывами на “домашнюю работу”.
Помимо прочего, у нас сложились очень тесные отношения с телеканалом Arte. Ежегодно они покупают короткометражки из нашего конкурса (прим.: например, Arte купили права на фильм "Молоко" Дарьи Власовой).
Еще в течение года мы делаем кинотеатральные показы Berlinale Spotlights, и все fee идут напрямую авторам.
Сколько ориентировочно может стоить короткий метр?
Мы просим от 50 до 100 евро за показ в зависимости от ситуации.
Короткометражки популярны в Германии?
У нас огромное комьюнити фанатов короткого метра, но такая ситуация только в больших городах. Например, в той деревне, откуда я родом, ничего не знают о коротком метре, но если ты придешь на показ в рамках Berlinale Shorts, зал будет переполнен. Интерес есть, но это очень узкая ниша.
Как часто короткометражки показывают на немецком ТВ?
Очень редко. Насколько я знаю, у нас есть всего 2 или 3 канала, например, Arte Kurzschluss и MDR Unicato, которые показывают короткометражки. В основном короткий метр берут VOD-платформы, пользователи которых готовы платить за просмотры. На vimeo вы также можете делать платные показы короткого метра...
Очень часто начинающие авторы используют нелегальную музыку в своих фильмах? Вы это как-то проверяете?
Это проблема автора. Мы это не проверяем, но каждый фильммейкер подписывает соглашение, где подтверждает, что все права на музыку “очищены”. Если он нас обманывет, это его проблемы.
Вернемся к индустриальной пользе Berlinale Shorts. Как часто режиссеры стартуют с полными метрами после короткометражного конкурса Берлина? Стремитесь ли вы к открытию новых имен или вам важнее показать палитру форм и киноязыка?
Короткий метр – это произведение искусства само по себе, и мы не рассматриваем его как некое упражнение перед полным метром. Вместе с тем, в этом году в параллельных секциях присутствуют 3 или 4 фильммейкера, которые вернулись в Берлин со своими полными метрами.
Будете ли вы более заинтересованы работе автора, который уже принимал участие в Berlinale?
Нам всегда любопытно, что делают авторы, когда-либо принявшие участие в Berlinale, но это не является гарантией отбора его нового фильма в программу.
Назовите несколько режиссеров, которые стали известными благодаря Berlinale Shorts.
О, их столько… Например, Рубен Эстлунд принимал участие в нашем короткометражном конкурсе, а потом его “Форсмажор” и “Квадрат” завоевали весь мир.
Вопросы задавала Елена Коржаева, исполнительный продюсер CinePromo