Меню

«Мы хотели сделать короткий метр мечты». Интервью с создательницами «Кометы» и онлайн-премьера фильма.

Онлайн-премьеры

Режиссер Ирина Обидова и сценарист Лиза Цыганова уже несколько лет работают в тандеме в команде продюсерского центра Potential. Недавно Лиза прошла отбор с одним из их новых совместных проектов в творческую лабораторию для молодых кинематографистов Berlinale Talents (Script Station) в рамках Берлинского международного кинофестиваля, стартующего 1 марта 2021.

А предмет нашей беседы с Ириной и Лизой – их драматическая картина «Комета», которая была показана на двух десятках фестивалей в России и за рубежом, трогательная, пронзительная история, результат искренних творческих усилий, профессионализма и командной работы. Онлайн-премьера на ютуб-канале Кино-Театр.Ру.

Как родилась история «Кометы»?

Ирина: Мы с Лизой познакомились лет 5 назад на сценарных конкурсах Potential, которые мы ежегодно проводим. Мне так нравились ее тексты, что в какой-то момент я стала привлекать ее к нашим проектам. И уже года два она работает в нашей команде как сценарист. Темы, нас обеих интересующие, очень пересекаются, и нам комфортно и в соавторстве, и в паре сценарист-режиссер.

Помимо заказных или общих рабочих проектов нам всегда хотелось сделать что-то чисто творческое. У нас уже давно в планах несколько больших проектов, которые мы пишем. Но нам еще хотелось сделать что-то более короткое, что можно быстро запустить. Так мы и начали писать этот короткий метр.

Лиза: Мы хотели сделать короткий метр мечты. Чтобы это была абсолютно творческая история, не заказная. Темой мы выбрали то, как ребенок переживает развод родителей. Тема сложная и болезненная, то, с чем и я, и Ира сталкивались. Никто из нас до этого не рефлексировал на эту тему в творчестве. Взявшись за нее, я написала несколько совершенно разных коротких метров, но все как-то было «не туда». Хотелось видеть сценарий, который по-настоящему захочется снять, потому что все это было очень творчески, для себя, ну и, конечно, для зрителя. Сценарий «Кометы» был последним текстом в этом ряду. Он-то и срезонировал у нас обеих.

Как, по-вашему, есть какая-то надежда на счастливый исход в этой истории? Или вся надежда – на то, что сама история заденет какие-то струны в душах зрителей?

Ирина: История получилась тяжелой для восприятия из-за темы и открытого финала, который каждый читает по-своему. Я закладывала идею, что детская вера сильнее невзгод. Девочка увидела точку на небе и подумала, что это та самая комета, а значит, у нее есть шанс помирить родителей. Она не сдается. И то, что она в конце кричит «Мама, мама, папа шарф забыл!», – как раз о том, что ребенок-то сидеть сложа руки не собирается. Она не теряет надежду.

Но, с другой стороны, давая в конце статистику разводов и превращая комету в военные самолеты, мы все-таки прорабатывали образ развода как войны. А на мой пацифистский взгляд, в войне нет победивших. Даже при самом мирном разводе, если в семье есть дети, победителей в этих домашних войнах нет. Сколько бы ни было лет ребенку, он тяжело переносит развод. То есть если посмотреть на все это глазами девочки, намек на доброе и светлое есть. Но мы смотрим глазами взрослых, мы видим цифры статистики и понимаем, сколько в стране травмированных разводом детей.

Лиза: Для нас в истории попыток помирить родителей важно было не делать какого-то хэппи-энда. В жизни такое невозможно. Попытки девочки очень искренние, но достаточно наивные. Понятно, что они никогда не увенчаются успехом в таком сильном конфликте, когда люди уже стали друг другу совершенно чужими. Оставлять надежду здесь было бы какой-то фальшью. Но я вижу надежду в самой энергии девочки, в том, что она упорна, себе на уме, никого не слушает. Несмотря на то, что у нее, конечно, не получится помирить родителей, она может эту свою самодостаточность и смелость пронести с собой во взрослую жизнь и стать классным человеком.

Мне было важно показать в финале, что после очередной ссоры девочка продолжает свои попытки, показать ее упорство и оптимизм. В классической драматургии принято, чтобы герой менялся в финале произведения, а у нас героиня не меняется. Для меня это было сознательным драматургическим приемом. Я хотела показать тот самый свет: ее сохраняющийся оптимизм и вера как бы говорят о том, что она выживет в этой войне.


Вы показываете очень интеллигентных людей. Сами по себе они симпатичны, занимаются интересными вещами. Образы этих родителей контрастируют с тем, как они крайне неинтеллигентно ведут себя во время ссоры.

Ирина: Это сделано абсолютно осознанно. Принято считать, что разводы, скандалы при детях происходят в маргинальных семьях, там, где люди живут ниже среднего достатка, там, где пьют, употребляют наркотики и т.д. Задача этой истории – показать, что это все среди нас, это есть в самых благополучных семьях, при прекрасном отношении обоих родителей к ребенку, при достатке. Мы не хотели делать это историей ни про богатых, ни про бедных людей. Для нас важно было показать уверенный, интеллигентный средний класс. Но ругаются они также. И если есть эти обиды, то интеллигентность здесь сдерживает разве что рукоприкладство. Но любая ссора все равно некрасива.

Мы специально подобрали очень интеллигентных по типажам артистов. Вообще, так получилось, что почти у всех в команде есть схожий с нашей историей жизненный опыт: у кого-то родители разводились, кто-то сам разводился. Все совпало настолько, что это был тот случай, когда создание кино стало чем-то вроде групповой психотерапии.

Лиза: Я присутствовала на пробах и помню момент, когда Ира отбирала девочку на главную роль. Лиза Мамошина, которая в итоге сыграла в «Комете», прекрасно прочитала текст, она была абсолютно невероятна, мы все сразу в нее дико влюбились. Затем Ира с каждым из детей разговаривала о том, понимают ли они эту историю, близка ли она им. И Лиза сказала, что история ей близка и заплакала – ее родители незадолго до кастинга развелись. Мы были под огромным впечатлением от этого момента.


Что оказалось самым сложным при создании фильма?

Ирина: После «Кометы» я зареклась заниматься продюсированием собственных режиссерских проектов. Соединять несколько ролей очень сложно и это сильно удлиняет процесс.

Было много сложностей на постпродакшене. Мне в целом нравится, как получилась история, но в процессе у меня было очень много рефлексии и замечаний к себе. С этим приходилось как-то бороться, чтобы довести фильм до состояния, когда он тебя устраивает.

Ну и, конечно, как и с любым коротким метром, хотелось бы больше денег, больше возможностей, больше группу, чтобы все было быстрее и не на коленках. Но ничего страшного. Даже в наших условиях кино, на мой взгляд, получилось.

Лиза, вы уже упомянули, что присутствовали на пробах. Вы как-то участвовали в процессе создания фильма «Комета» после завершения работы над сценарием?

Лиза: Чаще всего сценарист прощается со своим проектом после того, как он продает или отдает сценарий. В работе с Ирой у меня есть возможность видеть все этапы создания кино. Мы дружим и, что важно, не мешаем друг другу. Я могу находиться на площадке и наблюдать, чем-то помогать. Это большая редкость для сценаристов, и я считаю, что это очень полезно. Жаль, что так происходит не всегда. Когда ты видишь, как на репетициях герои читают твои диалоги, ты сразу чувствуешь, где совершил ошибку, где текст достаточно живой, а где нет, где артистам удобно читать, а где не очень. На площадке ты видишь, что из написанного тобой хорошо работает, а что, может быть, ты написал недостаточно кинематографично. Все это помогает совершенствовать мастерство.

Ирина: Лиза всегда участвует в разработке. Я пишу подробные режиссерские сценарии и показываю, как я адаптирую текст, что меняю. Лиза иногда помогает мне переписать сцену. Я могу, например, сказать: «Мне здесь не хватает диалога», и мы вместе это доработаем. Мне кажется, это здоровая практика, когда автор сценария остается и принимает участие в проекте хотя бы на уровне наблюдателя. Все равно невозможно снять, как написано, это все живое, оно адаптируется в процессе. Работа ускоряется, когда есть еще одна голова, способная подумать над возможными решениями, когда нужно что-то изменить по ходу.


Какие реакции зрителей «Кометы» вам запомнились?

Ирина: Мы показывали в Питере в «Лендоке». Когда включился свет, я видела, что многие плакали. Для меня это значит, что кино работает. Несколько человек подошли и сказали «спасибо», кто-то задавал вопросы. Самый приятный вопрос для меня как для режиссера был «Как ты заставила артистов так это проживать?» Значит, им верят. У нас прекрасное трио. Были бы другие артисты, получилось бы по-другому.


Материал подготовила: Ирина Гугушина, специальный корреспондент CinePromo

«Это и есть настоящее счастье и кайф – когда тебя услышали». Интервью с режиссером документальной короткометражки «Я – Ирина» Татьяной Ротарь.

«Это и есть настоящее счастье и кайф – когда тебя услышали». Интервью с режиссером документальной короткометражки «Я – Ирина» Татьяной Ротарь.

27.01.2021 1220

Общаемся с Татьяной Ротарь, выпускницей Института кино и телевидения (ГИТР), режиссером фильма «Я – Ирина» о его главной героине – слепо-глухой актрисе Ирине Поволоцкой, фестивалях и документальном кино. Смотрите картину в нашем онлайн-кинотеатре.

Подробнее...
5 отличных новогодне-рождественских короткометражек

5 отличных новогодне-рождественских короткометражек

22.12.2020 2082

Представляем 5 короткометражных фильмов со всего мира, которые настроят на предвкушение волшебства и чуда.

Подробнее...
«Я хочу, чтобы люди начали видеть героев вокруг». Общаемся о документальном фильме «Вован» с его создательницей Александрой Зайцевой.

«Я хочу, чтобы люди начали видеть героев вокруг». Общаемся о документальном фильме «Вован» с его создательницей Александрой Зайцевой.

17.12.2020 901

Короткометражный фильм Александры Зайцевой – об обычном парне, работающем пожарным. Но может ли человек, каждый день рискующий жизнью, быть обычным? Какая у него жизнь? Смотрите кино в нашем онлайн-кинотеатре.

Подробнее...
#
2020, Россия, Франция, Швейцария , ' игровой фильм реж. Кирилл Серебренников
#
2018, Россия, Эстония, Франция, 90' игровой фильм реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов
#
2018, Россия, 10' игровой сериал реж. Ирина Вилкова
#
2019, Россия, 90' игровой фильм реж. Клим Шипенко
#
2019, Россия, 49' игровой сериал реж. Константин Богомолов
#
2006, Россия, 136' игровой фильм реж. Николай Лебедев
#
2007, Россия, 103' игровой фильм реж. Анна Меликян
#
2015, Беларусь, 14:59' игровой фильм реж. Митрий Семёнов-Алейников
#
2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51' игровой фильм реж. Лика Алексеева
#
2015, Россия, 88:43’' игровой фильм реж. Александр Котт
#
2016, Мексика, ' анимация реж.
#
2016, Россия, 22:24' игровой фильм реж. Кирилл Васильев
#
2016, Россия, 97' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2016, Россия, 90' игровой фильм реж. Павел Руминов
#
2016, Россия, субтитры к 55 фильмам' анимация реж.
#
2016, Россия, 26' игровой сериал реж. Артур Богатов
#
2017, Россия, 92:26' игровой фильм реж. Лера Суркова
#
2017, Россия, субтитры к 23 фильмам' анимация реж.
#
2017, Россия, 25:01' игровой фильм реж. Евгений Никитин
#
2017, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Федотов
#
2017, Россия, 83' игровой фильм реж. Роман Волобуев
#
2017, Россия, 90' игровой фильм реж. Иван Шурховецкий
#
2018, Эстония, Россия, 18:46' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2018, Россия, 96' игровой фильм реж. Марюс Вайсберг
#
2018, США, Россия, 10:38' игровой фильм реж. Юлия Трофимова
#
2018, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2018, Россия, 18:09' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
2018, Россия, 52' игровой сериал реж. Андрей Джунковский
#
2018, Россия, 100' игровой фильм реж. Мария Агранович
#
2018, Россия, 14:45' игровой фильм реж. Максим Елагин
#
2018, Россия, 08:07' игровой фильм реж. Иван Плечев
#
2019, Россия, 14:59' игровой фильм реж. Василиса Кузьмина
#
2019, Россия, 26' игровой фильм реж. Олеся Яковлева
#
2019, Россия, 13:10' игровой фильм реж. Владимир Копцев,Елена Копцева
#
2019, Россия, Грузия, 80' игровой фильм реж. Петр Левченко
#
2019, Россия, 24' игровой сериал реж. Антон Маслов
#
2020, Россия, 93:43' игровой фильм реж. Даша Чаруша
#
, , ' реж.
#
1999, Россия, 210' игровой фильм реж. Юрий Александров
#
2008, Россия, 100' игровой фильм реж. Александр Прошкин
#
2008, Россия, 127' игровой фильм реж. Владимир Бортко
#
2010, Китай, 50 серий по 40 мин' сериал реж. Шаохун Ли
#
2012, Россия, 73' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2013, Россия, 30' документальный фильм реж. Вениамин Тронин
#
2013, Россия, 18:15' игровой фильм реж. Виталий Курапов
#
2013, Россия, 12:30' анимационный фильм реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна
#
2013, Россия, 28:32' игровой фильм реж. Сергей Соловьёв
#
2013, Россия, 29:10' документальный фильм реж. Дмитрий Завильгельский
#
2013, Россия, 1:10' арт-видео реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 13:52' игровой фильм реж. Ксения Гришина
#
2014, Россия, 08:20' игровой фильм реж. Юлия Сапонова
#
2014, Армения, 22' игровой фильм реж. Вагенак Балаян
#
2014, Россия, 85' документальный фильм реж. Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 27' документальный фильм реж. Людмила Бычкова
#
2014, Россия, 130:24' игровой фильм реж. Владимир Котт
#
2014, США, 8' игровой фильм реж. Иван Петухов
#
2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19' игровой фильм реж. Жанна Карабалаева
#
2014, Сингапур, Россия, 09:26' игровой фильм реж. Максим Дашкин
#
2014, Россия, 35' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 60' документальный фильм реж. Мумин Шакиров
#
2014, Россия, 18:07' игровой фильм реж. Анастасия Полухина
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Никита Шулешко
#
2014, Россия, 4:54' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 42:52' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас
#
2014, Россия, 26:03' игровой фильм реж. Игорь Каграманов
#
2014, Россия, 5:45' игровой фильм реж. Михаил Романовский
#
2014, Россия, 90' игровой фильм реж. Арсений Гончуков
#
2014, Россия, 28:30’' игровой фильм реж. Виктор Сидоров
#
2014, США, 100' игровой фильм реж. Грен Уэллс
#
2014, Россия, ' документальный фильм реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау
#
2014, Россия, 16:07' игровой фильм реж. Юрий Суходольский
#
2014, Россия, 26:25' игровой фильм реж. Руслан Магомадов
#
2014, Россия, 7x5' анимационный сериал реж. Станислав Метельский
#
2014, Россия, 4 серии по 60 минут' игровой сериал реж. Владимир Хотиненко
#
2014, Россия, 24:26' игровой фильм реж. Марина Мигунова
#
2014, Россия, 10 серий по 43 минуты' игровой сериал реж. Андрес Пуустусмаа
#
2014, Россия, 19' игровой фильм реж. Валерий Полиенко
#
2014, Россия, 44:10' документальный фильм реж. Сергей Циханович
#
2014, Россия, 7' игровой фильм реж. Наташа Новик
#
2015, Россия, 05:05' игровой фильм реж. Кристина Работенко
#
2015, Россия, 95' игровой фильм реж. Султан Хажироко
#
2015, Россия, 11:25' игровой фильм реж. Ефграф Сорокин
#
2015, Россия, 24:42' игровой фильм реж. Никита Ордынский
#
2015, Россия, 11:45' анимационный фильм реж. Игорь Писаренко
#
2015, Россия, 43' документальный фильм реж. Надежда Попова
#
2015, Россия, 20' игровой фильм реж. Алексей Нужный
#
2015, Россия, 15:57' игровой фильм реж. Никита Тамаров
#
2015, Россия, 16:22' игровой фильм реж. Анна Котт
#
2015, Россия, 27:21' игровой фильм реж. Ольга Городецкая
#
2015, Россия, Франция, 51:28’' документальный фильм реж. Егор Климович
#
2015, Россия, 36:16' документальный фильм реж. Андрей Ерастов
#
2015, Россия, 10' игровой фильм реж. Александр Коржов
#
2015, Австралия, 119' игровой фильм реж. Джослин Мурхаус
#
2015, Россия, 19' документальный фильм реж. Дмитрий Калашников
#
2015, Россия, 24' игровой фильм реж. Дмитрий Голубов
#
2015, Россия, 100' игровой фильм реж. Рустам Ильясов
#
2015, Россия, 10х26' документальный фильм реж. Денис Дьяконов
#
2015, Россия, 15' анимационный фильм реж. Илья Панкратов
Telegram